Полушутя - о гигиене в Раннее Средневековье

Jul 10, 2008 17:47

Навеяно подзамочным постом paccar_killa о гигиене в средние века.

Весьма часто, работая с раннесредневековыми источниками, я сталкивался с тем, что расхожее (укоренившееся, видимо, с эпохи Просвещения) представление о германцах-варварах как о грязных, заросших дикарях, облачённых чуть ли не в звериные шкуры, абсолютно не соответствовал картине, которую изображают источники. Примечательно, что информация, которой мы располагаем, исходит от ортодоксальных епископов, которые изобличали варварских владык как злочестивых ариан и, понятное дело, не спешили о них сообщать ничего хорошего. Но между строк порою проскальзывают удивительнейшие вещи. Например, вандальские короли всегда следили за собой и очень любили купаться. Переместившись в Северную Африку, они без устали плескались в море и поддерживали в приличном состоянии римские термы (об инфраструктуре в Вандальском Карфагене подробно писали С. Лансель, Л. Эннабли, К. Лепелле, И. Тебэр, так что мне в сущности нечего добавить; почти все вышеуказанные специалисты в один голос свидетельствовали о сохранности терм римского времени).

А вот два любопытных эпизода, переданных в «Истории вандальских гонений» (Historia Persecutionis Wandalicae):



Vict. Vit. I. 17-18: Qui dum, ut moris est, ad Maxulitanum litus exisset, quod Ligula vulgi consuetudine vocitatur, amissis iam ecclesiis et rebus occurrere visi sunt supplicantes, ut ad consolandum populum Dei saltem habitandi facultas, Wandalis iam dominantibus, concederetur. Quibus ille per internuntium rabido respondisse ore probatur: “Decrevi ego de nomine et genere vestro nullum dimittere, et vos audetis talia postulare? Quos etiam vicino mari voluit eadem hora demergere, nisi a suis diu, ne hoc faceret, rogaretur.”

В то время как он (король Гейзерих. - И.К.), как у него это было принято, выехал на побережье Максулы (совр. Радес. - И.К.), в народе называемое Лигулой, эти люди, после того как они лишились своих церквей и имущества, были замечены, пришедши к нему и упрашивая, чтобы им была дана возможность постоянно проживать там, где вандалы уже владычествовали, чтобы хотя бы утешать народ Божий. Известно, что в ответ он изрёк им своими безумными устами через посланника (на переводе слова internuntius как посланник, посредник вестник, а не как переводчик (в таком случае подразумевалось бы, что вандалы не знали латинского языка, настаивает Дж. Мурхед в противовес Э. Штейн. - И.К.): «Я постановил никого не допускать их имени и рода вашего, и вы ещё осмеливаетесь требовать такое?» Он даже хотел сбросить их в находящееся поблизости море, но его свита долго уговаривала его не делать этого.

А здесь речь идёт уже о Хунерихе, сыне и преемнике Гейзериха. Тот предпочитал уже не просто плескаться в море "дикарём", а использовать "цивильные" бани и термы.

Vict. Vit. III, 16-17: Dum ergo gementes in circuitu murorum nudo sub aere iacerent, factum est ut rex impius ad piscinas exisset. Cui universi occurrere maluerunt, dicentes: "Ut quid taliter adfligimur? Pro quibus malis forte commissis ista perpetimur?" Quos ille torvis oculis aspiciens, priusquam suggestionem eorum audisset, iussit super eos cum sessoribus equos dimitti, ut tali violentia possent non solum conteri, verum etiam necari. Quorum tunc multi contriti sunt, et praecipue senes et infirmi.

«И вот, когда они, стеная, лежали вокруг городских стен под открытым небом, случилось так, что нечестивый король выехал к термам. Все решили подойти к нему, говоря следующее: «За что мы так страдаем? За какие совершенные, может быть, злодеяния мы претерпеваем такое? Он же, взирая на них диким взором (torvis oculis) и, не дослушав их жалобы, приказал напустить на них лошадей с седоками верхом, чтобы не только покалечить, но и убить их таким жестоким способом (tali violentia). [Действительно], многие из них были растоптаны, в особенности старики и больные»

[Кстати, переводы страдают некоторой вольностью в ущерб грамматической правильности, так что прошу особо строго не судить:))]

У меня тут параллельно возникла крамольная мысль: может быть, епископы просто выбрали неудобное время? Если бы они подошли к королю после бани, когда он расслабился и в хорошем настроении, то, может быть, их переговоры с монархом увенчались успехом? В самом деле, кому из вас приятно, ежели кто-нибудь из вас, простите, в ванну собрался, а вас всякими вопросами донимают…

А в противовес этому - дикость и некультурность Зрелого Средневековья, утратившего, казалось бы, самые элементарные представления о личной гигиене! Вшивые конкистадоры и испанская королева Изабелла, месяцами (если не годами) не менявшая бельё, по-видимому, вошли в поговорку…

Более того, как показывают современные исследования в области исторической антропологии, в Европе даже к XIX в. ситуация мало изменилась к лучшему. Вот какое описание Парижа XIX в. даёт Юджин Вебер: «Дома стояли меж зловонных болот. У порогов гнили отбросы, здания утопали в них все глубже... Бытовой мусор вперемежку с требухой, испражнениями и падалью сваливали в тянувшиеся вдоль улицы сточные канавы. Туда же выбрасывали трупы недоношенных младенцев. Еще в конце XIX века префекты издавали циркуляр за циркуляром, предписывавшие обязательное захоронение мертвого плода...».

А вот так (до одурения просто) решались проблемы с совершением естественных отправлений при отсутствии сантехники (прошу прощения за подробности, но из песни слова не выкинешь): «Судебные архивы 40-х годов XIX века содержат немало дел о привлечении к ответственности домовладельцев и слуг за опорожнение ночных горшков из окон верхних этажей. В этом же десятилетии появились первые общественные уборные, но мужчины и некоторые женщины продолжали мочиться, а то и испражняться у порогов домов, возле столбов, церквей, статуй и даже у витрин магазинов. Содержимое выгребных ям просачивалось в землю, заражая воду в колодцах, а воздух дымился от гнилых испарений» (Veber Eugene. From Ordure to Order // The New Republik. Washington. 1991. July 1. - Русский перевод см.: Интеллектуальный форум. М., 2000. № 1). Мне ещё приходилось слышать точку зрения историков моды, что знаменитые марки духов, изобретенные во Франции, предназначались в первую очередь для того, чтобы замаскировать аромат, исходящий от немытого тела, а принадлежностью туалета в высшем обществе были изящные чесалки (от блох) из слоновой кости и дорогих пород дерева...

Так что период "тёмного" Раннего Средневековья во многом был "золотым веком" (в том числе и в области самого обыденного быта!)
Previous post Next post
Up