Уже несколько раз пытался объяснить лингвистические явления с помощью мало понятных терминов не/синкретический смысловой комплекс и абсолютные/без/относительные структурные связи между явлениями. Что же все эти слова значат?
В общем случае, синкретизм это нерасчленённость различных видов чего-либо, слитность в каком-нибудь явлении, недифференцированность. Этот термин использовал Жан Пиаже (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пиаже,_Жан) при описании эгоцентрических конструктов детского мышления.
Теория Пиаже гласит, что детской психика подчиняется набору алгоритмов определяющему принципы её функционирования:
1. синкретизм (связывание всего со всем);
2. невосприятие противоречий;
3. игнорирование общего при анализе частного;
4. непонимание относительности некоторых понятий.
Таким образом комплексное детское восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности (=материальный мир, денотат), зачастую никак не связанных между собой в реальности, в сознании ребенка (=психический, виртуальный мир, концепт) в совокупности, неразделенности, недифференцированности, как их самих, так и их различных свойств и частей.
Термины “детская психика” и “детское восприятие” в данном случае не означает применимость только к детскому мышлению. Многие биологически взрослые люди остаются, психологически, по сути, детьми, и их логика также подчиняется четырем, определенным Пиаже, принципам. Более того, даже довольно продвинутые в интеллектуальном плане люди в состоянии аффекта, стресса, когнитивного диссонанса, неопределенности/неоднозначности или, например, в ситуациях, когда срабатывает адаптационный (защитный механизм психики - регрессия (см.
тут), скатываются в своих действиях и логических рассуждениях до уровня 5-летнего ребенка. Поэтому определение “детский”, в данном случае, это эвфемизм применительно к взрослой логике и далее я буду пользоваться более корректными терминами: “инфантильное восприятие” и “инфантильное мышление”.
Теперь переходим ближе к теме поста. В психологическо-аффективном поведенческом плане (парадигме) любой смысловой комплекс (некая совокупность воспринятых блоков информации), по определению синкретичен, потому что является продуктом детского инфантильного мышления. Нас же интересует слово "комплекс" в лингвистическом смысле (парадигме), где уже нужно различать типы логических структурных связей внутри лингвистических смысловых структур.
Таким образом, смысловой комплекс, в лингвистическом смысле/парадигме, это совокупность ряда событий/блоков информации в речи или тексте, связанных между собой определенным видом структурных отношений/связей.
Под синкретическим будем понимать такой смысловой комплекс, внутри которого предметы, явления, события, блоки информации связаны между собой абсолютной структурной связью. А под несинкретическим - такой смысловой комплекс, внутри которого предметы, явления, события, блоки информации связаны между собой относительной или безотносительной структурной связью.
Абсолютная структурная связь - непосредственная, причинно-следственная связь между блоками информации.
Относительная структурная связь - опосредованная связь между блоками информации, характеризующаяся двумя или более условиями, относительно которых определяется смысл и характер взаимодействия объектов, явлений, событий.
Безотносительная структурная связь - опосредованная связь между блоками информации, характеризующаяся полным отсутствием прямых связей между объектами, явлениями, событиями, объединение которых в смысловой комплекс возможно только через посредство некой общей опосредованной сущности - например места или времени.
Примерами маркеров синкретических смысловых комплексов в английском тексте могут быть определенные артикли см.
тут, перфектные видо-временные формы
тут, предлог till см.
тут.
При подготовке использованы материалы
блога и
сайта Юрия Щербакова.