Вятский родильный обряд. Роды.

Jul 02, 2011 14:26

 Думала я, будет больше информации, как, допустим, облегчать роды... Но нет(  В общем, за что купил, за то и продаю)

1.2.  Роды.


1.2.1.        Начало родов.

В славянской традиционной культуре было принято скрывать начало родов. Считалось, чем меньше людей знает о них, тем легче и быстрее они осуществятся.

Это часто приводило к тому, что женщина рожала одна без чьей-либо помощи (особенно в случае вторых и последующих родов).

В вятской традиции начало родов отмечено обрядом испрашивания благословения у свекра со свекровью и прощанием с домашними.

1.2.2.        Функции отца и повитухи.

В самом процессе родов главными персонажами становились отец ребенка и повитуха, а роженица оказывалась «бессловесным, пассивным телом».

Отец (не везде) играл значительную роль. В некоторых регионах он уходил из дома вместе со всеми остальными, в других выполнял роль зрителя или помогал роженице и повитухе (приносил, уносил воду, придерживал жену во время потуг), в третьих - осуществлял символическую замену роженицы (обряд кувады). Смысл обряда кувады состоял в том, чтобы какую-то часть страданий женщины муж перетянул на себя…

В вятской традиции отец приглашал повитуху, а в случае трудных родов ложился на порог лицом вниз, а роженица переступала через него.

Самые ответственные действия выполняла повивальная бабка. Это была женщина старше 45 лет,  с детьми, уже не живущая половой жизнью и миновавшая климакс. В деревне могло быть несколько повитух, роженица сама выбирала для себя одну из них.

Повитуху обязательно приглашали, когда женщина рожала первый раз, в следующих родах присутствие повитухи было желательным.

Отказать  в принятии родов повивальная бабка не могла. Если что-то случалось в родах без бабки, то отказавшая могла оказаться в тюрьме.

Кроме повитух принимали роды и акушерки, но их звали неохотно (как я поняла, мотивы следующие: повитуха после родов делает в бане родительнице массаж, а кроме того она знает много молитв и заговоров, помогающих в родах. Это все незнакомо акушерке.)

1.2.3.        Роды.

Существовало множество реальных и символических приемов, облегчающих роды.

Для стимуляции схваток от женщины требовали выполнения физической работы: замешивание теста, мытье полов... активного движения («надо ходить по комнате взад-вперед, чтобы дите быстрее находилося»). Символические обряды - перешагивание через границы: порог, мужа, веник…

Рожали где придется (в бани, в сенях, сарае), чем маргинальнее место, тем лучше (теперь я не боюсь рожать в не очень хорошо оборудованном роддоме))))

Тяжело рожавшую женщину заставляли держаться за брус и висеть.

Необходимо было и рожающей, и всем, кто присутствовал при родах, снять кольца, серьги, развязать все застежки, разуться, распустить волосы. Распахнуть окна и двери.

Произносили многочисленные заговоры (меньшую часть - сама роженица, большую - повитуха)

Несколько заговоров приведу:

«Как камень лежит спокойно, так и мне, рабе божьей (имя), родить спокойно»

«Как вода в половодье разливается, так у меня, рабы божьей (имя), роды открывайтесь»

«Царица небесная, сойди с небес, выведи младенца в свои ворота»

Повитуха: «Не простые ворота отворяю, а Царские. Как ворота отворяются, так и мясные ворота открываются у рабы Божьей (имя) и выпускают младенца на Божий свет»

«Замочек отворяю, путь-дорогу открываю»

Рожающей давали воду «с яичка»: брали 3 яичка куриных, опускали в воду и говорили: «Как курица легко сносит, так бы и рабе Божьей (имя) легко родить». Затем роженицу поили этой водой.

1.2.4.        Младенец и его «двойники».

«Двойниками» младенца считались  плева («рубашка», «сорочка», « чепец») и плацента («место», «детское место», «постель», «послед»). Считалось, что они помогают ребенку в жизни. Их тайно закапывают с почестями, заворачивая в кусок белой материи или укладывают в лапоть. Закапывают под печь, порог, реже в сарае, огороде, саду.

В некоторых регионах плеву высушивали и оставляли в качестве амулета. Считается, что она сохраняет жизнь и здоровье в дальнем путешествии или войне, приносит удачу в разных сферах деятельности, придает красоту.

1.2.5.        Корректировка природы новорожденного.

Перерезали или перегрызали пуповину на гендерных предметах. Девочкам на прялке, мальчикам на топоре, например. Потом либо прятали - закапывали, либо сохраняли на удачу. Часто пуповины всех детей хранили на одной веревочке, чтоб дружными были.

После рождения ребенка парила повитуха в бане, разминала ему косточки, придавала правильную форму органам. Голову из вытянутой делала круглой.

1.2.6.        «Доля» новорожденного.

С вашего позволения пересказывать эту главу я не буду, т.к. там разные, на мой взгляд, тупые и способные расстроить маму, приметы. Типа, какой ребенок жилец на этом свете, а какой нет, какой будет счастливым, какой нет…

1.2.7.        Зыбка.

Зыбка - это подвешенная люлька.

Считалось, что это первый дом для младенца. Существовал обычай что-то класть в зыбку до ребенка: ножницы, пояс, ладан. Кошку клали) Это чтобы младенец спал спокойно и не сглазили)

Зыбка передавалась из рук в руки, пока совершенно не развалится. Новая ценилась не так, как старая.

Пустую зыбку качать было нельзя, а то ребенок беспокойным будет.

беременность и роды

Previous post Next post
Up