Священномученик Даниил Сысоев. Есть ряд еретиков, чье Крещение и даже хиротония признается, а значит (по словам 7 Вселенского Собора - 1 Деяния) Бог действовал при этих таинствах. Другое дело, что эти таинства не приводят к спасению (как и любое недостойное принятие благодати см. 1 Кор. 11). Но из этого не следует, что тайны не совершаются, ибо Бог верен, а всяк человек ложь. Ересь - смертный грех, не менее страшный чем блуд или убийство, но зачем его зачислять в нечто принципиально иное? Блудник отпал от Церкви - это факт. Если он не покается - погибнет. Это факт. Католик отпал от Церкви - это факт. Если он не покается - погибнет. Но зачем его приравнивать к тем, кто вообще не дети Божии? (
http://pr-daniil.livejournal.com/23571.html?thread=476947#t476947)
1. Св. Тарасий говорит не как просто человек, а как председатель Вселенского Собора. Это официальный ответ Собора на вопрос монахов о возможности хиротонии у еретиков, все 1 заседание этому посвящено. Так что [это] официальное учение Церкви, выраженное на максимально серьезном уровне.
2. Церковь имеет право отвергать таинства тех, кто поднял против Нее мятеж, ибо Бог наш не есть Бог неустройства, но мира. Именно поэтому отвергаются таинства еретиков, направленные на раздирание Церкви. Так 2 Вселенский Собор поступил с хиротониями Максима циника, хотя тот был православным по вере.
3. Латинство ересь, и именно поэтому католики погибают. Никакие таинства не могут спасти того, кто искажает учение о Боге. Мы забываем, что для спасения нужно не только желание Бога, выраженное через таинства, но и ответное желание человека, а вот его-то и не хватает у еретиков.
4. Если бы таинства вне канонических границ церкви не совершались, то был бы всегда один чиноприем -- Крещение. Мнение св. Иллариона о том, что в присоединении подаются имплинципно все таинства не основано на Предании, и противоречит духу и букве канонов. Таинства от неосужденных лично еретиков потому и принимаются, что они лично не осуждены. Это проявление власти ключей, которая есть у Церкви. (
http://pr-daniil.livejournal.com/54466.html?thread=1141186#t1141186)
У нас нет святоотеческих свидетельств того, что таинство исповеди у еретиков действительно. Этот вопрос вовсе не рассматривается отцами, а потому я умолкаю, не имея для этого никаких свидетельств отцов. Единственно, что я знаю, что когда я присоединяю в церкви католиков или монофизитов, то устав требует их исповедать предварительно.
Теперь о духе и букве. Таинства у еретиков признавали отцы 1, 2, 6 и 7 Вселенских Соборов. Из отцов Церкви -- св. Стефан Римский, св. Викентий Леринский, блаж. Августин, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Марк Ефесский, Феофан Затворник, Филарет Московский. Отрицали -- св. Киприан Карфагенский и Илларион Верейский.
Теперь самое важное, что нам надо помнить, это то, что механическое отлучение от Церкви не известно канонам. Надо доказать, что человек еретик, и считать это автоматом нельзя. Иначе мы лишаемся реального спасения. Св. Василий великий был рукоположен арианами, но при этом он был столпом Православия. Думаю, что решение 7 Собора объясняет очень многое. Ересь смертный грех, который убивает душу даже при действующих таинствах. Думаю, что сторонники Осипова погибнут несмотря на то, они причащаются истинного Тела и Крови. Причина в том, что без веры угодить Богу не возможно. А мы пытаемся механически свести спасение только к участию в евхаристии, забывая, что можно принять таинство в суд и осуждение. (
http://pr-daniil.livejournal.com/54466.html?thread=1143490#t1143490)
Почему Церковь определила три вида присоединения к Ней? Да потому, что Ей вверена власть ключей. И обладая ей, Она и определяет меру греховности той или общины. Почему католических священников принимают в сущем сане? Все очень просто. Потому что Римский епископ или его клирики не были подвергаемы законному церковному суду. А до этого их статус точно описан 15 правилом Двукратного Собора. Если бы они были осуждены на лишение сана, то их принимали бы уже как мирян. А если бы отлучили от Церкви -- то как язычников. (
http://pr-daniil.livejournal.com/54466.html)