ак, в одной из деревень Андреапольского р-на Калининской обл. хозяйка, ударяя корову вербой, приговаривала: "Христос с тобой! Егорий Храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!", а в других деревнях того же района: "Сполна выпускаю, сполна загоняю. Егорий Победоносец, спаси на год ее. В поле выпускаю, замком закрываю, чтобы зверь не приходил. Скот к вам отправляю, вы его сохраните. Косой корму косите и животину кормите" (Традиционные обряды и... 1985. С. 49). Защитниками коровы, к которым обращалась хозяйка, могли выступать леший, полевой или дворовой. "Царь лесной, царица лесная, малые детушки, возьмите мою Мальвинушку [кличка коровы] на летушку. Поите, кормите, домой водите!" - говорили на севере Вологодской обл. (подобный приговор хозяйка могла произносить и при обходе скотины во дворе) (Духовная культура. 1997. С. 256). А в Устюженском р-не Вологодской обл., выгоняя говорили: "Батюшка полевой, матушка полевая, и все ваши детушки, примите мою скотинку". Иногда в заговоре старались перечислить всех возможных покровителей: "Бог земной, царь морской, царь лесной, поите, кормите мою коровушку и домой гоните" (Духовная культура. 1997. С. 257). По убеждению крестьянок, подобные приговоры надо было обязательно произносить, чтобы скотинка ходила со стадом, не убегала и всегда домой возвращалась.
Первый выгон скотины бывал обычно в Егорьев день, 23 апреля. Егорий - покровитель скотины. Перед выгоном читали наговоры на чеснок, который потом вешали корове на шею. От болезней и поедания зверями. Язычество на Руси никуда не делось)
Да, почитал немного про эту обрядность по Вашей наводке. Там чего только нет - и железные предметы под ворота прячут (запирают от лесных зверей), и шерсть срезают и собирают в потайное место, и ветви сводом перевязывают, и скотину в первый раз гонят на восток, и пастуху зароки - не бриться, не блудиться и т.д.
Вы правы - этот текст более похож на договор пастуха или хохяйки (при свободном выпасе) с лесными покровителями). Пишут, что заговор тайный - вслух произносится только три раза "Аминь", остальное про себя.
И угли с ладаном на солому в хлеву выкладывают... А уж если мор на скотинку напал, то тут уж только ночью бабам, раздевшись, с образом Богородицы на косуле деревню опахивать))
Проверено не раз: кто знает и читает этот заговор, у того ни зверь, ни вор не украдет скотину. Сглазить и испортить стадо невозможно, если его прочесть три раза при первом выгоне скота. Читают так:
Явно более поздний вариант. Грамотный, не народный. "Взалкаю, восплачу"... возможно, церковники писали, стремясь перенаправить народные обряды с язычества на христианство.
ак, в одной из деревень Андреапольского р-на Калининской обл. хозяйка, ударяя корову вербой, приговаривала: "Христос с тобой! Егорий Храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!", а в других деревнях того же района: "Сполна выпускаю, сполна загоняю. Егорий Победоносец, спаси на год ее. В поле выпускаю, замком закрываю, чтобы зверь не приходил. Скот к вам отправляю, вы его сохраните. Косой корму косите и животину кормите" (Традиционные обряды и... 1985. С. 49). Защитниками коровы, к которым обращалась хозяйка, могли выступать леший, полевой или дворовой. "Царь лесной, царица лесная, малые детушки, возьмите мою Мальвинушку [кличка коровы] на летушку. Поите, кормите, домой водите!" - говорили на севере Вологодской обл. (подобный приговор хозяйка могла произносить и при обходе скотины во дворе) (Духовная культура. 1997. С. 256). А в Устюженском р-не Вологодской обл., выгоняя говорили: "Батюшка полевой, матушка полевая, и все ваши детушки, примите мою скотинку". Иногда в заговоре старались перечислить всех возможных покровителей: "Бог земной, царь морской, царь лесной, поите, кормите мою коровушку и домой гоните" (Духовная культура. 1997. С. 257). По убеждению крестьянок, подобные приговоры надо было обязательно произносить, чтобы скотинка ходила со стадом, не убегала и всегда домой возвращалась.
Reply
Язычество на Руси никуда не делось)
Reply
Вы правы - этот текст более похож на договор пастуха или хохяйки (при свободном выпасе) с лесными покровителями). Пишут, что заговор тайный - вслух произносится только три раза "Аминь", остальное про себя.
Reply
Reply
Reply
И где-то еще подобное читала.
О язычестве в сочетании с православием коротко, ясно и доходчиво
https://d-clarence.livejournal.com/268175.html
Reply
Reply
Reply
Заговор на домашнее стадо
Проверено не раз: кто знает и читает этот заговор, у того ни зверь, ни вор не украдет скотину. Сглазить и испортить стадо невозможно, если его прочесть три раза при первом выгоне скота. Читают так:
Отпуск от святой помощи,
От Божьих угодников,
Пастырь коровий.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Стану я, раб Божий (имя), перекрещусь,
Обвяжусь белым светом,
Зорями ясными подпояшусь,
Стану на святое место
И ступлю на архангельский след,
И взалкаю, и восплачу я на весь белый свет.
Матушке Богородице помолюсь,
От сатаны человеческой отрекусь,
Богу нашему Иисусу Христу поклонюсь.
На приплод, на живот моего скота попрошу
Иоанна Крестителя,
Преподобных отцов наших высших:
Изосиму, Антанию и Григорию - Отцам нашим,
Савватию - соловецкому чудотворцу,
Архангелу Михаилу - защитнику славы Божьей,
Архангелу Гавриилу -
Благовестнику тайн Божьих,
Архангелу Уриилу - умопросветителю,
Архангелу Рафаилу - целителю,
Архангелу Селафиилу - молитвы служителю,
Архангелу Иегудиилу -
Подвизающих покровителю,
Архангелу Варахиилу -
Раздателю благословений
И покровителю благочестивых семейств,
Ангелу-хранителю - представнику
Души и тела моего грешного.
Узрите меня и помогите,
Живота скота моего сберегите:
Быков, телят, коров комолых и рогатых,
Овец моих кудрявых и шерстью богатых,
Коз моих и коней, баранов, боровов и свиней
От бурого медведя, от росомах,
От волка рысучего,
От гада ползучего, от вора и грабителя,
От всякого обидителя.
От порчи, от уроку, от падежа,
От еретицы и злого еретика.
Встаньте слова мои святою оградой,
Для зверей и злых людей
Нерушимой преградой
На все дни, на все часы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Reply
Reply
Я рад, что с Вашей помощью вернули бумажке ясный практический смысл!
Reply
Leave a comment