Провороненный пиратский кодекс Генри Эвери

Sep 24, 2024 14:02

     "Благодаря Капитану Джонсону в распоряжении исследователей оказалось ещё несколько документов, содержащих сведения о правилах, которыми руководствовались пираты, организуя свои шайки. Это "законы", принятые в группах Бартоломью Робертса (1719 г.), Джорджа Лоутера (1721 г.) и Джона Филипса (1723 г.), и упоминание о подписании устава группой капитана Уорли. Они позволяют очертить контуры социального устройства пиратских групп и вместе с тем ощутить нравственный подтекст противоречивых коллизий, сопровождавших корабельную жизнь", - читаем мы в книге доктора исторических наук Д.Н. Копелева "Раздел Океана в XVI - XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства" 2013 г.

К сожалению, питерский историк не в полной мере передаёт информацию о всех "законах", принятых пиратами в изложении Капитана Джонсона (либо иного автора, принимаемого сегодня историками за Капитана Чарльза Джонсона).

Ведущие пиратологи мира и прочие академические умы в упор не замечают пиратский кодекс, составленный после долгих прений в шайке английского пирата Генри Эвери в 1694 году на борту "охотника за пиратами" - фрегата "Charles the Second" ("Карл II"), который был захвачен взбунтовавшейся командой и переименован в "Fancy" ("Причуда").



Джон Эвери во главе мятежа, коллекционная карточка серии "Pirate Bubble Gum", Leaf Gum Co., Chicago, 1948 г.


     "Не успел капитан уйти (капитан корабля "Карл II" Гибсон был высажен - прим. моё), как мятежники созвали совет, на котором единогласно признали своим капитаном Эвери, главного зачинщика заговора; он принял это решение со всей возможной скромностью, оправдываясь своей неопытностью в море. Но делал это так искусно, что ещё больше укрепил разбойников в правильности выбора. "Господа, - сказал он, - у нас хороший корабль, и мы - команда смелых моряков. Нас более 160 человек, способных сразиться с любым судном в мире; и вы все понимаете, что уже поздно оглядываться назад; то, что мы сделали, - это поступок, с которым мы должны жить или умереть; давайте все будем сплочёнными и едины в действиях, и я не сомневаюсь, что в скором времени мы станем богатыми. Предлагаю сперва отплыть на Мадагаскар, где сможем укрыться и дожидаться известий, предусматривающих отход от дел, когда сочтём нужным остановиться". На что все согласились: "Единогласно". "Но погодите, - продолжил Эвери. - Необходимо установить некий порядок среди нас для лучшего управления кораблём". Через несколько дней писарем корабля были составлены статьи соглашения, копию которых, интереса ради, я предлагаю вам.

1. Каждый имеет право на свободный доступ к провизии и спиртным напиткам, за исключением случаев нехватки продовольствия, и тогда оно распределяется поровну между всей командой.

2. Если кто-либо обманет команду на сумму в один доллар в серебре, драгоценностях или деньгами, то будет высажен на берег какого-нибудь необитаемого острова, что ими зовётся Марунированием.

3. Огни и свечи должны быть погашены в восемь часов вечера.

4. Содержать свои орудия, пистолеты и сабли в чистоте и пригодности к службе.

5. Ни одной женщине не позволено находиться среди них в переодетом виде или иным образом под страхом смерти тому, кто совершит данное преступление.

6. Покинувшим судно или место боя на борту во время сражения - смерть или Марунирование.

7. Никаких драк на корабле; ссоры должны решаться на берегу при помощи сабли и пистолета.

8. Никто не смеет говорить о роспуске команды, пока каждый не получит 1000 фунтов стерлингов; а если кто-то потеряет конечность, то получит компенсацию из общего фонда.

9. Капитан и квартирмейстер получают по две доли от приза; боцман и канонир - по одной с половиной доле; все остальные офицеры - по одной доле с четвертью.

Создание этих статей заняло довольно много времени, прежде чем все они были согласованы. Но несмотря на все прения, их в конце концов подписали, хотя отказ от женщин противоречил интересам многих".



Не знаю, к радости или к сожалению, но книгу, фрагмент которой тут представлен, историки-пиратоведы достаточно хорошо знают! Правда, в других редакциях, более поздних.

Мы не знаем автора этой книги, хотя Д.Н. Копелев в каждой своей работе утверждает, что это Капитан Джонсон...

Семь месяцев назад в блоге "История о том, как Дмитрий Николаевич профанировал Фёдора Васильевича" https://vpk-const.livejournal.com/60758.html я поднимал тему того, что предположительно одиннадцатое издание 1783 г. шотландских издателей Роберта и Томаса Дунканов "История и жизнь самых знаменитых пиратов..." ("The History and Lives of all the most Notorious PIRATES..."), над русским переводом которого в начале XIX века трудился просветитель Ф.В. Каржавин, доктор исторических наук Д.Н. Копелев ошибочно принимает за оригинальное издание Капитана Чарльза Джонсона "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, порядки и управление с самого их начала и появления на острове Провиденс в 1717 г. и до сего 1724 года", вышедшее в двух томах в 1724 - 1728 гг.



На самом деле Ф.В. Каржавин работал над переводом книги, впервые появившейся в 1725 году в лондонском издательстве Эдварда Мидвинтера под названием "История и жизнь самых знаменитых пиратов и их команд, от капитана Эвери, который впервые поселился на Мадагаскаре, до капитана Джона Гоу и Джеймса Уильямса, его лейтенанта и проч., которые были повешены в Доке Казней 11 июня 1725 г. за пиратство и прочие преступления, а затем вывешены в цепях между Блэкволлом и Дептфордом. Тут представлен наиболее полный и правдивый отчёт, чем когда-либо публиковавшиеся, обо всех их преступлениях, пиратстве, высадках на необитаемых островах, а также их схроны и образ жизни. Украшена двадцатью красочными гравюрами, изображающими каждого пирата. К тексту прилагается Краткое изложение законов о борьбе с пиратством" (ориг. "The History and Lives of all the most Notorious PIRATES, and their CREWS, from Capt. Avery, who first settled at Madagascar, to Capt. John Gow, and James Williams, his Lieutenant, Etc. who were hang'd at Execution Dock, June 11, 1725, for Piracy and Murther; and afterwards hang'd in Chains between Blackwall and Deptford. Giving a more full and true Account than any yet Published, of all their Murthers, Piracies, Maroonings, Places of Refuge, and Ways of Living. Adorn'd with Twenty Beautiful Cuts, being the Representation of each Pirate. To which is prefix'd, An Abstract of the Laws against Piracy").



У книги нет автора, что вынуждает некоторых специалистов тонуть в догадках.

Хотя её содержание во многом аналогично изданию Капитана Чарльза Джонсона, в книге всё же содержится немало уточняющих моментов, которых нет у последнего, и даже целые фрагменты противоречат изложению "Всеобщей истории пиратов" Ч. Джонсона.

Как же так получилось, что имея знакомство с книгой по русскому переводу Ф.В Каржавина, и даже зная о существовании издания Мидвинтера, Д.Н. Копелев молчит в своих трудах о пиратском кодексе Генри Эвери?

Дело, думаю, в том, что данный кодекс был опубликован только в первом издании 1725 г. И мы точно знаем, что в третьем издании 1729 года кодекса Генри Эвери уже не было. По неивестной причине издатель с автором его удалили. Поэтому "законы" Эвери не попали в одиннадцатое шотландское издание, над переводом которого, предположительно, мог работать Ф.В. Каржавин.

Повторюсь, о существовании кодекса Генри Эвери из первого издания Эдварда Мидвинтера 1725 г. молчат почти все известные мне историки-пиратоведы, хотя двадцать красочных гравюр из этого же издания охотно публикуют все кому не лень.

Отголосок истории можно встретить в книгах популяризатора-пиратоведа Р.С. Белоусова "Под чёрным флагом: Исторические очерки" 1996 г. и "Тайны знаменитых пиратов, или "Сундук мертвеца" 2004 г.:

"Однажды на корабле возник бунт. Капитан был высажен на берег, и моряки избрали Эйвери своим командиром. По примеру флибустьеров мятежники выработали устав, после чего Эйвери поднял якорь и направился к Мадагаскару".

Является ли устав подлинным, вопрос второстепенный. Известно только, что его статьи во многом схожи с известными статьями пиратского кодекса Бартоломью Робертса, за исключением отсутствия двух пунктов - запрета игры на деньги и регулирование труда музыкантов. Последнего пункта, кстати, не было в правилах Робертса и в первом издании Джонсона. В свою очередь, в многочисленных изданиях Э. Мидвинтера нет кодекса Робертса.

Для меня важно другое. Кодекс Эвери был представлен в книге, которую все академические пиратоведы мира дружно относят к авторству Капитана Чарльза Джонсона, вопреки отсутствию его имени на титульных страницах многочисленных переизданий. Но парадокс в том, что одну информацию Джонсона историки безоговорочно принимают на веру, другую даже не упоминают...

Вот такая она, тёмная и дремучая современная история пиратства.

P.S. В судебном отчёте по делу Эвери, опубликованном в 1696 г. лондонским издателем Джоном Эверингемом, информация о пиратском кодексе Генри Эвери отсутствует.



Робертс, Мидвинтер, Каржавин, Джонсон, Эверингем, Белоусов, Филлипс, Гибсон, Копелев, Эвери, Лоутер, Дункан, Уорли

Previous post Next post
Up