Восточный экспресс. часть 3

Aug 11, 2011 17:10

Почитать часть 1 и часть 2 + тревел-бук





"Не ведали, на небе ли мы были или на земле: ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и не знаем, как её выразить..." послы князя Владимира
Учитывая, как давно это было, неудивительно, что версий событий множество.

Можно выбрать любую на свой вкус: Есть история про то, что князь Владимир Святославич (он же Владимир Креститель, он же Владимир Красно Солнышко) вынужден был обратиться за помощью к византийским имераторам с целью завоевать Корсунь (ныне Херсонес), после чего принял так называемое политическое крещение и крестил весь свой народ.

Есть ещё история про сестру тех же имераторов Анну Византийскую - царевну из Македонской династии, которую Владимир потребовал себе в жёны, угрожая пойти войной на Константинополь. Императоры согласились при условии его крещения и отправили плачущую «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть» царевну к русским язычникам, которых они с Владимиром потом благополучно крестили.

Но мне больше всех остальных нравится история про то, как киевский великий князь Владимир Святославич, тогда язычник, а после смерти - равноапостольный, захотел найти "истинную веру" и отправил послов в разные страны. Послы поехали к мусульманам волжским булгарам и сообщили "Нет веселья в них, но печаль и смрад велик, и нет ничего доброго в их учении". В католической вере им "тоже недоставало красоты". И только когда они приехали в Константинополь и попали на божественную литургию в соборе святой Софии - вот тогда они решили, что нашли то, что искали: "...Только и ведаем, что там Бог с людьми пребывает, и служба их лучше всех стран". И несмотря на то, что лично я воспринимаю религию исключительно как огромный - и безумно интересный - культурный пласт, я их очень хорошо понимаю. Потому что, находясь в Айя Софии, уверуешь во что угодно - хоть в инопланетян, хоть в параллельные миры, хоть в вознесение - так она прекрасна.



Снаружи Айя София не произвела на меня большого впечатления, и должно быть, поэтому я первым делом устремилась, как под гипнозом, в прекрасную Голубую мечеть. А София - она как печворк - из кусочков-лоскуточков, но стоит зайти вовнутрь...

Если бы это было в кино, то кадры с получасовой очередью в компании множества замёрзших и жадных до красоты туристов, осмотром и рентгеном сумок, арендой аудио-гида в обмен на документ и пр. были бы безжалостно вырезаны, как не вошедшие в монтажный лист и не соответствующие сценарной задумке, а я сразу вошла бы в Айя-Софию, ветер развевал бы мне волосы и зазвучала бы органная "Аве Мария" так, что завибрировали бы стены, заплясали и тихо зазвенели бы подвесные стеклянные лампы, сжалось и задрожало бы всё внутри.





        





На деле, конечно, ни ветра, ни музыки не было, но ощущение "Wow!" (даже "WOW!!!", если быть цензурной) было совершенно отчётливое. Я стояла там у огромных распахнутых дверей на мраморном пороге, через которые веками проходили миллионы греческих кожаных сандалей, шитых золотом турецких остроносых туфель с помпонами и прочих босых ног, отчего они - пороги - теперь гладко стоптаны, смотрела на огромный золотой купол, и голова кружилась от древности, величия и красоты этого места.


       



       


Айя София большая, просто огромная - как весь этот мир, но при этом когда находишься внутри неё абсолютно нет ощущения, что она сделана из камня и стоит на земле. Кажется, будто она соткана из солнечного света - мягкого рассветного, яркого полуденного, тёплого закатного и всех возможных вариаций - и парит в воздухе. Она правда парит! Она как мираж - один неосторожный взмах ресниц, и она дрогнет и рассеится, как будто и не было.

Я стояла там, всё ещё на пороге, и тоже не ведала, на небе ли я была или на земле. В итоге я провела там четыре часа, посмотрела каждый её уголок, каждый сантиметр её стен, потому что, несмотря на то, что от холода у меня немели пальцы, я не могла заставить себя уйти. И когда я вернулась в Стамбул из Каппадокии, я, конечно, снова пошла туда - благо к этому моменту мираж Айя София ещё не рассеялся.




***

Первая базилика в честь святой Софии - Премудрости Божией была построена в начале 4 века (четвёртого! я даже представить себе не могу что такое четвёртый век!) римским императором Константином на месте храма в честь греческой богини Артемиды. Спустя двести лет имератор Юстиниан I задумал построить на этом месте "такой храм, которого не было со времен Адама и не будет никогда". По задумке Юстиниана I собор должен был украсить столицу византийской имерии и прославить его в веках ("Определенно, тщеславие - мой самый любимый из грехов."(с).

Этот Юстиниан угрохал на строительство собора несколько годовых доходов Византийской империи, лучший мрамор везли из Ливана, Сирии, Египта и Греции. Из Римского храма Солнца и из Эфесского храма Дианы привезли по восемь красных порфировых и зелёных с чёрными пятнами мраморных колонн. Стены строили из особых кирпичей, сделанных из родосской глины, чтобы облегчить тяжесть конструкции, и на каждом кирпиче было оттиснуто "господь да поможет". Украшения собора, кресты, лампады и утварь были из золота, серебра, слоновой кости и драгоценных камней. Для престола в алтаре золото показалось Юстиниану недостаточно драгоценным и поэтому там использовался особый сплав золота, серебра, толчёного жемчуга и камней, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Ворота храма были из кедрового дерева, инкрустированы янтарём, с наличниками из позолочёного серебра...  Словом, когда через почти шесть лет Юстиниан вошёл в построенную и открытую в Рождество святую Софию, он сказал "Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!".  Иерусалимский храм, построенный царём Соломоном я пока не видела (и не скоро увижу), но сравнить бы очень хотелось, конечно.


       



       



       



       
Присмотритесь к этим колоннам: у них у всех разные узоры и орнаменты на капителях. Одинаково, впрочем, красивые и невероятно филигранно выполненные.

"Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони." Прокопий Кесарийский


       

На второй этаж собора нет ступеней. Надо подниматься по наклонному полу узких и низких галерей, выложеных вот таким - гладким от времени - камнем.

Потом София горела, рушилась и разорялась во время народных восстаний, землятресений, завоеваний и крестовых походов, но всякий раз восстанавливалась, преобретая новые элементы, формы и размеры. И на протяжении более полутора тысяч лет являлась свидетелем важных исторических событий. Например, именно в Софийском соборе в 11 веке произошло официальное разделение христианской церкви на католическую и православную, когда после многочисленных конфликтов легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху.


По мозаикам в соборе можно проследить все три этапа развития мозаичного искусства Македонской династии, потому что они были выполнены в три периода: в девятом веке, в конце девятого и начале десятого и в конце десятого (у меня голова кружится от таких цифр!).





       




Они объемные, они светятся изнутри... они божественно красивы.

В 15 веке после османского завоевания к ней пристроили один за другим четыре минарета, сбили и заштукатурили мозаики, повесили четыре больших круглых щита с сурами из корана и на протяжении пяти веков Айя София была действующей мечетью. И вот только в 1934году она стала музеем.





       





***

Когда я только готовилась к поездке, я нашла блог одного путешественника, который написал, что Айя София нисколько не впечатлила его, особенно после Тадж Махала. Я тогда немного приуныла, потому что как раз Тадж в своё время совсем меня не впечатлил, несмотря ни на масштабность, ни на романтичную историю создания. И я подумала, что раз уж Тадж... то София...  Но у таких веками намоленных мест такая необыкновенная сила, что когда я вспоминаю что голубую мечеть, что святую Софию - мороз по коже и непреодолимое желание оказаться там снова и снова.


Вид на святую Софию с балкона отеля, в котором я жила.
В следующей части поедем на западное побережье Турции смотреть на то, что осталось от древнего греческого города Эфес. Stay tuned.

Полное или частичное копирование и распространение этих материалов без согласия автора запрещено. При согласованном использовании материалов необходима прямая ссылка на сайт.

тревел, стамбул, фото, музыка, турция2011

Previous post Next post
Up