Изображение от storyset на Freepik
Когда кандидаты думают, что сведения о них хранятся у рекрутера на компьютере в базе, они правы, конечно же, но только отчасти. Самая важная информация хранится у рекрутера в голове. Да-да, фамилии ключевых (либо просто полезных) кандидатов должны оставаться у рекрутера в памяти, если же этого не происходит, то он кто угодно, но не рекрутер. Все возражения относительно того, что есть рабочее пространство, а есть личное, и загрязнять голову лишней информацией недосуг, не выдерживают критики. Если человек в профессии, если он играет в эту увлекательную игру под названием рекрутмент, то он просто не сможет не запоминать нужные контакты. Разумеется, номера телефонов держать в голове излишне, их можно и в базу занести, но вот фамилии, имена, а так же информацию, кто, где и при каких обстоятельствах, рекрутер должен знать назубок. Да и номера лучше заносить в личную записную книжку, так как места работы меняются, а база - наша личная наработанная база полезных контактов, особенно если у рекрутера есть профессиональная специализация (экспертиза) - должна оставаться с нами навсегда.
Ведь что такое профессиональный контакт рекрутера? Это не что иное, как начальное звено цепи, которую можно бесконечно тянуть до достижения поставленной цели.
Приведу пример. Моя подруга Алина регулярно звонит мне примерно с таким запросом:
- Слушай, ты помнишь, у Иван Иваныча директором по маркетингу работал такой мужик, из Данона, кажется. Ушел в собственный бизнес, его еще отпускать не хотели. Вот нужен такой же, только начальник производства. Ты кого-нибудь помнишь? Лучше прямо из Данона.
Как я уже говорила ранее, рекрутеры люди ленивые, и лишние телодвижения совершать не будут, если нет на то веских причин. Маркетолог был из Данона? Ну и все. Значит, производственника будем искать там же, зачем усложнять. И только если не найдем, то пойдем другими путями, но это будут люди из компаний близких по формату к Данону - технологии, корпоративная культура и все такое.
Как будем искать? Как обычно. Разместим объявление, составим поисковый запрос для работных сайтов и сядем эти самые сайты перелопачивать. Но прежде этого мы сделаем несколько важных шагов по имеющимся связям.
Перво-наперво, нам нужно вспомнить всех знакомых, кто работает или когда-либо работал в Даноне - и позвонить им с просьбой кого-нибудь порекомендовать (мужику-маркетологу звоним в первую очередь). Попутно мы узнаем об изменениях на продуктовом рынке, соберем сведения и свежие сплетни, которые потом нам тоже пригодятся. Если рекрутер с экспертизой, то лишней информации у него просто не бывает.
Конечно, тут хочется сказать, что нам обязательно порекомендуют хорошего кандидата, и тот обязательно окажется в поиске работы, и именно наше предложение он ждал все эти годы. Но нет. Такое бывает, конечно, и мы делаем на это расчет, но не нужно расстраиваться, если все идет не по легкому сценарию. Прорабатывая контакты в базе, мы завязываем контакты новые: ведь кого-то нам обязательно рекомендовать будут, другое дело, что это все будет не то и не те, но и эти люди тоже могут кого-то посоветовать. И однажды, по цепочке, мы найдем его - того самого крутого производственника в поиске работы. Возможно, он даже будет из Данона, но это уже не суть. Если же и опять не найдем... тоже не страшно. Есть странный парадокс - при наличии любых активных действий, пусть даже самых бессмысленных, но направленных на достижение одного конкретного результата, этот результат обязательно придет - правда, не напрямую, а косвенно. При скудости же усилий результата не будет, даже если они были правильными. Другими словами, если мы продолбили всю базу, но кандидата не нашли - нужно просто заглянуть в почту: наверняка, кто-то классный прислал нам резюме откликом на наше объявление.
И караван этот непременно окажется попутным, и доедем мы туда, куда нужно в самые короткие сроки. Если же базу мы не долбили, хантер не копали, то почта наша будет девственно пуста, сколько ни жди. Таков закон наработки критической массы, он вечен.
Вот так, если вкратце, происходит работа с контактами. Конечно, есть и совсем оптимистичный сценарий - вот дает нам заказчик вакансию, а у нас - опа! - уже есть знакомый кандидат. Но, прямо скажем, такое если и бывает, то раз в пятилетку. Чтобы нам ни рассказывали на этот счет разные коучи и гуру рекрутмента. Мы-то, простые работяги от рекрутмента, в отличие от них, живем на земле. У нас чудес не бывает.