Мне пару раз присыли ссылки на заключительный аккорд
постов по теме несостоявшегося пари с гр. Смоляром (кому интересно моя позиция жмите ) ака
smoliarm, но вроде все кто мог и хотел, все сказали, возвращаться не к теме не вижу резона, но в последнем своем посте на эту тему
Смоляр затронул многострадальный Морской Старт , и меня задели 2 его утверждения: 1) //В этом-то и заключался бизнес-кейс, придуманный Боингом для Морского Старта - не просто запускать спутники, но - продавать СВОИ спутники ВМЕСТЕ с запуском.
2) //Поэтому мне представляется разумной прстая картинка: Боинг пытался уговорить-убедить-заставить российских партнёров разработать и внедрить НОРМАЛЬНЫЕ (по его понятиям) прцедуры QC и протоколы QA, в том НЕ преуспел - и плюнул.
Итак, из первого утверждения можно сделать вывод, что идея Sea Launch целиком заслуга Боинга , который придумал бизнес кейс, собрал трех "работяг" в лице Энергии , Квартнер и Южмаша , которые и смастерили ему Морской Старт, для его генильной бизнес задумки, которым Боинг и рулил далее ..
Но что тогда делать с этой информацией, встречающейся регулярно в СМИ ://РКК «Энергия» им. С.П. Королева в 1991-1992 годах проводила исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования. Денег на реализацию подобного проекта в России тех лет не было, а вот вера в возможность создания совместного проекта имелась. В 1993 году компании Boeing было предложено поучаствовать в создании морского космодрома. В качестве платформы использовали бывшую нефтяную платформу Ocean Odyssey, построенную в японской Йокосуке в 1982 году. Спустя шесть лет во время работы в Северном море на платформе произошел пожар. Платформу отбуксировали на ремонт на Выборгский судостроительный завод, где она была обнаружена сотрудниками «Энергии», после чего норвежцы перестроили ее под нужды космических пусков.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНЕ от уважаемого
guineasingindog см. его коммент ниже
//"18 декабря 1991 года был издан приказ генерального конструктора Ю.П. Семенова, ставший основой предварительных исследований совместно с "Союзморниипроект" по созданию РККМБ на базе крупнотоннажных плавсредств отечественного морского флота. В ноябре 1991 года - марте 1992 года НПО "Энергия" совместно с рядом предприятий России провело предварительные исследования по созданию такого комплекса для современных ракет-носителей "Зенит", "Энергия-М", "Энергия".
По инициативе Ю.П. Семенова с марта 1993 года к работе подключилась фирма "Боинг" (США), что было обусловлено как экономическими соображениями с точки зрения инвестирования и кредитов, так и их возможностями. Делегация НПО "Энергия" при посещении фирмы "Боинг" вышла с инициативой создания международного совместного предприятия, занимающегося оказанием услуг по выведению космических аппаратов различного назначения на орбиты искусственного спутника Земли с использованием морских судов.25 ноября 1993 года в г. Турку (Финляндия) НПО "Энергия", фирмы "Боинг" и "Кварнер" подписали соглашение о создании ракетно-космического комплекса морского базирования и необходимости учреждения международной компании, при этом фирма "Боинг" брала на себя исследование рынка услуг по выведению коммерческих космических аппаратов, привлечение потенциальных заказчиков, а также организацию международной компании, а фирма "Кварнер" - проектирование и создание морских средств.В феврале 1994 года к работам по средствам выведения подключилось НПО "Южное" и предприятия традиционной кооперации по средствам выведения."По книге "РКК Энергия имени С.П. Королёва 1946-1996"
//После пожара платформа ржавела в одном из портов Шотландии. Когда участники проекта определились с основной для создания старта (для этой роли, кстати, рассматривался и супертанкер) "Кварнер" выкупил её и отбуксировал на свою верфь в Ставангере (1994). После перестройки всех базовых конструкций платформу доставили в Выборг (май 1997), где производился монтаж пускового оборудования (стартовый стол, системы заправки и хранения компонентов топлива, система термостатироваия, система автоматической подготовки к пуску, подъемно-транспортное устройство, отражатель пламени). В июне 1998 платформа ушла через Суэцкий канал в Калифорнию, куда прибыла как раз к празднику - 41-й годовщине начала космической эры. И всего через 6 месяцев - первый пуск.
*******************************************************************************************************************************************************************************************
Я кратко пробежался по списку пусков 1999 года из Гюнтера и краткий вывод Производители США в этот период в основном контролировали рынок ИСЗ связи на ГСО. Европейцы произвели только 3 таких ИСЗ, остальные ИСЗ либо произведены национальными компаниями типа индийской ISRO либо компаниями США.. В моем понимании Руководство Боинга быстро осознало выгоду идеи РКК Энергия для своей компании (ибо часть пусков ИСЗ , произведенных Боингом уходили на Ариан44 и Протон) и помогло запустить проект в условиях послеперестроечной разрухи в РФ и Украине и практически отсутствия у компаний обеих стран опыта работы на зарубежных коммерческих рынках. .
Теперь о втором . За недолгую историю Си Лонча было 4 аварии 3 с потерей ИСЗ и одна частичная, когда ИСЗ удалось спасти, но за счет топлива его апогейного двигателя , при этом ресурс ИСЗ не был уменьшен : as the upper stage of the launch vehicle underperformed, reaching an apogee of only 21000 km instead of 36000 km. The spacecraft was put into a geostationary orbit by its thrusters, with even enough fuel left to exceed the planned 13 years lifetime.
Но по порядку - первая Авария Зенита SL3 12 марта
2000, потерян ИСЗ ICO-F1 (сам Оператор толком это не пережил это и разорился впоследствии) Разбор телеметрии показал, что ошибка в программном обеспечении привела к преждевременной отсечке второй ступени, Так как Собственно ракета производилась Южмашем , то российские службы QA тут были не причем.
Второй инцидент тот самый Телстар-18. Без разговоров виновата РКК Энергия, производитель Разгонного Блока ДМ.
Третья авария, 30 января 2007 года , эпическая со взрывом на старте
Click to view
тут , кстати, даже меня коснулось, ибо NSS-8 был очень мощным ИСЗ в позиции 95 градусов востока и часть его лучей покрывало Россию, Казахстан и Среднюю Азию и когда он не смог заменить предыдущий борт в этой позиции образовался огромный дефицит спутниковой емкости в этих регионах и она резко подорожала , что привела к потерям моей компании и частичному переделу рынка.
Тут причина попадание стружки в РД-171. Однозначно виноват Химкинский "Энергомаш."
и последняя 4-я авария 1 февраля 2013 года во время старта космического аппарата Intelsat-27, на РН «Зенит-3SL» произошло преждевременное выключение двигателя, в результате которого ракета отклонилась от взлётной траектории, и упала в Тихий океан вскоре после запуска. Виноват Южмаш:
В ГКБ "Южное" подтверждают предварительную версию, что причиной нештатного запуска "Зенит-3SL" с американским спутником связи Intelsat-27 1 февраля стал отказ бортового источника мощности (БИМ), разработанного в ГКБ и произведенного "Южмашем" (оба - Днепропетровск, Украина). и Как мы видим, несмотря на процесс банкротства Морского Старта компания работала, и как раз американская система банкротства с ее 2 ситуациями Chapter 11 и Chapter 7 позволяет компании накопившей долгов, но имеющей работающий бизнес освободиться от долгов и работать успешно дальше..Так что если бы не потеря Интелсата в 2013 году шансы были бы (правда потом случился Крым..но в 2010 или 2013 это никто и представить не мог)
Итого , или печальная ничья, или скорее даже 2 к 1,5 .. Поэтому заявление про то, что Боинг не смог "убедить-заставить РОССИЙСКИХ ПАРТНЕРОВ" Контролю качества, мягко говоря, не соотвествуют истине и являются диффамацией (или каждый подберет нравящееся ему определение)..
К сожалению, состояник космопрома, что в России, что на Украине в этот период времени было весьма печальным .. Накосячили все и все вместе (кроме норвегов и Боинга) утопили этот проект.. 2 последних потерянных ИСЗ были очень дорогими и страховщики и операторы понесли слишком большие потери и неохотно размещали заказы.. А потом, а потом пришел Спейс Х и Вы все сами знаете.....
увы..
кстати Боинг из этой истории вышел , если и не в шоколаде (с прибылью) , а с минимумом потерь Акционеры проекта несколько лет выплачивали ему долги за управление проектом (Норвежцы расплатились только в 2010), РКК Энергия пару лет назад расплатилась местами в Союзе.. Насчет, того заплатил ли Боингу ЮЖмаш я не в курсе, может там был нулевой вариант: Долги в обмен на Акции в проекте.. может кто тут знает?? Тяжелее всего пришлось РКК Энергия, ее ГенДиректор Лапота, потративший на выкуп платформы и расчетыы с Боингом кучу денег полученных Энергией за пилотируемые пуски потерял кресло и чуть ли не попал в тюрьму за это..
что касается будущего Морского Старта .. Скажем вежливо : Оно неизвестно...Но особых иллюзий я не питаю..
ЗЫ Да очень прошу не переносить обсуждение в русло "Хохлы-Кацапы", тема для меня болезненая, ибо я "метис" с дедами/бабками из обоих народов..