[тезаурус] плагиат -- и сводка по видам
Сложность взаимодействий в популяции партисипантов науки требует всё большей дифференцировки понятий.
В частности, мы определили
научный плагиат как, грубо говоря, "отъём авторства" в широком смысле, подчеркнув его отличие от плагиата в литературе и литературоподобных паранаучных сферах деятельности в том отношении, что буквальное копирование текста может и не иметь места (хотя бывают и такие
казусы).
Был указан и пример научного плагиата в специфической форме
выключки.
Сейчас мы хотим сосредоточить внимание на немножко другой стороне явления -- на такой форме научного плагиата, которая предполагает то или иное "переформатирование" присваиваемого результата.
Пример для затравки --
трюки Смирновых (
ещё).
***
Термин апроприация, обозначающий присвоение имущества, известен в юридическом регистре русского языка с XIX века (
тыц).
Однако в современном искусствоведении термин приобрёл более хитроумный смысл, довольно близкий к тому, что нам нужно:
"более или менее прямое включение" в своё произведение уже существующих предметов и чужих произведений; что, как признаёт
Википедия, "поднимает вопросы оригинальности, аутентичности и авторства" (приматы они и в искусстве приматы).
(Определение изменено 2013-05-13)
Апроприация (приматол.) -- деятельность, заключающаяся в некотором переформатировании чужих оригинальных результатов с дальнейшим представлением продукта как своего, часто с "отдавливанием" или полной
выключкой (приматол.) оригинальных авторов.
Как часто бывает, точные границы между переформатированием и другими видами использования чужих научных результатов провести невозможно.
Но ключевой признак -- сознательное отдавливание или выключка авторов использованных результатов при полном (хотя и труднодоказуемом) осознании их реального вклада.
***
Авторы тривиальных вариаций на тему некоторого оригинального результата, презентованных без выключки, могут претендовать на то, чтобы автор оригинального результата в дальнейших работах ссылался на них, даже если для оригинального автора такие тривиальные вариации очевидны (как это часто бывает; всё-таки оригинальные авторы обычно продумывают предмет существенно глубже, чем комбинаторы вариаций), -- а здесь уже смычка с паразитизмом:
Ведь даже если автор оригинального результата (и все, кто его используют) сошлётся на тривиальные вариации с их эксплицитной характеризацией как таковых, вариаторы получат цитирования:
Индексы цитирования не различают природу отдельных цитирований -- типа, с плюсом или с минусом.
Возможен и такой вариант: страдающий от гонорита тугодум замечает корреляцию, но производит нечто, чего он сам толком не понимает. И если кто-то другой прояснит ситуацию, то это может вызвать обострение гонорита в форме "именно это я и говорил".
***
Короче говоря:
Множество переходных случаев доставляет Приматическому Элементу множество способов (тем более эффективных в условиях
Второго Начала) оправдывать своё трюкачество.
О чём мы
говорили с самого начала.
(Какая-то занудная запись. Ну, да чёрт с ней.)
***
Важный
коммент.
Нужна более почёткая классификация, чтобы без путаницы.