Неделю назад я написал
пост, о том, что погубило проект Морского Старта.. Благодаря всем читателям блога я узнал много нового для себя, начал копать и выяснил, что я не заметил главной ошибки в посте
smoliarm об этом проекте.
И вот исправляю ее - срываю покровы с роли Боинга в проекте Sea Launch....
Часть 1 Спутники
В 1961 году 2 подразделения Aerospace Group divisions были преобразованы в Hughes Space and Communications Company. В 1963 году эта компания запустила первый спутник связи
Syncom…
1984 год Hughes Space and Communications Company после смерти легендарного Говарда Хьюза вместе с другими дочками Хьюз Эйркрафт продана в Дженерал Моторс
In 1995 Hughes Space and Communications Company становится самым большим в мире производителем коммерческих спутников (преимущественно телекоммуникационных)
В Этом же году 26 января происходит катастрофа при запуске китайской ракетой Chang Zheng-2E построенного Хьюзом спутника ApStar2 на базе HS 601 заказанного у Хьюза в 1993 году для Гонгонгской компании APT Satellite Company, Ltd. Катастрофа происходит в первые минуты полета, китайцы в бешенстве и пытаются обвинить в неудаче Хьюз и построенный им спутник. Хьюз пытаеься защищать, участвует в расследовании, причина выясняется - ошибка в проектировании обтекателя и Хьюз дает китайцам советы как и что надо исправить.. Закладывая бомбу под свое будущее .. через пару лет в США начинается расследование по делу о помощи американских компаний Китаю В его ракетной программе, ссылаясь на то, что Китай передает технологии Пакистану и Северной Корее.. Дженералс Моторс грозит обвинение в пособничестве (!!!!) врагам Америке, ее руководство в бешенстве и стремительно продает компанию, чтобы избавиться от такого позора. В 2003 году уже будучи в Боинге компания соглашается выплатить 20 миллионный штраф Правительству США..
Hughes Space and Communications Company были куплены Боингом в 2000 и переименованы в Boeing Satellite Development Center.
Часть 2 Ракеты
В 1957 году компания Douglas Aircraft Company (надеюсь все помнят знаменитый DC-3, он же С-47, он же ПС-84, он же Ли-2 ) начала испытания Баллистической ракеты Тор. 12 августа модернизированный ТОР под гражданским именем Дельта вывел в космос первый ИСЗ НАСА Echo 1A. В 1967 году Douglas Aircraft Company сливаются с McDonnell Aircraft Corp (создатель кораблей Джемини и Меркурий) . В середине 80-х Компания начинает работу над Ракетой Дельта-2 , которая 14 февраля совершает свой первый полет 1989 . Однако , лучшее в истории обеих компаний уже позади, приходит новый менеджмент и происходит рукотворная катастрофа:
// McDonnell Douglas then introduced a major reorganization called the
Total Quality Management System (TQMS). TQMS ended the functional setup where engineers with specific expertise in aerodynamics, structural mechanics, materials, and other technical areas worked on several different aircraft. This was replaced by a product-oriented system where they focus on one specific airplane. As part of reorganization, 5,000 managerial and supervisory positions were eliminated at Douglas. The former managers could apply for 2,800 newly created posts; the remaining 2,200 would lose their managerial responsibilities.
[53] The reorganization reportedly led to widespread loss of morale at the company and TQMS was nicknamed "Time to Quit and Move to Seattle" by employees referring to the competitor Boeing headquartered in Seattle, Washington. Параллельно рушится основной рынок компании МД-11 получается неудачным, в Европе стремительно поднимается новичок Эрбас, щедро поддерживаемый госбюджетами Франции и Германии и предсказуемый финал компанию покупает главный ее конкурент Боинг, после чего раздирает компанию по своим дивизионам и стирает ее память - переименовывает самолеты, еще выкатываемые из цехов. Интересно, что практически один и тот же самолет - DC-9, имел три совершенно разных имени: DC-9, MD90 и B-717, отражая непростую историю славного Дуглас Эйркрафт.
Часть 3 Торговцы
Итак, вернемся теперь к истории Морского Старта: еще раз процитирую: «По инициативе Ю.П. Семенова с марта 1993 года к работе подключилась фирма "Боинг" (США), что было обусловлено как экономическими соображениями с точки зрения инвестирования и кредитов, так и их возможностями. Делегация НПО "Энергия" при посещении фирмы "Боинг" вышла с инициативой создания международного совместного предприятия, занимающегося оказанием услуг по выведению космических аппаратов различного назначения на орбиты искусственного спутника Земли с использованием морских судов.25 ноября 1993 года в г. Турку (Финляндия) НПО "Энергия", фирмы "Боинг" и "Кварнер" подписали соглашение о создании ракетно-космического комплекса морского базирования и необходимости учреждения международной компании, при этом фирма "Боинг" брала на себя исследование рынка услуг по выведению коммерческих космических аппаратов, привлечение потенциальных заказчиков, а также организацию международной компании», В 1995 в швейцарском Неоне основана компания Sea Launch.
А теперь посмотрим , что было у Боинга в 1995 году??
Никаких Спутников - это именно Хьюз в зените своей славы , как строителя ИСЗ
Никаких ракет - до покупки им McDonnell Douglas еще 2 года..
Что такое Боинг для рынка ИСЗ и космических запусков ?? Да ведь просто группа ушлых ребят, знающих все и всех в США на рынке AeroSpace, ибо еще в программе Аполлон Боинг строил первую ступень Сатурна-5 да и потом без Боинга не обошлось в многих других космических проектах и имеющих возможность получать кредиты в банках и очень желающих поучаствовать в освоении такого сладкого рынка .
И да, контракт с Хьюзом на 10 пусков притащили действительно они.. Поэтому возможно и получили самый большой пакет (40% !!!) в Морском Старте..
И вот проходит всего 9 лет с момента создания Морского Старта. На дворе 2004 год. Боинг хозяин (Хьюз?? какой такой Хьюз ? это Boeing Space and Missile Systems - The world's largest satellite manufacturer . The division houses Boeing's more than 60 years of space exploration expertise) (вспомним первый российский ИСЗ для непосредственного телевещания Бонум, создавшим НТВ Плюс он построен на платформе Hughes-376 , Боинг обладатель собственных ракет носителей Дельта-2 для запуска этих ИСЗ на ГСО , на которой и улетит наш Бонум в ноябре 1998 года..). При этом Дельта-2 доведена до ума, если в 1997..1999 годах ежегодно происходила авария с ней , то в 21м веке носитель доведен до ума, аварий практически нет , создаются ее варианты Delta-III и Delta-iV..
И спрашивается, а зачем Боингу этот Морской старт?? Это же теперь прямой конкурент, отбирающий у Боинга заказы на запуск его ракетой Дельта?? Вы верите в то, что Боинг в этот момент или в любой последующий был искренне заинтересован в налаживании Q&A на российских заводах?? Или активно вел маркетинг пусков Зенита с Морского Старта??
Но после первой аварии в 2000 году, и инцидента с Телстаром в 2004, не приведшим к гибели ИСЗ, у Морского старта до 2007 года все идет прекрасно, благо рынок пусков на ГСО на подъеме, есть запрет на запуск американских ИСЗ на китайских ракетах, у Морского Старта разумные цены..
Отметим ,что в 2006 году Боинг нейтрализует еще одного конкурента - совместно с Локхид Мартин создается United Launch Alliance для запусков в интересах МинОбороны и НАСА и теперь Боинг может сконцентрировать свой маркетинг на коммерческом рынке , где у него есть только один конкурент в США - Морской Старт.
И авария Зенита 2007 с голландским ИСЗ года дает Боингу прекрасный шанс похоронить последнего конкурента на родном рынке и вот (благо проблемы с качеством безусловно есть, есть проблемы взаимоотношений между российскими и украинскими партнерами) 22 июня 2009 года Sea Launch вынуждена подать на банкротство, так как не может выплатить свои долги перед Боингом (!!!) ..Конец истории…
Часть 4 Рождение Мифа…
А теперь вспомните гарвардскую сказку авторства
smoliarm о Прекрасном и Мудром Боинге (пардон - "богатый, предприимчивый, с остроумным бизнас-кейсом " ) ,
который протянул руку и создал для косоруких Энергии и Южмаша Морской старт:
«В этом-то и заключался бизнес-кейс, придуманный Боингом для Морского Старта - не просто запускать спутники, но - продавать СВОИ спутники ВМЕСТЕ с запуском.«..//Эта бизнес-модель вполне сработала - Боинг обеспечил себя заказами на спутники на всю катушку,
ага..ага.. все так и было, именно СВОИ спутники .. :-)
Вот так и рождаются мифы в рунете….
ЗЫ Я абсолютно уверен, что Специалисты Боинга не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к авариям Зенитов и причинам их вызвавшим. !!!
ЗЫ Если Вы найдете ошибки и нестыковки в посте пишите, не стесняйтесь