Тринадцать теорем для России. Как стране выходить из кризиса... (окончание статьи)

Aug 28, 2009 12:03

http://www.mk.ru/economics/341176.html?phrase_id=3607394

(окончание, начало смотри следующий пост)
Теорема 5: Для сбалансированной экономики необходимо приближаться к следующим соотношениям цен на жизнеобеспечивающие (базисные) товары по отношению к цене на бензин:

1. Цена 1 кг хлеба равна стоимости 3 - 4 л жидкого топлива (бензина, дизельного и авиационного топлива).

2. Цена 1 л бензина равна стоимости 5 - 7 квт/час электроэнергии.

3. Минимальная месячная квартплата за 1 - 2­х комнатную квартиру равна стоимости около 300 л бензина или 2000 квт/час электроэнергии.

4. Цена одной поездки на городском транспорте примерно равна стоимости 2 л бензина.

5. Минимальная месячная зарплата должна равняться стоимости 1000 л бензина. Средняя зарплата - в два раза больше.

6. Стоимость 1 кв м простого (неэлитного) жилья равна средней месячной зарплате, т.е. 2000 л бензина.

В странах, в которых нет существенных и разрушающих производство дисбалансов, вышеприведенные отношения разнятся на ±15% в зависимости от природных условий, традиций и т.д., но не в два и более раз как в нынешней России. В нынешней России цены на хлеб, услуги ЖКХ и транспорт в 2 - 3 раза занижены по отношению к ценам на бензин, стоимости жилья. Т.е. нынешний экономический порядок в России душит сельское хозяйство, всех, кто вовлечены в производство хлеба, обслуживает ЖКХ и транспорт. Но в тоже время этот порядок обеспечивает сверхдоходы в сырьевых отраслях и строительстве жилья. Эти сверхдоходы отсасывают ресурсы из народного хозяйства, которые должны быть использованы для его обновления. Значительная часть сверхдоходов питает аномальную коррупцию и разлагает государственные структуры.

Класс богатых людей, стремясь избежать обесценивания своих денежных накоплений, скупает недвижимость, в частности квартиры и дома, вздувая цены в этом секторе жизнеобеспечения. Правительство и общество должны понимать эти разрушительные макроэкономические процессы и разрабатывать как административно­правовые, так и экономические меры по их предотвращению. Правительство в сотрудничестве с бизнесом должно создавать экономические механизмы (налоги, пошлины, государственные кредиты и инвестиции и др.), приводящие к сбалансированным ценам, издержкам, зарплатам, доходам богатых и налогам.

Сбалансированная цена на жидкое топливо, газ и инвестиции. Значительная доля производственных издержек в транспорте и сельском хозяйстве приходится на оплату жидкого топлива, цена на которое быстро растет как внутри России, так и на мировом рынке. Рост цен на жидкое топливо вызывает и рост рыночных цен на природный газ, определяющих значительную долю производственных издержек в энергетике и жилищном хозяйстве. В последние годы быстро растут цены и на электроэнергию из­за неэффективного управления и избыточных средств, выделяемых на завышенные планы строительства электрогенерирующих мощностей.

Производственные издержки нефтяных и электрогенерирующих компаний не афишируются, более того их стараются скрывать. Но именно их должно знать общество и правительство.

Анализ специалистов и некоторые прорывающиеся данные из нефтяных компаний свидетельствуют, что производственные издержки на добычу нефти и ее доставку в центральные регионы два­три года тому назад составляли менее 1500 руб/т. Учитывая инфляцию, примем эти издержки с избытком и равными 3000 руб/т.

Издержки на переработку нефти для производства жидкого топлива, доставку его на заправочные станции и содержание этих заправочных станций составляют не более 6000 руб/т (в США и странах Европы эти издержки не превышают 200 $/т). Итого, производственные издержки (И) на производство жидкого топлива и реализации его на заправочных станциях должны составлять не более 9000 руб/т. Если провозглашаются издержки, большие указанной, то это свидетельствует о неэффективном управлении и растратах.

Как уже отмечалось выше, следует ограничить налоги величиной 15% на весь цикл производства и реализации жидкого топлива на внутреннем рынке. Ограничить величиной 10% надо и чистую прибыль. Тогда получим сбалансированную со всеми издержками цену жидкого топлива, равную 11 250 руб/т. Учитывая, что 1 т жидкого топлива имеет объем 1100 - 1200 л, получим цену 1 л жидкого топлива для внутреннего рынка, равную

Ц = 10 руб/л,

а не 20 руб/л, как сейчас. Приведенная оценка издержек и сбалансированной цены жидкого топлива показывает, насколько несбалансированной c производственными издержками является цена жидкого топлива. Это ложится тяжелым бременем в первую очередь на транспорт и сельское хозяйство. Конечно, скачком менять цену на бензин, мазут, дизельное и авиационное топливо нельзя, но полученная оценка дает ориентир для планомерного и энергичного проведения налоговых и антимонопольных реформ, имея цель сбалансировать экономику в России.

США и Европа завозят нефть по цене около 500 $/т (65 $/барр). На переработку, транспорт и доставку топлива на заправочные станции тратится 200 $/т, чистая прибыль 70 $/т. В США налог составляет 80 $/т, и в итоге цена бензина 850 $/т  0,75 $/л. Европа устанавливает большой налог на бензин, равный 800 $/т, и в результате цена бензина равна 1570 $/т  1,37 $/л  1,0 €/л.

Аналогично, исходя из реальных производственных издержек на добычу, транспорт и распределение до потребителя, можно оценить цену на российском рынке другого важнейшего в энергетике и домашних хозяйствах энергоносителя - природного газа. Эта цена составляет около 1500 руб за 1 Мл (1Мл = 106 л = 1000 м3). Добавляя к этому прибыль и налоги, получим, что цена газа для потребителя должна быть

Ц = 1800 руб/Мл.

В настоящее время внутренние цены на газ соответствуют этой сбалансированной цене: для ЖКХ цена Ц = 1064 руб/Мл (20% внутреннего потребления), для промышленных потребителей и электроэнергетики Ц = 2100 руб/Мл, так что средняя цена равна Ц = 1890 руб/Мл. Намерение правительства РФ повысить существенно цены на газ, чтобы на внутреннем рынке сегодня он стал равнодоходным с экспортным 130 - 140 $/Мл без учета акцизов и стоимости транспортировки по территориям других государств является ошибочным (см. ниже).

Правительство должно строго следить за издержками при добыче природных ресурсов, разделяя растраты и совершенствование производства. В частности, в издержки не должны включаться сверхдорогие офисы, дорогие автомобили и прочая роскошь, которой окружают себя «топ­менеджеры». А зарплата «топ­менеджеров», премии и бонусы должны устанавливаться в зависимости от экономии издержек относительно указанных оценок. Контроль издержек, цен и прибыли в сырьевых, полусырьевых и жизнеобеспечивающих отраслях должен быть важнейшим инструментом, чтобы сбалансировать экономику и оказывать влияние на приток инвестиций в разные отрасли производства.

Природная рента должна работать на народное хозяйство, на рост производительности труда, в частности способствовать предотвращению инфляции, а не обеспечивать растраты богатых и разлагать государственные структуры.

При нынешнем курсе, когда внутренние рублевые цены на топливо и другое сырье, без которых не может обходиться народное хозяйство, следуют за мировыми ценами в соответствие с нынешним валютным курсом, это все равно, что отечественную экономику привязать как пустую консервную банку к хвосту чужой собаки, котораяв ремя от времени мечется.

Имеет место теорема.

Теорема 6: На внутреннем рынке рублевый курс доллара должен подстраиваться к сбалансированным с издержками ценам на отечественные товары и, в первую очередь, к ценам на жидкое топливо, газ, электроэнергию, сырье и полусырье.

Короче - не рублевые цены должны подстраиваться к рублевому курсу доллара, а рублевый курс доллара рыночными механизмами должен подстраиваться под сбалансированные рублевые цены.

Конечно, удорожание оборудования и других товаров может увеличивать со временем цену нефти, газа, но это увеличение не должно быть быстрым. Оно должно всегда быть сбалансированным с издержками, которые должны тщательно контролироваться государством, что и делается во всех индустриальных странах.

Нынешний избыток цены (избыточная прибыль) жидкого топлива, равный 20 - 10 = 10 руб/л, распределяется между нефтяными компаниями и государственным бюджетом примерно в равных долях и весит тяжелым грузом на реальном производстве и, в первую очередь, на сельском хозяйстве и транспорте.

Чему же равен этот избыток в целом по стране?

Россия потребляет около 100 млн. т/год жидкого топлива (бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, мазут), получаемого из 125 млн. т нефти[8]. Потребитель сейчас платит около 2 трлн. руб/год за это топливо, а по сбалансированной цене потребитель (автомобильный, авиационный, железнодорожный и городской транспорт, сельский производитель) сэкономит 1 трлн. руб/год, которые поднимет спрос на остальные товары и позволит сбалансировать цены на отечественные товары (транспорт, хлеб, ЖКХ).

В настоящее время часть этой избыточной прибыли идет в государственный бюджет, который государство не может использовать эффективно для внутренних инвестиций из­за отсутствия эффективных структур, обеспечивающих реальное строительство заводов и их реальную модернизацию. Если сбалансировать цену за счет изъятия из нее избыточной прибыли и избыточных налогов, то соответствующая сумма автоматически, минуя чиновничье администрирование, станет инвестицией в те отрасли, в которых доля затрат на жидкое топливо значительна. А это, в первую очередь, сельское хозяйство, ЖКХ и транспорт. Кроме того, удешевление энергии и сырья на внутреннем рынке привлечет инвестиции в обрабатывающие производства.

Что касается налогов (пошлин) на экспорт нефти, то они по­прежнему должны подстраиваться под мировые долларовые цены на нефть. В критические моменты для компенсации потерь нефтяных компаний на внутреннем рынке государство может использовать уменьшение экспортных пошлин.

Всякое регулирование цен и, в частности, их снижение нельзя делать чистым администрированием, а только в сотрудничестве с бизнесом, использовать в основном экономические меры, контролируя издержки, регулируя пошлины и налоги, выявляя избыточную прибыль и ликвидируя коррупционные поборы.

Оценка основных сбалансированных цен. Если ориентироваться на нынешние внутренние цены на жидкое топливо, то сбалансированные цены на товары жизнеобеспечивающей (базисной) корзины (хлеб, электроэнергия, городской транспорт, квартплата, жилье), а также минимальная и средняя зарплаты в соответствии с вышеуказанными сбалансированными отношениями цен должны быть следующие:

Бензин

20 руб/л

Хлеб

75 руб/кг

Электроэнергия

3 руб/(квтчас)

Квартплата

Стоимость1 м2 жилья

6 000 руб/мес

40 000 руб/м2

Минимальная зарплата

Средняя зарплата

20 000 руб/мес

40 000 руб/мес

Эти оценки показывают, что при нынешней внутренней (рублевой) цене на нефть и жидкое топливо достижение экономического баланса потребует многократного обесценивания рубля и обесценивания всех рублевых накоплений, что недопустимо. Поэтому имеет место следующая теорема.

Теорема 7: Без существенного снижения рублевых цен на жидкое и газовое топливо на внутреннем рынке сбалансированная экономика России невозможна. Для достижения сбалансированной внутренней цены на жидкое топливо, необходимо, во­первых, снизить налоги при производстве нефти и топлива для внутреннего рынка и, во­вторых, не допускать там высокой прибыли.

Если ориентироваться на вышеуказанную сбалансированную с производственными издержками, налогами и прибылью цену на жидкое топливо (10 руб/л), то сбалансированные цены на товары базисной корзины (хлеб, электроэнергия, городской транспорт, квартплата, жилье), а также минимальная и средняя зарплаты будут следующие:

Бензин

10 руб/л

Хлеб

35 руб/кг

Электроэнергия

1,5 руб/(квтчас)

Квартплата

Стоимость 1 м2 жилья

3 000 руб/мес

20 000 руб/м2

Минимальная зарплата

Средняя зарплата

10 000 руб/мес

20 000 руб/мес

Последствияудорожаниярубля, изменениярублевыхценнатопливоижилье. При ценах, данных в последней таблице, рубль по отношению к доллару существенно вырастет, что удешевит на внутреннем рынке импортные товары и снизит конкурентоспособность отечественных товаров. Но из­за кратного сокращения затрат на топливо сократятся издержки в сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях, что с лихвой компенсирует указанное снижение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем
рынке.

Кроме того, снижение курса доллара по отношению к рублю снизит инфляционное давление долларовых поступлений в Россию на рубль.

Потеря конкурентоспособности в экспорте из­за удорожания рубля не является драматической. Дело в том, что 92% экспортной выручки связано с экспортом сырья и полусырья. Мировые цены в долларах на эти товары определяются спросом, а не их рублевыми производственными издержками, которые в несколько раз меньше их цены. Кроме того экспорт многих из этих невосполнимых сырьевых и полусырьевых товаров следовало бы сократить.

Имеет место теорема.

Теорема 8: Для развития производительных сил и подъема российских производств в ближайшее десятилетие необходимо, чтобы Российское производство ориентировалось не на экспорт, а на обеспечение внутреннего рынка. Выход из кризиса надо увязывать не с увеличением экспорта сырья и полусырья, спрос на которые на внешнем рынке от нас мало зависит, а с увеличением спроса на отечественные товары на внутреннем рынке.

Надо иметь в виду, что производственные издержки на добычу и транспорт нефти за рубеж составляют с избытком 100 $/т (см. оценку выше), а продается она на экспорт по цене 500 $/т (65 $/барр). Но эти ресурсы «дешевой» по себестоимости нефти быстро сокращаются, чтобы оказывать помощь бизнесу и латать дыры, образующиеся из­за аномально большой доли импорта в потреблении и отсутствия спроса на продукцию многих отечественных предприятий. Правительство должно думать, как заместить за счет внутреннего производства неизбежное сокращение импорта из­за неизбежного сокращения экспорта сырья вследствие истощения дешевых по себестоимости сырьевых ресурсов и уменьшения экспортной выручки.

Высказываются опасения, что снижение цен на бензин, приведет к нелегальному вывозу бензина за границу. Вывоз больших масс бензина должен контролироваться таможней. А что касается вывоза бензина в страны СНГ жителями на своих автомобилях из приграничных районов, то этот отток можно ограничить администрированием. Кроме того, он станет не очень привлекательным из­за удорожания рубля. Во всяком случае, общество не должно переплачивать 1 трлн. руб/год за неэффективность государства.

Ошибочным и отягощающим развитие российских производств является решение правительства РФ о повышении цен на газ на внутреннем рынке, чтобы газ, продаваемый внутри России, стал равнодоходным с экспортным. Причем равнодоходность имеется в виду в соответствии с нынешним курсом доллара к рублю. Этот шаг приведет к повышению рублевой цены на электроэнергию и далее по всей цепочке на многие товары. В 2011 г. цена на электроэнергию может быть 4,5 руб/(квтчас) по нынешней покупательной способности рубля. Таким образом цена на электроэнергию в России по отношению к базисным товарам (хлеб, кварплата, транспорт), минимальной и средней зарплате станет самой дорогой в мире.

Аналогично нужно контролировать издержки на строительство жилья и добиться сбалансированных цен за счет уменьшения чиновничьих поборов в муниципалитетах. Именно эта отрасль - решающее звено для повышения рождаемости и улучшения благосостояния народа.

Отказ от ненужных инвестиций. Разорительной растрате ресурсов и инфляции способствует и инвестирование строительства энергетических (в т.ч. атомных) мощностей в соответствие с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики страны до 2020 г. (Генсхема), разработанных РАО ЕЭС и РОСАТОМом под руководством А. Чубайса и С. Кириенко, принятой правительством в феврале 2008 года.

К 2020 г запланировано построить 186 - 220 ГВт. Во­первых, такое строительство не возможно, потому, что некому строить. При нынешней системе управления и имеющихся производительных силах можно построить максимум 40 ГВт. А, во­вторых, такое строительство не нужно, поскольку при нынешнем экономическом строе потребность в новых мощностях составит 60 ГВт. Разработчики этих планов на 1% роста ВВП заложили 1% роста потребления электроэнергии. Сравнение ВВП и потребления электроэнергии в России за последние 20 лет доказывает теорему:

Теорема 9. При существующем в России экономическом строе 1% роста ВВП требует всего 0,3% роста потребления электроэнергии.

Под вздорные планы строительства новых электростанций выделяются огромные государственные ресурсы (которые будет использована неэффективно или разворованы), закладывается повышение тарифов на энергию вместо того, чтобы снизить издержки и прибыль естественных монополий и снижать цену на электроэнергию и жидкое топливо. Спасибо кризису, который заставит существенно сократить безумные траты, хотя эти траты не остановлены.

То же самое в атомной энергетике. Правительство в феврале 2008 г. приняло план, по которому к 2020 г. следует построить 32 ГВт новых электрических мощностей атомной энергетики, сейчас стали говорить о 26 ГВт. А кто все это будет строить? Ведь строительно­монтажный комплекс Росатома сократился в 10 раз. Квалифицированного сварщика нужно готовить 4-5 лет - это ведь котел атомного реактора, а не водопроводная труба.

Даже если вы запланированные энергетические стройки завалите долларами, ничего не получится - нужны сварщики, монтажники, токари, инженеры. Их нужно заново воспитывать, создавать ремесленные училища, восстанавливать инженерное образование, т. е. заново создавать производительные силы.

Опять спасибо кризису: уже глава РОСАТОМа стал говорить о 10 ГВт к 2020 г. Но даже это не построят. Построят максимум 6-8 ГВт.

При этом под эти вздорные планы предусматриваются цены 4000 долларов за киловатт мощности, что в 1,5 раза дороже, чем в Европе и 2 раза дороже, чем Китае. При таких российских ценах нет смысла строить атомные станции.

Вместо избыточного строительства новых электрогенерирующих мощностей, надо вкладывать средства в модернизацию имеющихся, в частности, строительства газотурбинных блоков, которые в комбинации с имеющимися паротурбинными блоками дают экономию топлива на 40%. Большие средства необходимо в модернизацию электрических сетей. Именно они сдерживают электрификацию страны. В результате на развитие электроэнергетики страны до 2020 г. необходимо не более 7 трлн. руб. вместо 20 трлн. руб. по Генсхеме.

Руководство электроэнергетикой привело к тому, что сегодня в России цены на электроэнергию и бензин по отношению как базисной (хлеб, кварплата, транспорт) так и к стандартной корзине товаров или по паритету покупательной способности (1$ = 15 руб. на конец 2008 г.) уже в 2-3 раза выше, чем в США и на уровне самых высоких в Европе. А ведь Россия является самым крупным экспортером газа и нефти в мире, а США и Европа покупают большую часть потребляемых нефти и газа, переплачивая в 3-5 раз, по отношению к тому, чем они обходятся России.

А руководитель РАО ЕЭС А.Б. Чубайс и руководитель РОСАТОМа С.В. Ки­риенко считаются выдающимися менеджерами, они влиятельны. Первый из них перешел руководить РОСНАНО, компанией, которая будет развивать нанотехнологии с огромным госбюджетным финансированием. Все это окончится затратами с малой эффективностью. Потому что такие люди не должны занимать первые должности в высокотехнологических отраслях промышленности. Их потенциал - быть помощниками профессиональных руководителей отраслей или лидеров науки и техники. В США министерство (департамент) энергетики, курирующее все виды энергетики, в том числе и атомную, возглавляет нобелевский лауреат по физике.
А у нас так называемые «менеджеры».

К сожалению, Отделение энергетики Российской Академии наук по важнейшим проблемам энергетики отмалчивается.

Наука и власть. Наука формулирует теоремы. Их надо обязательно учитывать. К сожалению, руководство нашей страны не пытается их познать и слишком часто следует вопреки этим теоремам. Пусть они не обижаются. Авторы с почтением относятся к ним. Не дай Бог, если власть ослабнет. Это будет трагедией для всех - и бедных и богатых. Авторы очень хотят помочь руководителям страны и предостеречь от ошибок. Ведь уже полтора века цари, генсеки и президенты России не слушали предостережений. Не слушали предостережений Радищева, Пушкина, Герцена, Чернышевского, Достоевского, Толстого, Менделеева, Сахарова, Солженицына и многих других. А специалисты, тем более научные работники, должны следовать совету Конфуция, который еще 2500 лет тому назад на вопрос: «Как служить государю?» ответил: «Говорить правду и не давать покоя». Вопреки этой разумной рекомендации в России прижилась отвратительная привычка поддакивать властным и богатым. А потом клянем Н. Хрущева, Л. Брежнева, М. Горбачева, Б. Ельцина, … .

Конечно, Академия Наук за последние двадцать лет сильно ослабла как материально, так и духовно. Выше уже отмечалась безучастное поведение Отделения энергетики РАН. Но ученые Отделения общественных наук всегда отмечали пороки экономического порядка в России, отстаивали необходимость нового курса.

Бедность, потеря численности научных работников, их старение сильно ослабили силы российской науки. Но других ученых у страны нет.

Нужно создать все условия для передачи молодежи того, что есть в российской науке. Мы пока больше теряем, чем передаем молодежи. Чтобы работа Академии улучшилась, власть и чиновники должны не поучать и сокращать, а заботиться о науке, выделять ресурсы для вовлечения в науку молодежи, строительства для нее жилья, укрепления материальной, в первую очередь приборной базы институтов и ремонта ветшающих зданий институтов. Сегодня в науку идет больше молодежи, чем три года назад, и зарплаты в системе РАН выросли, но это лишь малая часть от того, что необходимо…

Утечка мозгов идет не сколько за границу, сколько в другие сферы. Молодые ребята, не видя перспектив устроить свою жизнь, работая в науке, уходят в примитивную коммерцию, в торговлю, в сферу обслуживания… Идет снижение интеллектуального уровня молодежи.

А если все оставить как сейчас, то обещания политиков останутся благими намерениями, которыми, как известно, устлана дорога в ад. Имеет место теорема.

Теорема 10: Если не будет двукратного увеличения ресурсов на здравоохранение, образование, науку, культуру и оборону, в России будет продолжаться падение квалификации, интеллекта и духа народа, будет расти алкоголизация и наркомания, Россия никогда не достигнет показателей развитых стран по продолжительности жизни (75 лет), будет расти детская смертность и смертность в трудоспособном возрасте, а численность граждан России ежегодно будет катастрофически снижаться на 700-800 тыс. в год.

Нормальная семья не экономит на образовании детей. Пока же производительные силы и дух народа не развиваются. Ресурсы тратятся на увеселения. Имеется риск потери российской цивилизации. Потерю народного духа ЛР­элита пытается возместить безумными проявлениями восторгов по поводу побед футболистов и хоккеистов.

Ответственность лидеров государства - сделать все, чтобы предотвратить снижение уровня жизни и падение производства, разрушение российской цивилизации и социальный взрыв. Имеет место следующая теорема.

Теорема 11:Для подъема экономики и роста производительности труда в современной России необходимы следующие меры:

1. Ввести прогрессивный налог на большие доходы и дорогую недвижимость.

2. Сбалансировать издержки, цены и зарплаты, добиваясь снижения рублевых цен на топливо, электроэнергию, сырье и полусырье и строительство жилья.

3. Сократитьбольшую часть инвестиционных программ строительства электрогенерирующих, в том числе атомных, мощностей, сосредоточившись на модернизации имеющихся площадок и электрических сетей.

4. За счет высвобождаемых ресурсов существенно увеличить жилищное строительство, кратно увеличить финансирование армии, образования, здравоохранения, науки и культуры.

Последний пункт очень критичен. Если не переломить политику в образовании, культуре, науке и обороноспособности страны, то будет катастрофически ухудшаться наш народ, у нас будут плохие врачи, учителя, ученые, солдаты и офицеры. Нужно все возможное вкладывать в подготовку молодежи в школах, в ремесленных училищах, в техникумах, вузах и научно­-исследовательских институтах во всех регионах России.

Гражданское общество, политическая конкуренция и коррупция. Имеет место еще одна теорема.

Теорема 12: При нынешней коррупции и концентрации во власти людей, причастных к нынешней ЛР­элите, все перечисленные меры по подъему экономики и выводу ее из кризиса осуществить невозможно даже при желании лидеров страны. Для преодоления коррупции необходимо активизировать гражданское общество с политической конкуренцией и ограждения выборов от негосударственного финансирования.

Необходимо создавать условия, чтобы позитивные идеи активно обсуждались и осваивались народом. Необходимо создавать активное гражданское общество. Без нескольких нормальных партий, которые примерно равны, и имели реальные возможности попасть во власть, благодаря поддержке избирателей, это невозможно. Партии должны для каждого момента времени выбирать главные цели и представлять их обществу. Партии и все лидеры, в том числе находящиеся во власти, должны между вести дискуссию перед гражданами, а граждане, слушая их, принимать ту или иную точку зрения и в соответствие с ней выбирать депутатов и Президента. Руководители государства обязаны вести прямую дискуссию с оппозицией, прямо перед избирателями отвечать на критику. Система избирательных комиссий должна быть независимой от исполнительной власти, иметь утвержденный законом бюджет на проведение выборов и агитационную деятельность партий и формироваться партиями по квотам с равным представительством.

Имеет место теорема:

Теорема 13: Для выработки правильной и эффективной политики, отвечающей интересам народа, необходимо, чтобы все руководители, ответственные за государственные дела и участвующие в политической деятельности, отвечали на публичные обвинения в злоупотреблениях, следуя следующему правилу - или обращайся в суд, или уходи в отставку. Оставлять публичные обвинения без ответа должно быть запрещено. В противном случае коррупция задушит государство и разорит страну.

Нынешний уровень коррупции - важнейший показатель, свидетельствующий о неудовлетворительной деятельности лидеров государства, порочности курса централизации власти, сворачивания политической конкуренции и ухода лидеров из под контроля на­рода.

Заключение. Страна должна поменять свои ориентиры, создать психологическую атмосферу, когда выпячивание личного богатства, избыточного потребления и праздности станет неприличным и презренным, когда важнейшей характеристикой человека станет его образование, творческие и трудовые способности и вклад в развитие своего народа и его производительных сил.

Нужно ориентировать свой народ на тяжелый каждодневный труд. Необходимо привлекать молодежь к занятию наукой, разработке новых технологий, работе на производстве, заниматься реальным и созидательным делом, укреплением обороноспособности страны. Нужно заново создавать КБ, отраслевые и проектные институты, которые должны обеспечивать и модернизацию производства и новую конкурентоспособную продукцию на мировом рынке, -
сколько КБ мы потеряли за прошедшие годы?

Весь комплекс реформ фактически должен сводиться к перераспределению ресурсов и доходов с целью развития производительных сил и поддержки отечественного производителя. На начальном этапе перевод части доходов в оплату труда не может привести к увеличению потребления трудящимися, потому что сразу производство товаров не увеличишь. На начальном этапе должен быть обеспечен канал перевода избыточной прибыли богатых через зарплаты и сбалансированные цены (в которые входит и амортизационная, или инвестиционная составляющая) в обеспечение и инвестирование реальных производительных сил и, в первую очередь, в сельское хозяйство, транспорт и жилищное хозяйство. Это и обеспечит в последующем рост производительности труда и соответственно улучшение благосостояния трудящихся, который станет заметным через 1 - 2 года.

Реализация представленных идей требует высокой квалификации и честной работы правительства. В условиях нынешней коррупции и слабой квалификации идеологов и чиновников экономического блока сбалансировать экономику не возможно. Тем более, что все выше перечисленные меры являются необходимыми, но не достаточными. Для реализации достаточных условий нужны огромные усилия, в том числе усилия российской интеллигенции.

Упадок народного духа не должен останавливать научную и политическую мысль. Необходимо руководствоваться мыслью классика экономической теории Джона Кейнса: «Не является ли осуществление этих идей призрачной мечтой? ... Потребовался бы целый том совершенно иного характера, чтобы обрисовать даже в самых общих чертах те практические меры, в которые эти идеи могли бы воплотиться. Однако если идеи правильны, то было бы ошибкой оспаривать их потенциальные возможности».

А это требует установления нового экономического порядка в России. Другого для благополучия России, благополучия всех ее классов не дано.

___________________ 
 [1] РБК Daily, 01.07.09.

[2] С. Валянский, Д. Калюжный, Неуловимые «середняки», Литературная газета, 08­14 октября 2008 г. Все цифры в этой статье взяты из данных Росстата.

[3] Данные Росгорстраха, опубликованные в «Коммерсант - Дейли» 27.02.2008.

[4] Нигматулин Р.И. Как обустроить экономику и власть в России, - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

[5] Шевяков А.Ю. Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства, «Вестник Российской академии наук», том 77, номер 4, 2007.

[6] Для полного обеспечения зерном в условиях России необходимо 1 т/(чел´год), из которых половина нужна для обеспечения животноводства и птицеводства. Таким образом, для России необходимо производить 140 млн. т/год. В последние годы производится 80 млн. т/год (в 2008 г. - 108 млн. т/год), из которых экспортируется около 10 - 15 млн. т/ год, т.к. с 1992 г в 2 раза сократилось поголовье крупного скота, и соответственно упала потребность в зерне. Но Россия полностью зависит от импорта мяса. Несмотря на это, правительственные чиновники и представители ЛР элиты с гордостью утверждают, что Россия стала крупным экспортером зерна. Вот такие времена, и такие у нас чиновники, и такая у нас ЛР элита.

[7] В фонд оплаты труда ФОТ не следует включать не только противозаконные выплаты, взятки и «откаты», но очень высокие зарплаты менеджеров и чиновников (например, более 500 тыс. руб/мес), которые являются на самом деле рентой за близость к властным, финансовым и другим «монополиям». Фонд упомянутых «откат» и рент вздувает цены не на жизнеобеспечивающие товары, а на предметы роскоши, недвижимость и т.д.

[8] По данным Росстата в России в 2008 г добыто 488 млн. т нефти, из которых 361 млн. т ушло на экспорт в основном в виде сырой нефти (243 млн. т) и нефтепродуктов (118 млн. т) в виде бензина, керосина, дизельного топлива и мазута.
Previous post Next post
Up