Нравственно-правовые представления в российском менталитете

Jun 05, 2018 21:14


https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание

Автор: М. И. ВОЛОВИКОВА

© 2004 г.

Кандидат психологических наук, ст. научный сотрудник ИП РАН, Москва

Анализируя исторический, этнографический материал, а также результаты собственного эмпирического исследования автор раскрывает особенности представлений о правовой сфере в российском менталитете: в позитивном выражении они опираются на нравственный закон и совесть, в негативном - связаны с психотравмирующими переживаниями и потерей субъектности.

Ключевые слова:психологическая переменная, российский менталитет, моральное и правовое сознание, нравственность, совесть, субъект.

Для российского менталитета характерно особое внимание к нравственным проблемам. В тесной взаимосвязи с ними находятся правовые проблемы и представления о юридическом законе, регулирующем нравственные нормы. Эти представления в отечественном сознании исторически ассоциировались преимущественно с негативными явлениями социальной действительности в России. Вместе с тем всегда был и положительный опыт. Обращение к нему помогает понять специфику российского правосознания.

Так, например, анализ исторических и этнографических источников позволяет сделать вывод о том, что после реформ Александра II в стране бурно и активно зарождались предпосылки для развития здорового и творческого правосознания граждан, принадлежащих ко всем сословиям. Выступления таких выдающихся правоведов конца XIX - начала XX вв., как Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони получали широкий общественный резонанс. Юридические законы и право становились предметом общественного внимания, широко обсуждались и интерпретировались, т. е. выступали как объект социального мышления личности (по К. А. Абульхановой). Практика участия представителей различных сословий в судах присяжных заседателей (новшество, введенное в российский суд) говорила не только о готовности граждан грамотно оценивать виновность или невиновность подсудимых, но служила и общему росту юридической грамотности населения.

Из исторических материалов мы знаем о недоверчивом отношении россиян к юридическим законам. Однако повседневная практика обращения народа к правовым вопросам могла впоследствии стать основой развития отечественной системы правосознания, которая скорее всего отличалась бы своим позитивным содержанием от хорошо отлаженной, но, как правило, формализованной западной системы.

Давая этнографический анализ мира русской деревни, М.М. Громыко [3] отмечает, что в повседневной жизни крестьяне часто обращались к юридической практике, ссылаясь на различные положения законодательства. Она приводит аналогичный вывод Н.Н. Покровского, сделанный на основании анализа крестьянских документов XVIII в. Урала и Сибири, заключая, что закон, проникнув в крестьянскую среду, становился принадлежностью крестьянского общественного сознания. Однако происходило это в том случае, если крестьяне были заинтересованы в данном законе, который зачастую трактовался весьма специфически. Громыко отмечает также, что некоторые черты внутренней политики государства того времени, укореняя среди крестьян представления о возможности обращения к центральной власти при несправедливости ее местных представителей, способствовали укреплению в их сознании мнения о необходимости умения пользоваться законом. Среди крестьян встречались знатоки права, так, например, государственные крестьяне в своих "наказах" использовали такие понятия, как "общее благо", "всенародная польза", "обоюдная выгода". Они считали, что законы должны гарантировать возможность для каждого пользоваться плодами своих трудов.

Однако юридический закон во многом оставался внешним для крестьян, поскольку их повседневная жизнь регулировалась "миром", т. е. общиной. В ней "внутренний закон" был прописан по всем важным моментам общественного существования: разрешение конфликтных ситуаций, наказание обиженных, восстановление справедливости, поддержка немощных. В основе решений лежали нравственнее принципы: доброта, милосердие, защита слабых, поддержание мира и порядка. Это "внутреннее право" имело характеристики "корпоративного права". Проблемы начинались при его столкновении с юридическим законом. Из материалов Тенишевского бюро 1, видно, что если у крестьянина-нарушителя была возможность выбрать, от кого он должен принять наказание, то он предпочитал иметь дело с общиной, а не с государством, хотя в этом случае наказание могло быть более суровым [11]. Юридический закон еще не успел стать основой правосознания простого народа, несмотря на имевшиеся для этого предпосылки.

После реформы 1861 г. в связи со сложной перестройкой поземельных отношений обращение крестьянства к государственному законодательству расширяется. Вместе с тем, как пишет Громыко, в среде чиновной и научной интеллигенции распространяется мнение о необходимости изучения крестьянских юридических обычаев и их слияния с государственным законодательством. При Географическом обществе в Санкт-Петербурге была создана комиссия по изучению народных юридических обычаев, в ее работе принимал участие П. П. Семенов-Тян-Шанский, который считал, что государственное законодательство должно учитывать и опираться на "обычное право" и народную практику.

Русскому народу в целом всегда было свойственно сострадание к заключенным и отрицательное отношение к мести. Православие, придерживающееся аналогичных нравственных ценностей, ставшее для русских основой самоидентификации себя как единого народа и фундаментом нравственного мировоззрения [3, 10], также определило специфику отечественного правосознания. Собственно, роль судов присяжных заседателей состояла в обращении к нравственной интуиции российских граждан, не позволяющей засудить невиновного.

Основное противоречие российской истории, может быть, состояло в тесном переплетении нравственно-духовной одаренности ее мыслителей и всего народа с чрезвычайно затрудненным воплощением нравственных максим в жизнь.

Юридические права граждан нарушались десятилетиями: история XX века - яркий тому свидетель. Россия на долгие годы оказалась "естественной лабораторией", где нравственность и правовое самосознание граждан проходили суровые испытания.

Картина здорового и гармоничного правосознания воссоздается в работах известного философа и правоведа И. А. Ильина, который, думая о будущем своей родины, победившей в Великой Отечественной войне, написал: "России необходимо новое правосознание,национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески-содержательное по своей цели" [4, с. 443]. В построении этого нового правосознания Ильин видел путь возрождения страны. Из его работ четко выступает образ человека как субъекта правового и нравственного сознания (в таком ярком и прямом выражении у нас он почти утерян). Ильин называл правосознание творческим источником права, живым органом правопорядка и политической жизни. Он считал, что людей без правосознания не бывает, но у многих оно одичало и приняло уродливые формы. Однако любое, даже такое неразвитое правосознание имеет значение в жизни страны.

Утверждения Ильина глубоко психологичны и позволяют приблизиться к пониманию глубинных оснований субъектности правосознания. По его мнению, творческим источником права является внутренний мир человека и только обращаясь к мотивам человеческого поведения можно определить как будет действовать в жизни право. Без субъекта законы остаются внешней силой, способной воздействовать только путем принуждения и репрессивных мер, причем, по мысли Ильина, закон своим специфическим образом должен преломиться в сознании и судьи, и исполнителя, и самого гражданина, которые должны принять его "в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процесс мотивации своего поведения" [5, с. 152]. Закон не всегда бывает совершенен и справедлив, однако пока он не отменен, то должен применяться и соблюдаться по римской формуле"суров закон, но он закон",поскольку это единственное средство для поддержания в стране правопорядка, не зависящего от произвола и случайностей. Трагедией для жизни любого государства оказывается неразвитое правосознание его граждан.

В психологии исследования и диагностика правосознания традиционно связаны с когнитивным направлением. Так, например, большой научный интерес представляет исследование Д. Тапп [15], в котором при опоре на теорию стадий и уровней развития морального сознания Л. Колберга [13, 14] изучались особенности правосознания в разных странах и культурах. С помощью разработанной ею методики в конце 1980-х гг. были получены данные по США, Индии, Японии, Италии, Греции и Дании. В России в 1989 г. исследование с применением методики Д. Тапп было проведено О. П. Николаевой [8].

Исследование О. П. Николаевой, выполненное под нашим руководством, обнаружило специфичность моральной и правовой социализации в современном (конец 1980-х гг.) российском обществе. В отличии от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в России этот процесс либо "застревает" на начальной стадии морального и правового развития, когда послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо приходит к высшему (по Колбергу и Тапп [13, 14, 15]) уровню морально-правового развития, опирающемуся на высшие этические принципы и совесть. Сравнение полученных Николаевой результатов с результатами двух исследований, проведенных нами с применением методики Тапп в 1993 - 1994 и 2001 - 2002 гг., позволило наблюдать динамику изменения морально-правовых представлений в российском обществе за последние 10 - 15 лет.

МЕТОДИКА

Теоретическим основанием диагностики развития правосознания является концепция морального развития Колберга, изучавшего вслед за Пиаже опыт социального взаимодействия и выделившего шесть стадий морального развития, составляющих три уровня: 1-й - доконвенциональный (нормы - это нечто внешнее для человека и он им следует лишь под давлением авторитета или из-за страха наказания); 2-й -конвенциональный (конвенция - поддерживание норм, желание соответствовать стереотипам, принятым в обществе, стремление к отношениям доверия, уважения и лояльности); 3-й -постконвенциональный (которого, по словам Колберга, достигает меньшинство взрослых и только после 20-ти лет; и лишь на высшей - 6-й стадии - следование закону и нормам определяется внутренним этическим законом - совестью)[13]. Таким образом, следование высшим этическим принципам - это самая совершенная, по Колбергу, стадия развития морали. Только если закон противоречит принципам справедливости и равенства, человек имеет право действовать в согласии с принципами, а не с законом.

Конкретизация этих уровней и стадий применительно к правовому сознанию выглядит (по Тапп) следующим образом. На первом уровне находятся те, кто утверждает: законы предупреждают преступность, обеспечивают физическую безопасность граждан, им следуют, подчиняясь авторитету власти или во избежание наказания. Ко второму относятся те, кто считает, что законы служат поддержанию общественного порядка, их нужно исполнять, чтобы избежать хаоса и анархии. Закон, даже если он несправедлив, необходимо выполнять вплоть до его отмены конституционным путем. Третий - это "уровень законотворчества". Те, кто достигает его, осознают различие между ценностями социального порядка и общечеловеческой этикой, между конкретными законами и принципами справедливости. Юридические законы выступают как выражение внутренних моральных принципов.

Согласно требованиям методики, необходимо отобрать 100 человек, чтобы они индивидуально ответили на вопросы анкеты, составленной в виде клинического интервью. Для вычисления результатов 100 человек принимаются за 100%, и соответственно данные приводятся с указанием количества людей, ответивших определенным образом на каждый из вопросов. Исследования такого рода по характеру сбора данных и обработки результатов относятся к социально-психологическим и отличаются от анализа решения моральных задач, характерного для работ Колберга. Тапп подчеркивала, что социально-психологическое направление в настоящих условиях представляется ей более перспективным.

Респондента просят указать свой пол и возраст и затем ответить на следующие вопросы (соблюдая их очередность):

1) Что такое правило (поведения)? 1а) Почему именно оно называется правилом? 2) Что такое закон? 2а) Почему это является законом? 3) Зачем нам законы? 4) Может ли быть справедливым и правильным что-либо даже в том случае, если это не отражено в законе? 4а) Как это может быть? 5) Что такое справедливый закон? 5а) Почему именно он справедлив? 6) Что такое право? 7) Какие права следует иметь людям? 7а) Почему? 8) Какие права люди имеют? 9) Что бы случилось, если бы не существовало законов? 10) Почему люди должны следовать законам? 11) Почему Вы следуете законам? 12) В каком случае могут быть изменены законы? 13) Могут ли быть случаи, когда было бы правильно нарушить закон? 13а) Если да, то какие это случаи? 14) Что означает выражение "быть правым"? 15) Может ли человек нарушить закон и быть правым? 15а) Если да, то как это может быть?

Рассматривая варианты ответов на вопросы анкеты и объясняя принципы диагностики правового сознания, Тапп приводит следующие примеры. Так, при ответе на вопрос N 9 (Что бы случилось, если бы не существовало законов?) аргументация необходимости наказания преступника как гарантии физической безопасности граждан позволяет отнести такой ответ к доконвенциональному уровню развития правового сознания. Предположение о наступлении анархии, хаоса и беспорядка в обществе, не регулируемом юридическим законом, считается ответом второго, конвенционального уровня. Если ответ строится на утверждении, что члены социума должны руководствоваться в своем поведении принципами, причем проводится различение юридического закона и моральных принципов, то такой ответ относится к третьему, постконвенциональному уровню развития правового сознания. При ответе на вопросы N 13 и 15 (Могут ли быть случаи, когда было бы правильно нарушить закон? Может ли человек нарушить закон и быть правым?)простое "да" без аргументации и "нет" с аргументацией (закон неизменен; в своем постоянстве он подобен физическим законам), а также утверждение, что между юридическим законом и законами морали нет различия, позволяют отнести ответы к доконвенциональному уровню. Ответы "да" с аргументацией (законы хороши не на все случаи жизни, так как связаны с жестокостью или составлены жестокими людьми, однако чрезвычайные обстоятельства могут оправдать нарушение закона) - это ответы конвенционального уровня. Для постконвенционального уровня характерны ответы "да" с аргументацией, связанной с общественной пользой, разумными целями, возможностями законотворчества. На самом высоком уровне находятся те, кто оправдывает нарушение закона, если тот безнравственен или несправедлив и нарушает моральные принципы, например, права человека.

Мы дополнили эту методику микросемантическим (по А. В. Брушлинскому) анализом высказываний, что позволяло выявить случаи, когда закон в процессе суждений выступает либо как психологическая переменная,либо как константное, неизменное основание при построении мысленных допущений. При этом мы исходили из теоретических положений концепции С.Л. Рубинштейна о роли внутренних условий (сознания, совести) в нравственном развитии человека [9]. Применение микросемантического анализа позволило выявить новые перспективы методики Тапп, состоящие в представлении возможности нарушить закон и при этом быть правым. При проведении исследования мы предполагали рассмотреть пути разрешения данного противоречия в суждениях испытуемых. Таким образом, основная цель нашей работы состояла в стремлении раскрыть конкретные проявления возможных противоречий между личностно и социально значимыми представлениями [1]. Использование методики Тапп на всех этапах исследования дало возможность наблюдать динамику нравственно-правовых представлений российских граждан в течение последних 10 - 15 лет, позволяя определять явления, психологически изменчивые и константные.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первый этап сбора эмпирических данных был проведен О.П. Николаевой в 1989 г. [8]. Сто студентов Курского пединститута анонимно, в письменной форме ответили на вопросы анкеты. Анонимность в конце 80-х гг. XX в. была необходимым условием получения искренних ответов по теме право.

В 1993 - 1994 гг. мы провели новый этап исследования. На анкету ответили 100 студентов из Москвы и Смоленска. Среди них была организована группа доверительного общения, дававшая ответы устно в процессе клинической беседы (отметим, что в этом случае аргументация была более развернутой, а высказывания более откровенными).

В 2001 - 2002 гг. нами был проведен следующий этап исследования, в котором также 100 молодых человек ответили на вопросы анкеты Тапп.

Полученные на всех этапах исследования ответы подвергались традиционному для данной методики анализу (т. е. определению уровня морально-правового развития - по Колбергу и Тапп), а также контент-анализу. На первом и последнем по времени этапах исследования мы остановимся более подробно.

Если для западного правосознания закон является реальной, действенной силой и тема, связанная с юридическим законом, обсуждается с интересом, то иная картина наблюдается у нас. Закон вмешивается в судьбу человека при трагическом стечении обстоятельств. В связи с этим тема правопорядка для многих наших соотечественников зачастую связана с травмирующими переживаниями, поэтому обсуждается она неохотно.

Есть и объективная причина трудностей, возникающих при обсуждении юридических вопросов, на которую обращено внимание в предисловии к книге И.А. Ильина. Она связана с отсутствием правовой грамотности населения [7]. Это подтвердилось на всех этапах проводимого нами исследования.

В конце 80-х гг. отмечалась большая скованность в ответах на вопросы о праве, объяснения были с большим количеством советских речевых штампов: "ради интересов народа", "ради общего дела", "права человека закреплены Конституцией" и т.п. Говорилось о воспитательной функции закона (ни разу не упомянутой студентами из других стран). Единственная тема 80-х, по настоящему искренне обсуждаемая - это равенство закона по отношению ко всем гражданам (по данным Николаевой, суммарно это 18% ответов [8, с. 109], тогда как ни в одной стране, где проводила исследование Тапп, не было подобных ответов о необходимости равенства всех перед законом).

Многое помогли разъяснить искренние ответы испытуемых, полученные нами в 1993 г. в доверительно организованном общении [2]. Так же как и для наших соотечественников конца 80-х, тема законности оказалась одной из самых болезненных. Результаты опроса показали слабую степень осмысления законов, норм и правил поведения. При этом почти 90% респондентов при построении суждений использовали закон в качестве психологической переменной, допуская возможность нарушить закон и при этом чувствовать свою правоту ("быть правым").

Таким образом, если исходить из уровневой концепции Колберга и Тапп, большинство наших соотечественников по вопросу о нарушении закона можно отнести к третьему уровню морального развития. Однако ответы на другие вопросы диагностируют второй или даже первый уровень. Анализируя ответы московских студентов в нашем исследовании 1993 г. в группе доверительного общения, можно заметить, что очень "неприятный", с точки зрения отвечающих, вопрос мог вызвать эмоциональный взрыв:"во-первых, смотря какому(закону следовать -М. В.),а во-вторых, я еще не полная идиотка, чтобы забывать о себе как о человеке"(жен., 22 г.); пример из мужской выборки: "Я стараюсь выполнять те законы, которые удобны мне и другим людям, а если эти законы не удобны мне и другим людям, то я на них плюю и плевать буду"(муж., 24 г.). Мы пришли к выводу, что кроме указанного Колбергом доконвенционального уровня существует и додоконвенциональный. Это те случаи, когда закон по степени участия в жизни становится как бы не существующим. Испытуемые начала 90-х годов XX в. вспоминали процессы над "врагами народа", говорили о необходимости солгать на суде, чтобы человека не засудили, о возможности нарушения финансового закона (чтобы не разориться) и т.п.

https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание
Previous post Next post
Up