Авария Метеор-М 2-2 как де жа вю Экспресс АМ11 или ложка дегтя под Новый Год..

Dec 26, 2019 23:40

В общем очень хороший для Российской Космонавтики год по сравнению с предыдущими, завершился, увы , аварией и похоже практически потерей  метерологического спутника Метеор-М 2-2.
Внешне выглядело так, что он ушел со связи  - орбита у него круговая и проходит над полюсами .

Чуть позже его обнаружили с немного измененной орбитой и в закрутке. В СМИ и Начальству была выдана традиционная версия "столкновение с метеоритом" (благо само название намекает)  и главное все причастные к созданию и эксплуатации ИСЗ в таком случае  вроде не причем..Это ж Стихия!!
В общем то, сомнение в этом выразили все более менее кто в теме, от обоснованного замечания buchwurm , что авария произошла примерно над районом Антарктиды  (где вероятность, как я его понял столкновения меньше - понял неправильно см. его коммент ниже) ),  до лингвистического заключения, что метеорит  абсолютно не может попасть в ИСЗ :-)

Более вероятно, увы, является дефект изготовления , вызвавший разгерметизацию герметичного отсека, истечения оттуда газа и закрутка  ИСЗ исходящей  реактивной струей.
Как сообщил  РОскосмос  автоматика отработала потерю ориентации - тут же была снято питание с полезной нагрузки, чтобы максимально сохранить заряд батарей.  В итоге осталась работать только система КРЛ - Командная РадиоЛиния со всенаправленной антенной, которая принимает сигнал со скоростью считанных кбит или даже бит (а больше и не надо) зато в любом положении крутящегося спутника.

Его  вроде бы вернули в стабильное положение, но  как указано в сообщении Роскосмоса
//В настоящий момент с аппаратом ведется работа по программе главного конструктора. Спутник находится в ориентированном полете, с ним проводятся регулярные сеансы управления с получением телеметрической информации и информации с целевой аппаратуры

В переводе на нормальный язык : Использовать его сейчас по целевому назначению  нельзя и Производитель в лице ВНИИЭМ должен ковыряться в своем творении и когда починит вернуть эксплуатарующей организации.
В чем причина ?
НА ИСЗ находится много аппаратуры, которая требует стабильного теплового режима , а сам ИСЗ периодически попадает под лучи Солнца и нагревается или уходит в тень и замерзает. Система терморегуляции обеспечивает отвод тепла или нагрев в герметичном пространстве модуля Полезной Нагрузки.  Сейчас  из него ушел газ и возможности терморегуляции существенно изменились . Солнечные Батарее могут выдать 4 кВт  энергии, почти вся эта энергия превращается на борту ИСЗ в тепло (мизерная часть в качестве радиоволн уходит на Землю).
и от всех этих 4 кВт но уже в виде тепла надо избавиться, иначе ИСЗ нагреется до красна, когда тепло просто будет лучиться во вселенную :-)
Поэтому теперь конструкторам надо понять , что делать - повысить рабочую температуру для полезной нагрузки (риск что какие то приборы при этом загнутся или потеряют точность измерений)
или отключить часть полезной нагрузки , получить баланс нагрева и сброса тепла..
На форуме НК указано , что значительная часть ПН находится вне герметичного корпуса, но тут все равно важен тепловой баланс , который мог измениться..
задача теоретически расчетная, которую наверно можно решать идя от минимального набора включенных приборов..
Возможно  есть еще один параметр для маневра - в момент нахождения ИСЗ  в тени Земли, когда нет дополнительного нагрева от Солнца возможно включать все приборы, а на Солнечной стороне наоборот все выключать..

В общем инжнерами ВНИИЭМ есть чем заняться на Новый Год.. :-(

Надеюсь, через год два появится статья поясняющая , что смогли сотворить в ВНИИЭМ и какой % от функционала останется рабочим на этом ИСЗ...

Кстати, в западных конструкторских школах от герметичных корпусов ИСЗ Связи отказались очень давно. У нас последней серией ИСЗ с герметичным корпусом бвли Экспресс АМ (платформа КАУР-4) начала нулевых.. и именно на Экспресс АМ11 произошла аналогичная авария :
//29 марта 2006 года в 03:41 мск аппарат перестал передавать сигналы. В тот же день рабочая связь со спутником была восстановлена. По данным анализа служебной информации и телеметрии эксперты определили следующее: в результате внешнего воздействия разгерметизирован жидкостный контур системы терморегулирования; космический аппарат получил резкий динамический импульс, потерял ориентацию в пространстве и начал неконтролируемое вращение. Было выдвинуто предположение, что причиной аварии стал «космический мусор»
Не правда ли похоже на случай с Метеором??
и тогда в 2006м ,  буквально в течение суток было принято решение уводить ИСЗ на орбиту захоронения, пока у него не произошло полного разрушения теплового режима и отказа БЦВМ с потерей управления ИСЗ  

авария, метеор, работа, Роскосмос, ИСЗ, телеком, космос

Previous post Next post
Up