Брамс, Интермеццо b-moll op.117 №2 (часть 6)

Feb 12, 2013 16:24

Сегодня очень субъективный взгляд на исполнение признанного мастера - Григория Соколова

Ноты на всякий случай (но никаких особенных привязок к ним сегодня нет):
https://picasaweb.google.com/110011218864596829780/Brahms1172#slideshow/5838412102175250738

image Click to view



Отнесен условно к сторонникам "неровного дыхания" (не то чтобы ноты неровны, но сильные сдвиги темпа)
Почему-то вдруг длинный затакт, нерешительность перед тем, как шагнуть, нервическое заикание... и всё наконец "падает в признание", в реку сердечной речи, будто бы долго вынашивали и уже не в силах тормозить и не в силах приукрасить.. Неровно, всё неровно, но не как у Гульда - ловко усиливаемые мягким движком естественные тяготения, а почти алогичные, тревожные подвижки. Мелодии отдано предпочтение, середина лишь оттеняет, бас подаёт голос изредка (как самостоятельный персонаж, например - 17 секунда, "вдруг" укол басом). И снова этот длинный затакт, вызывающий легкое головокружение. Динамику мощно двигает вместе с темпом, не скупится. Между разделами заложены крупные паузы (почти заполненные отзвуком и предзвуком, как яма - травой, вьюном).
Медленнейше начинает середину. Глубоко залегают борозды тишины меж звуками, морщины, тектонические трещины. И даже не сажу о чём это, состояние транса…
Сторожкое место - "длинное" стаккато в войлочных тапочках, но взволнованное. Всё последующее до репризы - не ясно мне. Реприза не чувствуется, просто знаю, что она там. Незаметно вплел в предыдущее (не забыв о разделяющей паузе, но в контексте всех задержаний середины она почти не выделяется). Неумолимое крещендо.. участвуют все голоса, и средние, "растительные", вдруг становятся активными, каждая нота -указательный палец. И - страшный аккорд, самый страшный из всех! (мне показалось - убийство, особенно первое прослушивание, и даже отдаленное блеяние жертвы, которая всё надеялась, но чуда не случилось. Все эти начальные заикания и серединная медитация всё шло к этому, нехорошему насильственному расставанию с жизнью).
Дальше - уже после смерти. Эпитафия (и такая тщательная артикуляция..). Последний бас - бездна, преисподняя. Робкие ростки наверху, последний отблеск звёзд.
Общее впечатление у меня странное.. Первое слушание - почти потрясение, но последующие.. стало казаться, скорее изображает страдание, нежели страдает, что-то во всём женское, и думалось - театрально, даже манерно, из-за того, что все мотивы очень рельефной лепки, все тяготения обострены, рамки расширены до пределов, и это местами выглядит "пышнее" самой сути. Но теперь не скажу так, просто не имею права.

Вот тут взгляд очевидца с концерта, где была эта вещь
http://leptoptilus.livejournal.com/260035.html

музыкальные заметки

Previous post Next post
Up