Загадка зеркального письма. Продолжение. Часть вторая.

Feb 01, 2023 09:15

Варшава 1910-1912 гг.



В первой части рассказа о загадке зеркального почерка говорилось о директоре школы и детского сада Марии Коновалюк из Горького, которая в 1939-1943 г. вела дневник, где записи велись в зеркальном отражении, справа налево.  Причина этого обыкновения неясна: женщине явно было нечего скрывать, да и с психикой у неё всё в порядке.

Возможно, разгадка в её прошлом?

С фотографии на служебном удостоверении 1920 года на нас смотрит решительная молодая женщина. В коробке с семейными документами и письмами Коновалюков нашлись и другие тетрадочки карманного формата с теми же ежедневными дневниковыми записями. Датированы они 1910-1918 годами и начаты в Варшаве.

Чтение и разбор этих блокнотиков займёт ещё некоторое время, однако, нас интересует пока отнюдь не событийная канва жизни молодой девушки.

Любопытнее причина зеркального вида её заметок.





Варшава начала ХХ века. Вид на Вислу и панорама города с востока, из Праги

Разберём первые две тетрадочки, записи в которых относятся к периоду с 1910 по 1913 год.

Мария, молодая женщина, живёт с матерью в восточной части города, за рекой Вислой, неподалёку от Виленского (Петербургского вокзала), в конце Виленской улицы. Это уже считалось окраиной, поэтому за шляпками, за «матерьялом на юбку», в театры и кондитерские, а также «к ворожейке» она ездит «на транвае» -  «в Варшаву» или в ближайшую Прагу, как называется восточное предместье.  А по мелочи - на почту, к портнихе, к «дентистке», в лавочку - можно сбегать и в районе. Излюбленное место для прогулок - «вдоль колейки», то есть вдоль железнодорожных путей.



Варшава начала ХХ века. Восточный район Прага.

Варшава как столица Царства Польского в начале ХХ века входила в состав Российской империи, здесь находился генерал-губернатор Привисленского края  и стоял большой гарнизон. Но католики жили по грегорианскому календарю, а православные - по юлианскому, между которыми тринадцать дней разницы.

Возможно, именно этим объясняется двойная датировка (по старому и новому стилю) в заметках нашей Марии. Она и названия месяцев дублирует иногда по польски: grudzień (декабрь), styczeń (январь).



Даты и дни недели в левой колонке разграфлённых листочков блокнота записаны обычно, слева направо. А сам текст - зеркальный, но с некоторыми странностями.

Странность в том, что сначала, в 1910-1911 году, Мария пишет фразы как слева направо, так и справа налево. Кроме того, часть записок этого периода не читается ни под каким отражением, как ни ставь зеркало: слева, справа, сверху, снизу. Иногда текст начинается с полуфразы или обрывается ею (еры и яти опустим для удобства чтения и перепечатки).



нрзб

уроке я была у Мальвины я была у Маламудова я его не встретила

нрзб

Маламудов пришел ко мне он мне отдал 5 руб. я ему принесла ужин он ночевал у меня

нрзб

у меня я была на мои уроки я виделась с Шуткином



нрзб

Маламудов он одолжил у меня 3 р

нрзб

пошли в ванну купаться

нрзб

я с ней говорила я пошла на

нрзб

Думаю, проницательный читатель тут уже начал догадываться, в чём дело. Но до меня дошло не сразу, а только когда я расшифровал девичью фамилию нашей героини, известной нам доселе как Мария Яковлевна Ковальчук. Настоящая же её  фамилия фигурирует в затейном росчерке на первой страничке блокнота.



Злотогурова!  Это вариант фамилии на польский манер, а на русский будет - Златогорова.

Возможно, читатель помнит одну из жён драматурга Каплера, о котором приходилось уже писать, артистку Таисию Златогорову, сценаристку эпического фильма «Ленин в Октябре», наследницу немалого состояния богатого киевского домовладельца.

Золотая гора -  это, конечно же, Гольдберг на идише! Очень распространенная фамилия среди европейских евреев-ашкеназов.

Итак, Мария Коновалюк внезапно превращается в Мирием Гольдберг, и мы оказываемся в гуще самой большой еврейской общины в Европе на начало ХХ века. Дядя Хаим, братья Гершон и Мойшей, один из которых косит от военной службы в госпитале, а у другого играют почти ежевечерне в домино и в бланш, соседки Ройза, Сура-Гиндла и Шейндла, лавочник Сруль Исер и доктор Розенблюм, клиентки мадам Бородкина и Голда Башевис, молитвы в синагоге и омовения в микве с сестрой Соньчей, свадьба у Маламудов и походы к огромному кладбищу-парку в Брудно, где похоронен отец, визиты шадхенов (сватов) и советы ребе и пр. и пр. - вот богатая фактура дневника нашей героини в городе, где еврейское население составляло на тот момент более трети жителей.



Дореволюционная открытка на идиш.

А неизвестные нечитаемые закорючки оказываются рукописным текстом на идиш (ныне, впрочем, тоже практически нечитаемым - разве что где-нибудь в Бруклине найдутся знатоки!).

Итак, что же происходит с почерком Марии-Мирием? Начав дневник на идиш, она, естественно, пишет справа налево. Но вставляет фразы на русском, поскольку в многонациональной Варшаве русский язык - престижен, и у неё достаточно разговорного общения. А названия улиц и районов частенько пишет латиницей - по-польски (Targówek, Wilenska и т.д.). Но арабские цифры она всегда почему-то пишет в нормальном отражении. Постепенно эти постоянные переключения направлений письма её утомляют, а русский язык совершенствуется, и к 1912 году барышня Гольдберг переходит в дневниковых записях исключительно на русский, но по привычке пишет справа налево. Несомненно, такая манера письма уникальна и необычна, но для молодой женщины именно этот способ оказался самым удобным: ход мысли не нарушается и буквы выписываются плавно и естественно.

Привычка к ежедневным записям сохранилась на всю жизнь, но зеркальное письмо - практически то единственное, что связывает жизнь женщины в двух различных мирах с перерывом в сорок лет: бойкую еврейскую Варшаву и трудовой советский Горький.



Варшава начала ХХ века, центральная улица еврейского района старого города - Налевки, ныне исчезнувшая.

Однако, загадки на этом не заканчиваются. Предлагаю читателю сначала несколько произвольных выдержек из дневников Марии, чтобы ощутить ритм и колорит времени и места.

6.08.11 Вторник я была на уроки к нам приехала тетя Рывка она ночевала у мамы мне в эту ночь снилось приятный сон от Коновалюка

28.10.11 Я встретилась с Маламудовом, Мальвина была у меня, я была у Маламудова, он меня ....вечером пришёл солдат принёс письмо из госпиталю от Гершона (брат Марии - Прим. авт.) Я послала письмо к Коновалюку

3.11.11 околоточный был у меня Я заплатила 2 р за больничный сбор

12.11.11 я имела очень печальный день мама лежит больна Было очень скучно но вечером пришёл Коренблюм

17.11.11 Среда я была на уроки я была у доктора мне електризовали лицо я была у Шуткина

20.11.11 Воскресение я была у дентыстки я не была на уроки я имела невыносимый боль Я была у доктора на електрозации Моня была у меня

12.12.11 Суббота Мальвина была у меня я поехала с ней в город я купила чай и сахар у Перлова я получила календарь мы гуляли и поехали домой днём был у меня Коренблюм

21.12.11 Среда я была на уроки я играла в домино с Бородкиной и Шлямкой Слиозберг Навроцкий писарь был у меня он мне заплатил долг и остался должен

22.12.11 Четверг я была на уроки у нас был Оверко он заплатил долг был солдатик и занял 2 р Левин был отдал денги

31.12.11 Суббота я лежала в кровати до полудня был большой мороз пришёл ко мне Шуткин я встала его угощала рыбой он принес водку потом я пошла на верх к брату Мойсею и играли в карты



Варшава, начало ХХ в. Bazar Różyckiego, wejście od strony ul. Ząbkowskiej

15.01.12 Я получила карточку от Маламудова с уведомлением о венчании с Соньчей

20.01.12 Я была на праге у фришытын я купила бомбонерку я была у Маламудовых я им поздравляла с бомбонеркой они мне отвели домой Шуткин был у нас он взял деньги

08.04.12 Я была на уроки Коренблюм был у меня вечером был у меня Оверко в виде пьяном

16.04.12 я была на уроки вечером пришли ко мне Кристалка с женой в имени свата для меня жениха

04.05.12 Я была у Ревирман(?) Я купила серебрянную папиросницу для Коновалюка я была у Маньковского и встретилась с одним господином в транвае он мне предложил ходить с цветами продавать весь день вечером я была у мадам Бородкин

09.05.12 Утром я приехала в Москву в 10 ч. Семен меня встретил мы поехали на дачу я легла у него отдохнула Вечером мы гуляли я сидела у воды где бил ключ мы разговаривали очень душевно прошло время потом мы пошли домой играли в карты и легли спать

13.05.12 Я ездила целый день в вагоне из Москвы в Варшаву я купила себе у черкеса шаль кавказский



Варшава начала ХХ века. Виадук через Вислу.

20.05.12 Я была на колейке с Монеком я получила жетоны чтобы продавать в день скорой помощи Я была на уроки

22.05.12 Я поехала с ученицами и Сашкой (четырехлетний сын Марии) в Стругу мы качались я познакомилась с учеником Этингером мы гуляли в лесу мы поехали домой вечером пришел ко мне фельдшер крынецкий из арсенала мы сидели говорили

05.06.12 я была на уроки я была на почте но не получила письма я была у портнихи она мне сшила черную юбку Марием была у меня и какая то шадхенте (сваха - Прим. авт.)

06.06.12 я послала письмо Коновалюку и получила письмо из почты от Коновалюка я была на уроки вечером пришёл один молодой человек мне видеть потом я его прово(жа)ла и его матерью Коренблюм был у меня

24.06.12 Я была на уроки вечером пришел ко мне Коренблюм мы сидели и говорили утром я имела страшную тоску на сердце я едва выдержала душа страдала было неспокойно я должна была прилечь

9.11.12 Я пошла с Коренблюмом в еврейский театр на оперетку Евва потом мы вернулись домой пешком в час ночи

10.11.12  Я получила письмо от Коновалюка мы с Ройзой поехали в судебную палату там осудили Срулисера и его жену на 4 года каторгу

11.11.12 я послала письмо Коновалюку я была на уроки и у Гинды ея сестра Песа умерла я была у Башевиса там все распродали от Срулисера

28.11. 12 Я была на уроки Янкель пришел забрал ящик и попрощался и поехал на военную службу. Мальвина была у меня и Коренблюм

22.12.12 Вансовский был у меня я с ним пошла в кондитерскую и в иллюзион «Эра» потом он поехал Коренблюм и Рольник были у меня



Варшава начала ХХ века. Центральная часть города

Вот такой круговорот встреч и расставаний, надежд, родственников и знакомых, мелких радостей и огорчений.

Кое-что, однако, остаётся непонятным. Прежде всего, смущает источник постоянного дохода Мирием Гольдберг.

Во-первых, она даёт по домам частные уроки, но не ясно, по какому предмету. Возможно также, что уроки проходят в еврейской школе для девочек, где  учительница преподаёт сразу все предметы, кроме религии.



Хедер для девочек. Ласкаржев, Любинское воеводство.

Во-вторых, они с матерью ссужают деньги знакомым, то есть занимаются традиционным ростовщичеством. Видимо, отголосок этой тяги к предприимчивости отозвался в характеристике, полученной от РОНО Марией Коновалюк в её бытность директором школы в Горьком. Там как раз упоминалось о «неизжитом до конца делячестве». Ну что же, родные гены не изменить.

В третьих, готовность заняться любым мелким гешефтом, от продажи цветов на улице до распространения страховых жетонов, заставляет думать, что доходы от кредитования своей же квартальной еврейской братии, а также солдат и прапорщиков из русского гарнизона, всё же были не велики.

И в четвёртых, обилие любовников и мужчин вокруг нашей молодой героини наталкивает на определённые подозрения. Я не выписал все записи на эту тему, чтобы не утомлять читателя, но на протяжении той пары лет, когда мы имеем возможность наблюдать пани Злотогурову, вокруг неё кружатся Маламудов, Коренблюм, Шуткин, Вацек Стефановский, военные Оверко и Есипко, писарь Навроцкий, Липский, Рольник, молодой и симпатичный фельдшер Маньковский, какой-то судебный пристав, дочке которого она даёт уроки, солдатики и вполне половозрелые ученики и пр. и пр. Некоторые оставляют ей деньги (Маламудов дал 5 р., Оверко дал 2 р., Шуткин был у меня, он дал 3 р., и т.д.). Непонятно, отдача ли это долгов и процентов по ним, или что-то иное.



Небесная касса. Еврейская праздничная открытка.

С другой стороны, даму с нехорошей репутацией вряд ли будут активно сватать и допускать до образования детей - в этом плане еврейская община достаточно консервативна.

У девушки уже имеется сын Саша (тот самый, который станет лётчиком и погибнет в 1942 году), отец его неизвестен. Мария в суде получает исполнительный лист и при сём упоминается какой-то Эрих, но как-то вскользь.

Сашей Мария занимается мало, иногда ходит с ним на прогулку, покупает ему одежду и обувь, приглашает доктора, когда он болеет, но никаких записей, выражающих материнскую любовь, умиление и ласку, нет. А вот гости с пивом и водкой частенько засиживаются за полночь.

Очень серьёзными указаниями на то, что наша героиня, возможно, занималась легальной проституцией, является уплата ей больничных сборов (за медицинское освидетельствование) и нахождение её паспорта в полицейском участке, откуда она его периодически забирает. Паспорт изымался как раз у проституток на период трудовой активности, а взамен им выдавался жёлтый билет.



Если это так, то метаморфоза варшавской куртизанки в директора советской школы и партийного лектора могла бы переплюнуть изначальную занимательную историю превращения Мирием Гольдберг в Марию Коновалюк.

(Ну а о любвеобильности еврейской девушки уже приходилось писать на материале писем ленинградской Цили).

Кстати, о Коновалюке. Семён, белорус из Гродненской губернии, служащий на железной дороге, остаётся всё же явным фаворитом среди многочисленного мужского окружения молодой учительницы.

В феврале 1913 года он прибывает в Варшаву и начинаются новые странности, но уже физиологического характера. Но об этом - в третьей серии.





Продолжение следует

ЛЮБОВНАЯ ЛОДКА, Мария Коновалюк, евреи, дневники, учительница, Варшава, ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО, 1910-1912, БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ, ИНТУИЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, ОКНО В ПРОШЛОЕ, Мирием Гольдберг, молодая девушка

Previous post Next post
Up