Евангелие от Фомы - Л6

Mar 30, 2024 09:00

6. 1 Спросили Его ученики Его, они сказали Ему: Ты хочешь, чтобы мы постились?
2 И как мы будем молиться и давать милостыню?
3 И какой пищи мы будем придерживаться? [вариант перевода: "От какой пищи мы будем воздерживаться" (παρατηρεω - соблюдать)][Мф.6:1-18]
4 Сказал Иисус: Не лгите, и того, что ненавидите, не делайте,
ибо всё открыто пред лицом <истины>. [вариант перевода: "небес"]
5 Ведь нет ничего тайного, что не станет явным,
и ничто сокрытое не останется нераскрытым. [Фм.5; Мф.10:26; Мк.4:22; Лк.8:17; Лк.12:2]

Обратите внимание, пророк проигнорировал конкретные вопросы учеников, ибо они касаются показного благочестия, внешнего делания, а не внутреннего. Более того, в логии 14 он объяснит, почему в этих ритуальных деяниях не только нет смысла, но от них может быть вред для души человека.

Но зато их вовсе не проигнорировал Христос у Матфея в 6:1-18 и дал по каждому вопросу все необходимые наставления и заповеди: как поститься, молиться, давать милостыню. Вот только нет никакого смысла в ритуальных действиях, молитвах, постах и жертвоприношениях, если не знаешь, почему все это делается и откуда произошло. Сохранилось речение Иисуса, не вошедшее в каноническое евангелие от Луки и, вероятно, перекочевавшее туда из Евангелия от евреев: "В тот же день он увидел человека, работавшего в субботу, и он сказал ему: „Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен, но, если не знаешь, ты проклят как преступивший закон“" (Свенцицкая И. Апокрифы древних христиан, 44).

Не спасут душу обряды, ритуалы или принадлежность к "правильной" церкви, если нет главного - понимания и исполнения нравственных норм, которые не записаны в писаниях, но рождаются в сердце любого человека, было бы желание его очистить.

Уже в "Пастыре" Гермы, одном из первых протохристианских текстов, первоначально даже входившем в канон, сказано: "Постись же Богу следующим постом: не лукавствуй в жизни, но служи Богу чистым сердцем; соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце своем. Веруй в Бога, и если исполнишь это и будешь иметь страх Божий и удержишься от всякого злого дела, то будешь жить с Богом. И таким образом ты совершишь великий и угодный Богу пост". Впрочем, здесь хоть и игнорируются ритуальные действия, но речь идет все-таки о типично иудейской традиции, во многом воспринятой христианством: служении Богу, страхе перед ним и исполнении заповедей.

Самым же главным "постом" Иисус считает воздержание... от лжи. Характерно, что в христианстве ложь не считалась чем-то особо предосудительным с самого начала: она была неизбежна при краже и перетолковывании чужих религиозных писаний, тайном исправлении древних текстов, приписывании свежесочиненных текстов основоположникам, сочинении житий святых с невероятными чудесами, выборе способов управления паствой, борьбе с "еретиками" с использованием репрессивной машины государства и т.д. и т.п. Даже извиняющий и оправдывающий ложь термин придумали: "ложь во спасение", эдакий "благочестивый обман". В защиту "лжи во спасение" писали Климент Александрийский, Ориген, Иероним Стридонский, Августин Аврелий, Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст и многие другие. До совершенства этот метод довели иезуиты. Более подробно эта тема освещена мной в "Словаре символов Апокалипсиса", раздел "Антихрист".

В кратких списках грехов к исповеди ложь обычно даже не упоминается. И причина этого понятна, нет смысла ее объяснять. У Иисуса же воздержание от лжи "превыше поста и молитвы".

Бог зрит в сердца и видит намерения, именно перед ним прежде всего все раскрыто. Но не только перед Богом - сокрытое и тайное неизбежно раскрывается и в истории, пусть даже через тысячи лет.

* * *
< Евангелие от Фомы - Л5 = = = Евангелие от Фомы - Л7 >

Фома, религия

Previous post Next post
Up