Нейроэнергетический принцип (3) затратность переучивания

Oct 29, 2019 14:33

Нейроэнергетический принцип -- начало и оглавление

Кроме избегания пиковых нагрузок есть ещё одно избегание нейроэнергетических затрат -- затрат, требуемых для переучивания.
Пунктик был замечен при обсуждении контралажи.

Переучиваться, как прекрасно известно всем, кто пытался работать над собой -- хотя бы переучивать произношение-ударение в каком-нибудь аномальном английском слове, -- заметно труднее, чем выучить что-то из состояния tabula rasa (ср. народную феноменологию вроде "You can't teach an old dog new tricks" etc.).

***

Отсюда же важность правильной постановки базовой техники при обучении любому нетривиальному ремеслу-спорту-etc. Причём здесь есть тонкость.

В самом деле, педагогике давно известно (эмпирически лет пару тыщ, а если научно, то с Жана Пиаже) о критических периодах развития мозга, когда соответствующее научение происходит легче всего. Это связано с формированием в онтогенезе мозгового субстрата для соответствующего вида деятельности. Мозг, не подвергнутый правильному научению в надлежащее время, либо вообще не будет потом способен полноценно научиться (скажем, чтению после 14 лет), либо нацепляет всякой дряни, так что рано или поздно придётся переучиваться, что трудно.

Другими словами, учиться какой-либо деятельности -- ставить правильную базовую технику -- нужно сразу, как только начинает созревать соответствующий субстрат в мозге.

***

Архиактуальный пример -- программирование [>> "За дефицитом программистов ..."].
Эта деятельность невозможна без способности планирования, подразумевающей способность самоконтроля. Соответствующий субстрат -- это чисто человеческие поля в лобных долях неокортекса, дифференцирующиеся последними в возрасте примерно 11 лет -- в точности эмпирически найденная Приматчеством граница между начальной школой и средними классами (в гимназию, кстати, тоже брали с 10 лет).

Это значит, что обучать настоящему программированию (т.е. не возне мышкой по цветным картинкам) нужно с 5-го класса, чтобы уже к классу 8-му учень знал и про статическую типизацию, и два основных паттерна циклов.
Но по-серьёзному обучать 5-классников невозможно на промышленных инструментах (от visual studio до gcc). Но можно на инструментах, соответствующих зелёненькой линии на знаменитой картинке. И опытом это подтверждается ежегодно с 2008 года. В чём и заключается прорывное значение уникального проекта.

intellectus, нейроэнергетический_принцип, it, мозг

Up