Думала я, будет больше информации, как, допустим, облегчать роды... Но нет( В общем, за что купил, за то и продаю)
1.2. Роды.
1.2.1.
Начало родов.
В славянской традиционной культуре было принято скрывать
начало родов. Считалось, чем меньше людей знает о них, тем легче и быстрее они
осуществятся.
Это часто приводило к тому, что женщина рожала одна без
чьей-либо помощи (особенно в случае вторых и последующих родов).
В вятской традиции начало родов отмечено обрядом испрашивания
благословения у свекра со свекровью и прощанием с домашними.
1.2.2.
Функции отца и повитухи.
В самом процессе родов главными персонажами становились отец
ребенка и повитуха, а роженица оказывалась «бессловесным, пассивным телом».
Отец (не везде) играл значительную роль. В некоторых
регионах он уходил из дома вместе со всеми остальными, в других выполнял роль
зрителя или помогал роженице и повитухе (приносил, уносил воду, придерживал
жену во время потуг), в третьих - осуществлял символическую замену роженицы (обряд
кувады). Смысл обряда кувады состоял в
том, чтобы какую-то часть страданий женщины муж перетянул на себя…
В вятской традиции отец приглашал повитуху, а в случае
трудных родов ложился на порог лицом вниз, а роженица переступала через него.
Самые ответственные действия выполняла повивальная бабка.
Это была женщина старше 45 лет, с
детьми, уже не живущая половой жизнью и миновавшая климакс. В деревне могло
быть несколько повитух, роженица сама выбирала для себя одну из них.
Повитуху обязательно приглашали, когда женщина рожала первый
раз, в следующих родах присутствие повитухи было желательным.
Отказать в принятии
родов повивальная бабка не могла. Если что-то случалось в родах без бабки, то
отказавшая могла оказаться в тюрьме.
Кроме повитух принимали роды и акушерки, но их звали
неохотно (как я поняла, мотивы следующие:
повитуха после родов делает в бане родительнице массаж, а кроме того она знает
много молитв и заговоров, помогающих в родах. Это все незнакомо акушерке.)
1.2.3.
Роды.
Существовало множество реальных и символических приемов,
облегчающих роды.
Для стимуляции схваток от женщины требовали выполнения физической
работы: замешивание теста, мытье полов... активного движения («надо ходить по
комнате взад-вперед, чтобы дите быстрее находилося»). Символические обряды -
перешагивание через границы: порог, мужа, веник…
Рожали где придется (в бани, в сенях, сарае), чем маргинальнее
место, тем лучше (теперь я не боюсь
рожать в не очень хорошо оборудованном роддоме))))
Тяжело рожавшую женщину заставляли держаться за брус и
висеть.
Необходимо было и рожающей, и всем, кто присутствовал при
родах, снять кольца, серьги, развязать все застежки, разуться, распустить
волосы. Распахнуть окна и двери.
Произносили многочисленные заговоры (меньшую часть - сама роженица,
большую - повитуха)
Несколько заговоров
приведу:
«Как камень лежит спокойно, так и мне, рабе божьей (имя),
родить спокойно»
«Как вода в половодье разливается, так у меня, рабы божьей (имя),
роды открывайтесь»
«Царица небесная, сойди с небес, выведи младенца в свои ворота»
Повитуха: «Не простые ворота отворяю, а Царские. Как ворота
отворяются, так и мясные ворота открываются у рабы Божьей (имя) и выпускают
младенца на Божий свет»
«Замочек отворяю, путь-дорогу открываю»
Рожающей давали воду «с яичка»: брали 3 яичка куриных,
опускали в воду и говорили: «Как курица легко сносит, так бы и рабе Божьей (имя)
легко родить». Затем роженицу поили этой водой.
1.2.4.
Младенец и его «двойники».
«Двойниками» младенца считались плева («рубашка», «сорочка», « чепец») и
плацента («место», «детское место», «постель», «послед»). Считалось, что они
помогают ребенку в жизни. Их тайно закапывают с почестями, заворачивая в кусок
белой материи или укладывают в лапоть. Закапывают под печь, порог, реже в
сарае, огороде, саду.
В некоторых регионах плеву высушивали и оставляли в качестве
амулета. Считается, что она сохраняет жизнь и здоровье в дальнем путешествии
или войне, приносит удачу в разных сферах деятельности, придает красоту.
1.2.5.
Корректировка природы новорожденного.
Перерезали или перегрызали пуповину на гендерных предметах.
Девочкам на прялке, мальчикам на топоре, например. Потом либо прятали -
закапывали, либо сохраняли на удачу. Часто пуповины всех детей хранили на одной
веревочке, чтоб дружными были.
После рождения ребенка парила повитуха в бане, разминала ему
косточки, придавала правильную форму органам. Голову из вытянутой делала
круглой.
1.2.6.
«Доля» новорожденного.
С вашего позволения
пересказывать эту главу я не буду, т.к. там разные, на мой взгляд, тупые и
способные расстроить маму, приметы. Типа, какой ребенок жилец на этом свете, а
какой нет, какой будет счастливым, какой нет…
1.2.7.
Зыбка.
Зыбка - это подвешенная люлька.
Считалось, что это первый дом для младенца. Существовал
обычай что-то класть в зыбку до ребенка: ножницы, пояс, ладан. Кошку клали) Это
чтобы младенец спал спокойно и не сглазили)
Зыбка передавалась из рук в руки, пока совершенно не
развалится. Новая ценилась не так, как старая.
Пустую зыбку качать было нельзя, а то ребенок беспокойным
будет.