Флаг пирата Эдварда Тича, или Перетряхиваем историю пиратства

Apr 08, 2023 03:29

     Несколько месяцев назад, оценивая творчество филолога-пиратолога Е.В. Глаголевой, в блоге "Флаг пирата Робертса, или Как рождаются мифы" я позволил себе разворошить осиное гнездо закостенелых исторических россказней об изображениях на пиратских флагах - культовой символике, живописанной пиратами на тряпках-полотнищах, торжественно именуемых "весёлыми" и "старыми" Роджерами.
     Получив прописку в книге британского историка Альфреда Бэзила Лаббока (1876 - 1944 гг.) "The Blackwall Frigates" 1922 г. (рус. "Фрегаты Блэкволла"), ошибочно толкуемый "флаг с бизань-реи Бартоломью Робертса" превратился в любимое макаронное изделие академических пиратоведов, которое они десятилетиями развешивали на наружных слуховых проходах у обманутых читателей. И там, где на флаге пирата Робертса наблюдательный зритель видел изображение скелета с копьём в одной руке и песочными часами в другой, позирующего рядом с пиратом, сжимавшим в руке меч, серьёзные историки-пиратоведы с академической важностью морализировали о бокалах и рюмках в их руках, о чокающихся собутыльниках и выпивке на брудершафт. Подробности смотрите тут https://vpk-const.livejournal.com/51993.html

Более того, трактуя рисунок на флаге Робертса, пиратологи нередко выходили за пределы разумного обсуждения, когда одному и тому же изображению в рамках одной книги приписывали различные толкования.
     Так, например, популярный историк-пиратовед Энгус Констам в книге "Scourge of the Seas-Buccaneers, Pirates and Privateers" 2007 г. (рус. "Пираты. Буканьеры, флибустьеры, приватиры XVII-XIX вв." 2008 г., пер. с англ. А.К. Ефремова) утверждал, что Бартоломью Робертс "имел флаг с изображением пирата с песочными часами в руках, а рядом с ним был скелет, костлявой рукой сжимающий копьё" (напомню, что на гравюре из второго издания книги Капитана Чарльза Джонсона 1724 г., и копьё, и песочные часы в руках держал скелет, а у пирата был меч). И тут же, на другой странице книги, комментируя репродукцию Энгуса Мак-Брайда с изображением того же флага, Констам отмечает, что на флаге Робертса "изображены чокающиеся пират и скелет - символ смерти"...

И такое раздвоение сознания, повторюсь, прекрасно уживалось в рамках одной книги!

Не менее абсурдное освещение в трудах историков получил флаг и самого одиозного и эпатажного пирата XVIII века - Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода.



Сразу отмечу, что в книге Капитана Чарльза Джонсона "Всеобщая история пиратов" 1724 г. (использ. упрощ. название), в "Жизнеописании Капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода" нет указаний на то, что Тич пользовался флагом с такой символикой. Нет этой информации и в судебном отчёте 1719 года по делу Стида Боннета, который одно время разбойничал в консорте с Чёрной Бородой. Имя Тича часто упоминалось в судебном процессе, и даже говорили, что его пираты использовали чёрный флаг для запугивания жертв (о чём писал и Джонсон).
     Мы проведём небольшое расследование, перетряхнём каноническую историю пиратства, дабы понять, как уважаемые историки искажают факты и клепают мифы, и почему указанное полотнище стало ассоциироваться с преступной деятельностью пирата Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода.



Обратимся к работам ведущего отечественного пиратоведа, доктора исторических наук Дмитрия Николаевича Копелева "Раздел Океана в XVI-XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства" 2013 г. и "Пиратство в XVI-XVIII веках: На острие мировой политики" 2013 г.:

"Заметное место в символике пиратов занимал скелет, под которым, возможно, подразумевался дьявол, известный морякам как Дэви Джонс или "Старый Роджер". Такому прочтению символики скелета отдал предпочтение знаменитый Тич Чёрная Борода. На одном из приписываемых ему флагов скелет изображался с рожками, в одной руке он сжимал песочные часы, а в другой - пику, пронзавшую сердце. Сходное изображение поместил над своим кораблём капитан Сприггс, только его скелет был безрогим. Возможно, Тич и Сприггс желали намекнуть команде встречного корабля, что их смертный час пробил. Ранее же похожий флаг под названием "Старый Роджер" был поднят пиратом из Массачусетса Джоном Квэлчем, пришедшим в 1703 г. на бригантине "Чарльз" в Бразилию. Только на его полотнище место скелета заняла обнажённая мужская фигура с песочными часами в одной руке и с пронзённым пикой окровавленным сердцем - в другой".

Итак, по мнению авторитетного питерского учёного, схожие изображения с одной и той же символикой разместили на своих чёрных знамёнах Эдвард Тич (ум. 1718 г.), Фрэнсис Сприггс (пропал без вести в 1725 г.) и Джон Квэлч (ум. 1704 г.). Только у Тича скелет был с рожками, у Сприггса - безрогий, а у Квелча - место скелета заняла обнажённая мужская фигура.

Кроме того, в примечаниях к описанию флагов Бартоломью Робертса (ум. 1722), Д.Н. Копелев отметил:

"В другом описанном Джонсоном флаге Робертса использованы те же фигуры, что и на флагах Тича и Сприггса: скелет (смерть) держит в одной руке песочные часы, в другой - две берцовые кости. Слева от него - пика, пронзающая сердце".

В последней своей книге о пиратах "Битва портуланов: Забытые и малоизвестные страницы военно-морской истории XVI-XIX столетий" 2019 г. к указанному описанию Д.Н. Копелев добавил, что флаг Робертса "напоминал полотнище Квэлча", а из пронзённого пикой сердца "сочатся три капли крови".

Таким образом, к близким символам на флагах Тича, Сприггса и Квэлча, российский учёный приобщил ещё изображение скелета на чёрном полотнище Робертса (с отсылкой на книгу Чарльза Джонсона).

Стоит добавить, что в первой своей работе о пиратах "Золотая эпоха морского разбоя" 1997 г. Д.Н. Копелев утверждал, что у Сприггса и Квэлча были одинаковые флаги с изображением белого скелета на чёрном фоне (правда, скелет держал в руке не пику, а стрелу с пронзённым сердцем, с которого стекали три капли крови).
Но как мы можем сегодня видеть, взгляды уважаемого историка поменялись, и на флаге Джона Квэлча место скелета со стрелой занимает уже обнажённый мужчина с пикой.



Зарисовку флага Робертса, о котором упоминает Д.Н. Копелев, лондонский издатель  Чарльз Ривингтон разместил в первом издании книги Капитана Чарльза Джонсона 1724 г. Флаг можно изучить на гравюре, где красуется Робертс на фоне своих кораблей и захваченных торговых судов на рейде Виды у побережья Гвинеи. Автором рисунка был Бенджамин Коул (1695 - 1766 гг.).



Мы видим, что скелет держит в руках песочные часы и пику с пронзённым сердцем, а скрещенные кости, вопреки описанию, художник разместил не в руках скелета, а рядом с песочными часами. Удивительно, но описание флага Робертса в первом издании Джонсона отсутствует. Есть только его изображение.

В этом же году вышло второе издание книги Чарльза Джонсона в типографии Томаса Уорнера, значительно исправленное и дополненное. На сей раз художник Бенджамин Коул исправил рассматриваемую нами гравюру, заменив флаг Робертса с одиноким скелетом на печально известный тандем (где скелет стоит рядом с пиратом), о котором я писал выше.



И вот что интересно: графического изображения флага в книге уже нет, но в тексте появилось его описание (перев. с англ. А.Д. Степанова, рус. изд. Даниель Дефо "Всеобщая история пиратства" 2009 г.):

"Главный флаг украшало изображение смерти в виде скелета с песочными часами в одной руке и скрещенными костями - в другой, рядом - копьё, а под ним - сердце, роняющее три капли крови".



Замечу, что в переводе данного фрагмента, выполненного А.К. Ефремовым (рус. изд. Капитан Чарльз Джонсон "История знаменитых морских разбойников XVIII века" 2009 г.), вместо песочных часов в руке скелета ошибочно указан "бокал"(?!).

Итак, по словам Джонсона, банда Робертса всё же поднимала флаг со скелетом. И в первом издании книги мы даже имели возможность видеть его графическое изображение, которое, правда, в деталях отличалось от описания, представленного во втором издании.

В том же втором издании появилась биография пирата Капитана Сприггса, о котором не было информации в первом издании. В ходе повествования Джонсон писал, что пираты Сприггса "изготовили чёрный флаг, который они называли "Весёлым Роджером", повторив изображение на флаге капитана Лоу, а именно: в середине флага - белый скелет, в одной руке у него копьё, которое пронзает сердце, истекающее каплями крови, а в другой - песочные часы" (перев. с англ. А.К. Ефремова).



Прозвище пиратского полотнища "Весёлый Роджер" ("Jolly Roger") уже ранее фигурировало в повествовании Джонсона - в биографии Робертса, когда у побережья Сенегала пираты атаковали и захватили два французских сторожевых корабля. Сообщение об этом названии было как в тексте первого издания, так и в изложении второй редакции, но без привязки к конкретному изображению (перев. с англ. А.Д. Степанова):

"Когда Робертс поднял "Весёлого Роджера" (так его пираты назвали чёрный флаг), их французские сердца (т.е. французских моряков - прим. моё) замерли, и они тут же сдались, не оказав никакого сопротивления".



Слева - фрагмент первого издания книги Чарльза Джонсона; справа - фрагмент второго издания.

Обратим внимание на сообщение Джонсона, что при изготовлении "Весёлого Роджера" пираты Сприггса повторили изображение на флаге Капиатана Лоу, с которым они были в консорте, но позже ушли от них.
     Биография пирата Эдварда Лоу содержалась и в первой, и во второй публикациях Джонсона 1724 г. Но во втором издании она была значительно исправлена. В частности, там появилось описание ещё одного флага Эдварда Лоу, который пират поднял на захваченном в июле 1723 года корабле "Merry Christmas" ("Весёлое Рождество", перев. с англ. А.К. Ефремова):



"Лоу отправляется на борт этого корабля, провозглашает себя адмиралом и поднимает на грот-мачте чёрный флаг с изображённой на нём красной фигурой Смерти".



Подведём промежуточные итоги нашего расследования. Мы с вами только что рассмотрели, что в книге Чарльза Джонсона можно видеть, как флаг со скелетом, который историки-пиратоведы старательно приписывают Эдварду Тичу, использовался пиратами Робертса, Сприггса и Лоу.
     В биографии Тича такой информации нет!

Откуда же вообще появилась информация об этом пиратском флаге?

Источником его описания служит лондонское периодическое издание "The British Journal" (Среда, 19 октября, 1723г.):



"Род-Айленд, 26 июля. В этот день здесь были казнены 26 пиратов, захваченных кораблём Его Величества "Грейхаунд", капитана Солгарда. Некоторые из них выразили свои последние слова в письменном виде, но большинство высказались на Месте Казни, советуя людям, особенно молодым, остерегаться от подобной несчастной Участи и избегать Преступлений, которые привели их к гибели. Чёрный флаг, под которым они совершили множество пиратств и убийств, был прикреплён к углу виселицы. На нём был изображён Портрет Смерти с песочными часами в одной руке и копьём в другой, поражающим сердце, с тремя каплями крови, истекающими из него. Этот Флаг они называли Старым Роджером и говорили: "Под ним они жили, под ним и умрут".

Подробности задержания пиратов Питером Солгардом, командиром корабля Его Величества "Грейхаунд" ("Greyhound", рус. "Борзая") также были описаны Чарльзом Джонсоном в книге "Всеобщая история пиратов" 1724 г. Речь шла о банде, которая была захвачена в июне 1723 года на корабле "Рейнджер" ("Ranger", рус. "Бродяга"), капитана Чарльза Харриса - подельника Эдварда Лоу. Последний бросил Харриса во время боя, "счёл за благо скрыться, пожертвовав консортом".

Стоит отметить, что вопреки указанию в "The British Journal" о казни 26 пиратов 26 июля 1723 года, Джонсон пишет, что "25 пиратов были признаны виновными и повешены 19 июля 1723 года, возле Ньюпорта, на Род-Айленде".

Теперь мы точно знаем, что чёрный флаг с изображением скелета под именем "Старый Роджер" ("Old Roger") действительно использовался пиратскими бандами Чарьза Харриса, Эдварда Лоу, Фрэнсиса Сприггса и, возможно, Джона Робертса (настоящее имя Барта Робертса).

Рассмотрим значение имени "Old Roger".
     Английский антиквар и лексикограф Фрэнсис Гроуз (1731-1791 гг.) в 1785 году опубликовал словарь "A Classical Dictionary of the Vulgar Tongue" (рус. "Классический словарь вульгарного языка"). Среди прочих английских слов и выражений, ходивших в употреблении в XVIII веке, в нём содержалось определение выражения "Old Roger - the devil" (рус. "Старый Роджер - дьявол").



К сожалению, выражение "Jolly Roger" ("Весёлый Роджер") в словаре вульгарного языка Ф. Гроуза НЕ значится, что может свидетельствовать о том, что этот термин не был привычным и устоявшимся в английском лексиконе. И скорее всего имел местечковый характер и действительно был выдуман пиратскими экипажами то ли Джона Робертса, то ли Фрэнсиса Сприггса (а возможно, Эдварда Лоу или Чарльза Харриса).

Итак, мы разобрались с общностью знамён Робертса, Сприггса, Лоу, и даже Харриса, прикоснулись к истокам их названия (Jolly Roger и Old Roger), но до сих пор не приблизились к пониманию бытности этого флага в личном литературном пространстве, формирующим исторический образ Эдварда Тича.

Есть надежда, что нам поможет история пирата Джона Квэлча.

Как мы помним, ещё в 1997 году Д.Н. Копелев писал, что "у Сприггса и Квэлча были одинаковые флаги с изображением белого скелета на чёрном фоне". Эта же информация 16 лет спустя академической поступью маршировала и в последних его работах, за которые Д.Н. Копелев был номинирован на премию "Просветителя".
Но он был не один в своих пиратологических потугах.

Похожего мнения придерживался и американский историк Жан Ли Рогожинский (1941 - 2017 гг.), читавший курсы по истории в университетах Кембриджа, Чикаго, Майами и Нью-Йорка. В книге "Pirates! Brigands, Buccaneers, and Privateers in Fact, Fiction, and Legend" 1995 г. (рус. изд. "Энциклопедия пиратов" 1998 г., перев. с англ. Д.З. Вибе, А.А. Коптелова, С.Л. Никольского, А.С. Тюфлина и С.В. Филимонова) он писал:

"Джон КВЕЛШ первым поднял именно чёрный флаг. В 1703 году он дополнил чёрный фон изображением человеческого тела, держащего в правой руке песочные часы, а в левой - кровоточащее сердце, пронзённое пикой. Схожие мотивы использовал Эдвард ТИЧ (Чёрная Борода), но заменил человеческое тело скелетом".

Я не буду тут акцентировать внимание на том, что скелет у Рогожинского держит пронзённое пикой сердце, а не пику с пронзённым сердцем. Эти пустяковые неточности вполне могли появиться в русском издании как результат коллективного недобросовестного перевода книги, к которому было много нареканий со стороны историков. Нас больше интересует, под каким флагом ходила банда Джона Квэлча? И почему их флаг, по мнению историков, был одинаков со знамёнами Сприггса, Тича, Робертса и Лоу?

Всю благонадёжную информацию о пирате Джоне Квэлче можно получить из отчёта о судебном процессе над разбойником и его шайкой, опубликованном в Лондоне в 1705 году.



Но вот что забавно: в судебном отчёте по делу Джона Квэлча и его команды вообще нет информации о том, чтобы пираты использовали какой-либо чёрный флаг...

И это факт! Пираты Джона Квэлча НЕ использовали чёрный флаг! Вопреки утверждениям Жана Рогожинского, Джон Квэлч НЕ БЫЛ ПЕРВЫМ, кто "поднял именно чёрный флаг".

Как же так, спросите вы. В то время, как судебный отчёт по делу Квэлча хранит молчание о его мнимом чёрном флаге, почему уважаемые историки приписывают ему право называться первым пиратом, поднявшим "именно чёрный флаг"? Должны же быть какие-то объяснения.

Виновником сей пагубной традиции стал популярный американский журналист и писатель Ральф Делайе Пейн (1871 - 1925 гг.), автор книги "The Book of Buried Treasure: Being a true history of the gold, jewels, and plate of pirates, galleons, etc., which are sought for to this day" (рус. "Книга зарытых сокровищ: Правдивая история золота, драгоценностей и посуды пиратов, галеонов и проч., которые ищут по сей день"), опубликованная лондонским издателем Вильямом Хейнеманном в 1911 году. Популярность книг Пейна в среде пиратоведов обусловлена, в том числе, и рисунками художника-иллюстратора Фрэнка Эрла Шуновера (1877 - 1972 гг.), работы которого сегодня украшают почти каждую иллюстрированную книгу по истории пиратства.
     Одна из глав "Книги зарытых сокровищ" была посвящена Джону Квэлчу - "The Bold Sea Rogue, John Quelch" (рус. "Смелый морской разбойник, Джон Квэлч").
     На страницах книги журналист Пейн утверждал, что мятежный экипаж, возглавляемый Джоном Квэлчем, в 1703 году поднял на бригантине "Чарльз" флаг под названием "Старый Роджер" (подробности этого преступления, вероятно, стали основой для истории, приключившейся с героем книги Джонатана Свифта - Гулливером, во время четвёртого путешествия в страну Гуигнгнмов, когда команда его корабля подняла мятеж под руководством Джемса Уэльча).
     Итак, для описания флага "Старый Роджер" Ральф Пейн воспользовался прямым цитированием отрывка из уже известной нам заметки периодического издания "The British Journal", растиражированного, в том числе, и Чарльзом Джонсоном в "Жизнеописании Капитана Фрэнсиса Сприггса":



"Затем был поднят флаг под названием "Старый Роджер", описанный как имеющий "в его середине Анатомию (скелета) с песочными часами в одной руке и копьём в другой, поражающим сердце, с тремя каплями крови, истекающими из него".

Но мы же с вами понимаем, что никакого отношения к указанному флагу, получившему известность только в 1723 году, повешенный в 1704 году Джон Квэлч не имел. Отсутствие информации в отчёте о судебном процессе над Джоном Квэлчем и его шайкой - яркое тому подтверждение.

К сожалению, одной книги для устойчивой фиксации новоявленного мифа в консервативных традициях истории пиратства будет мало. К популяризации фейка подключился английский научный журнал Общества морских исследований "The Mariner's Mirror" 1912 г., том.2, № 3 (рус. "Морское зеркало"). В разделе "Ответы" на вопросы из писем читателей была помещена следующая заметка с сопроводительным рисунком анонимного автора CF:



"В "Книге зарытых сокровищ" (R.D. Paine, 1911) можно найти следующее описание: "Был поднят флаг под названием "Старый Роджер", описанный как имеющий "в его середине Анатомию (скелета) с песочными часами в одной руке и копьём в другой, поражающим сердце, с тремя каплями крови, истекающими из него". Это описание цитирует фрагмент старого рассказа о Джоне Квелче, пирате, казненном в Бостоне в 1704 году. Существует фоторепродукция акварельного рисунка этого образца флага, который находится в Национальной библиотеке (Париж) в журнале "Морской пехотинец" 1900 г. (фр. "Armee et Marine" - прим. моё), копией которого является прилагаемый рисунок".

Этой информацией не преминул воспользоваться британский историк Альфред Бэзил Лаббок (1876 - 1944 гг.), который с 1911 года активно сотрудничал с британским исследовательским обществом The Society for Nautical Research (рус. "Общество морских исследований") и даже с 1921 по 1924 гг. входил в его совет. В 1922 году Лаббок выпустил книгу "The Blackwall Frigates" (рус. "Фрегаты Блэкволла"), где разместил цветную вкладку с несколькими пиратскими флагами "Весёлого Роджера".



Интересующий нас рисунок датирован 1704 годом (год смерти Джона Квэлча) и содержит в себе мотивы скелета с рожками, который в одной руке сжимает песочные часы, а в другой - копьё, пронзавшее сердце с тремя каплями истекающей крови.



Эта подборка пиратских флагов так понравилась американскому историку Фрэнсису Бордмэну Крауниншилду Брэдли (1881 - 1928 гг.), что он в 1923 году опубликовал рисунок из книги Лаббока в рамках фронтисписа в своей книге "Piracy in the West Indies and Its Suppression" (рус. "Пиратство в Вест-Индии и его пресечение").



В Предисловии книги Брэдли выразил благодарность Лаббоку и его шотландским издателям за разрешение публикации их цветной иллюстрации с подборкой пиратских флагов.



Разумеется, что в среде пиратоведов книга Фрэнсиса Брэдли получила особую популярность. Выдумку Ральфа Пейна о флаге Джона Квэлча, поддержанную редакцией научного журнала "Морское зеркало" и цветной иллюстрацией Бэзила Лаббока, с готовностью подхватил английский публицист, коллекционер и любитель истории пиратства Филип Генри Джордж Госс (1879-1959 гг.), который в 1924 году издал первую энциклопедию о пиратах "The Pirates' Who's Who: Giving Particulars of the Lives and Deaths Of the Pirates and Buccaneers" (рус. "Пираты, кто есть кто: Подробности жизни и смерти пиратов и буканьеров"). В статье, посвященной Джону Квэлчу, Госс писал:



"Они подняли флаг, "Старый Роджер", описанный как имеющий "в его середине Анатомию (скелета) с песочными часами в одной руке и копьём в другой, поражающим сердце, с тремя каплями крови, истекающими из него".

Если не ошибаюсь, то в книге Госса впервые появляются и подробности о том, что скелет на флаге Робертса держит в руке рюмку или стакан с пуншем ("human anatomy" holding a rummer, or glass, of punch in one bony hand"). Хотя мы уже с вами точно знаем, что "human anatomy" держал в руке песочные часы.

Увлекательная тема с "Весёлыми Роджерами" стала набирать обороты и покатилась снежной лавиной по страницам книг о пиратах. И вот уже в 1933 году историк Чарльз Грей публикует книгу "Pirates Of The Eastern Seas (1618 - 1723). A Lurid Page of History" (рус. "Пираты восточных морей (1618 - 1723). Жуткая страница истории"), куда перекочевали все изображения "Весёлого Роджера" из книги Лаббока (правда, с некоторыми изменениями и дополнительными рисунками). Под пиратским флагом Джона Квэлча у Грея появляется и новая трактовка "The original Jolly Roger".



Как мы видим, это уже не просто полотнище Джона Квэлча 1704 г., а оригинальный пиратский флаг "Весёлый Роджер".

Два десятилетия затишья в дружном пиратологическом сообществе закончилось публикацией в 1953 г. новой книги английского историка Патрика Прингла (1917 - 1998 гг.) "Jolly Roger: The Story of the Great Age of Piracy" (рус. "Весёлый Роджер: История великой эпохи пиратства").



За мнимым флагом Джона Квэлча уже прочно закрепляют прозвище "The original Jolly Roger". А весь набор "Весёлых Роджеров" Патрик Прингл розбавил собственной порцией дезинформации о принадлежности флагов тем или иным субъектам. Чёрное знамя, которое у Чарльза Грея принадлежало пирату Эмануэлю Винну (1650 - 1700 гг.) теперь у Прингла относится к капитану Эдварду Ингленду (ум. в 1722 г.). Появились и новое изображение французского "Весёлого Роджера", которое ранее было замечено в книге Мориса Бессона "Les "Freres de la Coste". Flibustiers & Corsaries" 1928 г. (рус. "Береговое братство". Флибустьеры и корсары").



Этот флаг принадлежал французскому пирату Жану Томасу Дюлану (род. в 1704 г., действ. 1727 - 1729 гг., судно "Sanspitie", рус. "Безжалостный"). Французский историк Леон Виньоль (1859 - 1937 гг.) в книге "La Piraterie sur l'Atlantique au XVIII-e siecle" 1890 г. (рус. "Пиратство в Атлантике XVIII века") утверждал, что пиратский флаг Дюлана был описан мэром Нанта как "чёрная ткань с белыми рисунками человеческой фигуры, саблей, костями и песочными часами".



И там же автор указал, что если корабль, увидев чёрный флаг, оказывал сопротивление, то пираты поднимали так называемый "кровавый флаг" (фр. "Pavillon Sans quartier" - рус. "Беспощадный Флаг") - красный флаг, предупреждающий, что никакой пощады не будет.

Если не ошибаюсь, то в книге Мориса Бессона состоялось первое появление той самой фигуры обнажённого мужчины, который, по ошибочному мнению академических историков-пиратоведов Д.Н. Копелева, Ж.Л. Рогожинского и др. занял место скелета на флаге Джона Квэлча. Только сабля в руке обнажённого мужчины была заменена на пику с окровавленным сердцем.

И наконец, в 1959 году завзятый любитель пиратских историй, немецкий художник и писатель Ганс Ляйп (1893 - 1983 гг.) публикует книгу "Bordbuch des Satans. Geschichte der Freibeuterei" (рус. "Бортовой журнал Сатаны. История фрейбёйтеров"). В нидерландском языке слово "фрейбёйтер" (vrijbuiter) означает "вольный добытчик", и в XVI-XVII веках его применяли не только к пиратам, но и к корсарам, соладатам-наёмникам и проч.



Лёгкое и доступное изложение увлекательной истории помноженные на художественный талант автора обеспечили книге небывалую популярность и в ближайшие годы она выдержала несколько изданий. Одним из главных и знаковых событий в истории пиратства стало то, что Ганс Ляйп обобщил идеи своих предшественников (Бэзила Лаббока, Чарльза Грея, Патрика Прингла и других), добавил собственную порцию фантазий и предложил читателям больше десятка вариантов пиратских флагов под общим названием "Весёлый Роджер времён расцвета пиратов Вест-Индии ок. 1700 г.".



В этой книге впервые появляются своеобразные флаги пиратов Генри Эвери, Томаса Тью, Стида Боннета, Джека Рэкхема. Но знакомоство с отчётами о судебных процессах над некоторыми из героев даёт основания полагать, что флаги с такими рисунками не использовались пиратами, и являются вымыслом Ганса Ляйпа.

Но самое важное сведение для нашего расследования состоит в том, что в книге Ганса Ляйпа флаг с фигурой смерти, копьём, сердцем и песочными часами впервые был присвоен пирату Эдварду Тичу по прозвищу Чёрная Борода.
     Именно с этой публикации и начинает своё литературное хождение вымышленное полотнище Чёрной Бороды по страницам научно-популярных книг о пиратстве.

И вот уже пиратские флаги Ганса Ляйпа и их герои прочно занимают коммерческую нишу в популярной развлекательной индустрии.



Пиратские флаги и кто на них развевался. Из автомата Fortune Red в сувенирном магазине "Pieces of Eight" возле аттракциона "Пираты Карибского моря" в Диснейленде, Калифорния.

А "ведущий мировой авторитет в области истории пиратства", самый тиражируемый историк-пиратовед Энгус Констам в своих книгах, да ещё в рамках одной страницы (книга "Scourge of the Seas-Buccaneers, Pirates and Privateers" 2007 г., рус. изд. "Пираты. Буканьеры, флибустьеры, приватиры XVII-XIX вв." 2008 г., перев. с англ. А.К. Ефремова) авторитетно транслирует (стр.159):



"На флаге Чёрной Бороды был изображён скелет, который держит песочные часы и копьё, направленное на истекающее кровью сердце"

и тут же:

"Это - якобы собственный рисунок Чёрной Бороды: скелет, поднимающий бокал "за здоровье" дьявола и пронзающий сердце копьём".

Со страниц серьёзных изданий информация о вымышленных пиратских флагах кочует по иллюстрированной детской литературе, где консультантами выступают заслуженные пиратологи и, таким образом, происходит подмена исторической правды художественным вымыслом.

P.S. Начиная наше расследование с упоминания имени филолога-пиратолога Е.В. Глаголевой, не могу пройти мимо информации из последней её работы "Пираты. Корсары. Каперы: от Фрэнсиса Дрейка до Черной Бороды". Автор предложила читателям рисунок пиратского флага Эдварда Тича исходя из "современных данных":



"Согласно современным данным, капитан Чёрная Борода использовал пиратский флаг с черепом, а также кроваво-красный флаг".

В блоге "Пиратский флаг Стида Боннета: логичный против нелогичного" https://vpk-const.livejournal.com/37428.html я писал о том, что в Бостонском информационном бюллетене за июнь 1718 года упоминался чёрный флаг пирата Стида Боннета (подельника Эдварда Тича) с изображением "мёртвой головы".
     Можно ли говорить о том, что таким же флагом пользовался и Эдвард Тич? Сомнительно. Их консорт распался, и, по словам Чарльза Джонсона, майор Боннет "смертельно ненавидел Тича из-за нанесённого ему оскорбления". А раз флаг попал в поле зрения журналистов, когда Боннет разбойничал в одиночку, то говорить о том, что таким же флагом с изображением "мёртвой головы" пользовался и Эдвард Тич, на мой взгляд, преждевременно.

Рэкхем, Эвери, Тич, Винн, Прингл, Рогожинский, Робертс, Брэдли, Джонсон, Лоу, Ляйп, Глаголева, Констам, Квелч, Ефремов, Грей, Виньоль, Тью, Госс, Пейн, Боннет, Лаббок, Дюлан, Сприггс, Харрис, Копелев, Шуновер, Степанов, Бессон, Ингленд, флаг, Гроуз

Previous post Next post
Up