Загадка зеркального письма

Jan 30, 2023 03:28

Горький. 1939-1943 гг.



Вместе с выброшенным на помойку семейным архивом ко мне попали весьма необычные дневники. Сосед, который буквально спас от тлена коробку со старыми бумагами, сперва решил, что записи зашифрованы.

Но всё оказалось проще, и одновременно намного сложней. Так оно частенько бывает, когда начинаешь разбираться в том, что по воле случая оказалось на письменном столе.

Впрочем, обо всё по порядку.



Итак, вот как выглядела тетрадь без обложки, датированная 1939 годом:



Короткие записи в клетках напротив аккуратно выписанных дат исполнены с противоположным наклоном и не читаемы на русском языке. Однако, стоит поставить справа вертикально зеркало, как надписи сразу обретают смысл.



«Я была дома, меня вызвали в РОНО* и послали в школу   была объявлена война с Германией» - запись от 22 июня 1941 года.

Кому же принадлежал дневник?

Это выясняется из остальных документов в коробке. Эта улыбчивая женщина на фотографии 50-х гг. - Мария Яковлевна Коновалюк, директор средней школы и мать троих детей, член партии, учитель истории.



Дневник ведётся с августа 1939 года по март 1943, без пропусков. Даты указаны в двойном формате, по юлианскому и григорианскому календарю.

Записаны лишь главные события дня в одно-два предложения. Без эмоций и оценок. Типичные записи: «Я была дома/в школе/на совещании/на курсах совершенствования/на партийном собрании». Держа в руке зеркало, быстро пролистаем тетрадь, сделав некоторые выдержки из неё:

26.09.39 На лекции. Слушала лекцию по произведению Ленина «Основные задачи Советской власти»

22.11.39 Я была в школе и на партбюро на котором решили меня снять с работы

23.11.39 Я была на собрание в райкоме комсомола меня обсуждали



В документах Марии Яковлевны находим её характеристику 1937 года, частично объясняющую кадровое решение о её смещении:

Характеристика

Коновалюк, Мария Яковлевна, директор неполной средней школы № 6 Ленинского района г. Горького не имеет ни общего высшего, ни специального педагогического образования; однако, обладает достаточными организационными навыками и знанием школы, чтобы руководить ею. Тов. Коновалюк любит школу и педагогическую работу. В отношении учителей и учеников требовательна. Иногда не соизмеряет своих требований с возможностями, которыми обладает работник, и с соображениями целесообразности, а потому бывают недоразумения с работниками, впрочем, быстро изживаемые. К недостаткам следует отнести ещё не преодоленное полностью делячество т. Коновалюк.

Живо интересуется воспитательной работой в школе, организует коллектив на эту работу, связана с родителями, рабочими и общественными организациями завода «Красная Этна».

Школа в текущем учебном году значительно улучшила свою работу.

19-13/VI-37    ЗавЛенРОНО подпись



Пассаж о «делячестве» директора школы звучит несколько неожиданно, но почитаем дальше:

05.03.40 Я делала доклад о Международном женском дне на двигателе революции**

09.08.40 Я была в школе и ходила по родителям

06.09.40 Я была в бани и дома

30.11.40 Выкупила туфли из протезной мастерской

Видимо, Мария Яковлевна всё же поступила в зрелом возрасте в педагогический институт, чтобы продолжать административную карьеру по линии школьного образования. Даже с началом войны она параллельно с работой и оборонными работами продолжает ходить на учёбу.

09.07.41 Я была на автозаводе на строительстве аэродрома

16.07.41 Я была в школе и ходила агитировать по сбору фонда обороны

22.08.41 Я ездила в институт, сдала весь курс русской литературы

28. 10.41 Я поселилась в деревне Чичерево

12.12.41 Я была в школе на уроках истории по поручению РОНО   Мы получили письмо от Саши (сына  - Прим. авт.)



Александр Семенович Коновалюк - штурман, нач. штаба 130 авиаэскадрильи связи

После Нового 1942 года Марию Яковлевну назначают директором детского сада Жирового Комбината, где она ещё в 1920-х годах руководила детдомом:

13.12.41 Я была на рынке

06.02.42 Я была в детсаду    в 6 вечера была воздушная тревога, детей разобрали домой



26.03.42 Я получила печальное известие, что Саша погиб без вести



29.03.42 Я организовала субботник в детсаду на погрузку торфа

04.05.42 Я уехала в Майморы*** снимать дачу для детсада

03.06.42 Я поехала в Майморы за мясом

04.06.42 Я убыла в детсаде и ходила в Александровку за картошкой

05.06.42 Я ходила за грибами Приехала Верочка из Горького (дочка - Прим. авт.)

09.06.42 Я поехала в Майморы насчет хлебопечения Машина застряла

26.06.42 Тоня приехала (другая дочка - Прим. авт.) А я ездила на ферму за молоком

07.11. 42 Я была в детском саду Ходила на демонстрацию с жиркомбинатом ко дворцу

22.01.43 Я была в детсаде Мы провели траурный утренник смерть Ильича

*РОНО - Районный отдел народного образования

**«Двигатель революции» - завод в Нижнем Новгороде/Горьком, первенец отечественного дизельного двигателестроения

***Майморы - деревня в 40 км к югу от Горького



Горький. 1930-е годы.

Итак, простая трудовая жизнь. В заботах о своих и чужих детях. Скрывать нечего - ни от семьи, ни от власти. В чём же смысл зеркального письма Марии Яковлевны? Да и в чём вообще смысл такой рутинной фиксации собственной жизни?

Если зеркально написанный дневник - не способ скрыть свои мысли и поступки, то зачем эти трудности?

Возможно, ответ лежит в области психологии и физиологии.

Зеркальное изображение отдельных букв является обычным явлением у маленьких детей, которые только учатся писать, а также у детей более старшего возраста с нарушенными языковыми способностями, с афазией.

Коме того, феномен «вывернутого письма» наблюдается у левшей. Некоторые дети, если держат перо левой рукой, то пишут зеркально. Фразу они начинают от правого поля листа и ведут ее справа налево, причем каждая буква оказывается зеркально перевернутой. Написанную так фразу удобнее читать, глядя на ее отражение в зеркале.
Пишущий зеркально не сознает своей ошибки. И дети, случается,  не понимают, чем не нравится педагогу написанное ими слово и почему им категорически запрещают писать левой рукой.



Альбрехт Дюрер. Наброски рук.

И хотя переученный левша может десятки лет не держать пера в левой руке, процесс зеркального письма осуществляется легко, непринужденно и быстро, значительно быстрее, чем правой, и не требует ощутимых усилий. Иногда зеркальное письмо проявляется у левшей внезапно. Обычно это происходит, когда человек утомлен, или его внимание отвлечено чем-то значительным, или возникает при поражении мозга, но непременно при заболеваниях левого полушария.

А ещё есть амбидекстры - люди, способные писать одинаково хорошо обеими руками, в том числе и зеркально.

image Click to view



Обычно в пример приводят Леонардо да Винчи, который большинство своих произведений написал левой рукой в зеркальном изображении. Считалось, что гений хотел сделать свои рукописи недоступными для нескромного взгляда, но гораздо более вероятно, что так работать ему было легче. Перо двигалось по бумаге автоматически, не требовало особого внимания, не отвлекало и не прерывало потока ассоциаций, не мешало четко формулировать свои мысли.



Зеркальное письмо Леонардо да Винчи. Страница из проекта гигантской конной статуи герцога Сфорца.

Так что же с нашей Марией Яковлевной? Её поведение не похоже на нарушения работы мозга. Целыми днями она руководит школой и детским садом, ведёт общественную работу, учится в университете, где наверняка приходится много писать и читать, - а потом приходит домой и делает  коротенькие записи в дневнике, что занимает у неё пару минут. Неужели каждый день именно в эти минуты её перемыкает и она начинает писать зеркально?

Нет, не то. Нужна другая версия.

В поисках ответа на эту загадку придётся заглянуть в дни молодости нашей героини. В до-горьковский или, вернее, в до-нижегородский период её жизни.



Продолжение следует...

зеркальное письмо, 1939-1942, Мария Коновалюк, ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ, учительница, САМОЕ-САМОЕ, Горький, ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОРФОГРАФИЯ, директор школы, ИНТУИЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, ОКНО В ПРОШЛОЕ

Previous post Next post
Up