Наверняка заговор на корову от всех бедствий. Возможно, перед первым выпуском на пастбище весной. Агафий и Фиеха какие-нибудь местные названия злых духов (лешего, кикиморы), которые вредят скоту. (Это как 12 лихорадок - имена их отличаются по регионам). Их просят "жалить" (вредить) кому-чему-угодно, но не коровушке. Денница - возможно, денник, стойло. Пенница - может быть, дойница. подойник (молоко пенится в нем). Веретенница - что-то явно вертлявое, от ящерицы-медянки до просто прялки. Надо читать труды по язычеству.
Как Вы здорово всё растолковали. Пожалуй, что верно.
О пером выгоне скота весной на Святого Егория:
"В большинстве русских губерний троекратный обход совершался одним человеком - хозяином или хозяйкой; в некоторых западных губерниях в нем могли принимать участие все домашние. Обрядовую силу обходу придавали слова заговора. Обходя скотину, хозяйка приговаривала: "Господи, благослови! Выпущаю в чисто поле скотинку - животинку, в чистое поле, в зелено дуброво, под красно солнышко, под луну господню, под небесную колесницу. С восхода Царица Небесная заставляет золотым тыном с неба до земле; с полуден сам Господь становит тын серебряный; Микола Чудотворец с западу; Егорий победоносец с полуночной тын бронзовый. Прошу и молю, сохрани мою скотинку - животинку. Аминь!" (Агапкина Т. 1994. С. 106).
Первый выгон скотины бывал обычно в Егорьев день, 23 апреля. Егорий - покровитель скотины. Перед выгоном читали наговоры на чеснок, который потом вешали корове на шею. От болезней и поедания зверями. Язычество на Руси никуда не делось)
Comments 15
Reply
Агафий и Фиеха какие-нибудь местные названия злых духов (лешего, кикиморы), которые вредят скоту. (Это как 12 лихорадок - имена их отличаются по регионам). Их просят "жалить" (вредить) кому-чему-угодно, но не коровушке. Денница - возможно, денник, стойло. Пенница - может быть, дойница. подойник (молоко пенится в нем). Веретенница - что-то явно вертлявое, от ящерицы-медянки до просто прялки. Надо читать труды по язычеству.
Reply
О пером выгоне скота весной на Святого Егория:
"В большинстве русских губерний троекратный обход совершался одним человеком - хозяином или хозяйкой; в некоторых западных губерниях в нем могли принимать участие все домашние. Обрядовую силу обходу придавали слова заговора. Обходя скотину, хозяйка приговаривала: "Господи, благослови! Выпущаю в чисто поле скотинку - животинку, в чистое поле, в зелено дуброво, под красно солнышко, под луну господню, под небесную колесницу. С восхода Царица Небесная заставляет золотым тыном с неба до земле; с полуден сам Господь становит тын серебряный; Микола Чудотворец с западу; Егорий победоносец с полуночной тын бронзовый. Прошу и молю, сохрани мою скотинку - животинку. Аминь!" (Агапкина Т. 1994. С. 106).
Reply
Reply
Язычество на Руси никуда не делось)
Reply
Reply
Leave a comment