Пиратский флаг Стида Боннета: логичный против нелогичного.

Feb 17, 2021 02:26


   Частенько ругая "Википедию", вынужден признаться, что сам являюсь многолетним её поклонником. Мне нравится, что общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия стараниями неизвестных ботаников и энтузиастов-публицистов не топчется на месте, не скрипит телегой по широким информационным просторам, а периодически дополняется и обновляется, культивируя в своих читателях тягу к мыслительной жизнедеятельности.
   Богатую пищу для размышлений, обильно политую соусом мифотворчества, даёт "Википедия" и любителям-пиратоведам.

Я давно подозревал, что символические пристрастия пиратов, изображённые на многочисленных тряпках-полотнищах, кочующие из книги в книгу под именем "Весёлый Роджер", в большинстве случаев никакими реальными историческими фактами не подкрепляются. Максимум, на что можно рассчитывать при их изучении в исторических исследованиях, что тот или иной пиратский флаг (а также символ на нём) был точно начерчен художником-пиратоведом, пользующимся описательной его частью из какого-нибудь "достоверного" исторического источника.
   И одним из таких противоречивых исторических источников, который вот уже три столетия служит "верой и правдой" пиратоведам, является "Всеобщая история пиратов" Капитана Чарльза Джонсона.
   К этой книге по разному можно относиться, по-своему интерпретировать, порождая домыслы и злоупотребляя доверием читателей, но игнорировать её в истории морского разбоя и пиратства нельзя. Это своего рода краеугольный камень современной неформальной науки "пиратологии", на котором держатся построения почти всех участников этого движения. Недаром историки называют её "библией пиратства".

Пиратский флаг "Весёлый Роджер" - один из многих художественных вкладов "библии пиратства" в культуру "пиратологии". Причём, в некоторых изданиях книги содержатся не только описательные образы пиратских флагов, но и их графические изображения. К сожалению, не все изображения отвечают историческим реалиям прошлого. Более того, некоторые из них даже не соответствуют своей описательной личине, изложенной в книге Джонсона. Показательным примером тут может служить история с флагами пирата Робертса, представленная мною в блоге "Окоченелое мифотворчество в академической науке о пиратстве" https://vpk-const.livejournal.com/35009.html
   Но если с флагами капитана Робертса более-менее всё ясно, то с флагами других пиратствующих джентльменов удачи и лордов фортуны пока не всё понятно. И в этом контексте особое внимание привлекает к себе флаг морского разбойника, жителя Барбадоса майора Стида Боннета (он же Эдвардс, он же Томас).




   Многие, наверняка, помнят, что "Жизнеописание майора Стида Боннета", представленное в книге Ч.Джонсона, заимствовано автором из судебного отчёта "The Tryals of Major Stede Bonnet, and other Pirates" ("Судебные процессы майора Стида Боннета и других пиратов"), выпущенного в 1719 г. в лондонском издательстве Бенджамина Коуса.



Поэтому информацию, публикуемую Джонсоном о пирате Стиде Боннете, можно справедливо считать заслуживающей доверия.

К сожалению, история не сохранила для нас такого же достоверного портрета майора Боннета, и всё, чем располагают историки - гравюра из новой публикации "Всеобщей истории пиратов" 1725 г. (книга отличается от первых изданий), в которой имя Капитана Чарльза Джонсона даже не упоминается. Выпущенная лондонским издателем Эдвардом Мидвинтером, книга имеет длинное и утомительное название "The History and Lives of all the most Notorious PIRATES, and their CREWS, from Capt. Avery, who first settled at Madagascar, to Capt. John Gow, and James Williams, his Lieutenant, Etc. who were hang'd at Execution Dock, June 11, 1725, for Piracy and Murther; and afterwards hang'd in Chains between Blackwall and Deptford. Giving a more full and true Account than any yet Published, of all their Murthers, Piracies, Maroonings, Places of Refuge, and Ways of Living. Adorn'd with Twenty Beautiful Cuts, being the Representation of each Pirate. To which is prefix'd, An Abstract of the Laws against Piracy" ("История и жизнь самых знаменитых пиратов и их команд, от капитана Эйвери, который впервые поселился на Мадагаскаре, до капитана Джона Гоу и Джеймса Уильямса, его лейтенанта и проч., которые были повешены в Доке Казней 11 июня 1725 г. за пиратство и прочие преступления, а затем вывешены в цепях между Блэкволлом и Дептфордом. Тут представлен наиболее полный и правдивый отчёт, чем когда-либо публиковавшиеся, обо всех их преступлениях, пиратстве, высадках на необитаемых островах, а также их схроны и образ жизни. Украшена двадцатью красочными гравюрами, изображающими каждого пирата. К тексту прилагается Краткое изложение законов о борьбе с пиратством").



Портрет майора Стида Боннета, в числе прочих украсивший книгу, выполнен художником в весьма странной манере. Главный герой непочтительно повёрнут к зрителю задом, чего не скажешь о чёрном развевающемся полотнище "Весёлого Роджера", с которого на нас смотрит классический улыбающийся пиратский символ (а-ля смайл) в образе черепа и скрещенных костей.



Прошу заметить, не каждый из предложенных в книге рисунков может похвастать таким откровенным изображением пиратского флага, на фоне которого позировал бы преступник (или преступница). А учитывая тот факт, что история вообще сохранила для нас очень мало изображений "Весёлого Роджера", которые мы могли бы относить к современным им событиям, то вполне логично будет предположить, что пиратское знамя майора Стида Боннета, оставленное для нас издателем, обязательно должно было бы войти во все книги и исследования по истории морского разбоя и пиратства.
   Но к нашему общему удивлению, этого не случилось. Мы вообще наблюдаем странную картину. Откройте любую иллюстрированную книгу по истории морского разбоя и пиратства, и там, как правило, содержится только один флаг (с сердцем, черепом, одной костью и проч.), приписываемый Стиду Боннету, с источником которого нам ещё предстоит разобраться. Но это точно не то изображение, которое мы видели на гравюре в книге "История и жизнь самых знаменитых пиратов и их команд..." 1725 года.
   Даже в современных компьютерных  играх, где разработчики не обременяют себя глубокими исследовательскими поисками в сфере морского разбоя, а пользуются доступной иллюстрированной литературой и открытой информацией из сети Интернет, пирату Стиду Боннету приписывают "Весёлый Роджер", указанный нами выше.



Более того, флаг Стида Боннета сегодня стал настолько популярным, что фактически затмил собой прочие известные пиратские символы. Его изображением даже украшают книгу Капитана Чарльза Джонсона "Всеобщая история пиратов", в которой, между прочим, вообще НЕТ его литературного описания (в отличие от просмоленных тряпок-полотнищ других пиратских экипажей).



В своей книге Чарльз Джонсон упоминает, например, "кровавый флаг" ("bloody Flag", или флаг красного цвета), которым пользовался Стид Боннет, угрожая полковнику Рету. Об этом имеется сообщение и в судебном отчёте. Кроме того, в книге и отчёте есть упоминание использования Боннетом "флага перемирия" ("Flag of Truce"), или "белый флаг капитуляции", как он был обозначен в переводе у А.К. Ефремова (в рус. изд. Капитана Чарльза Джонсона "История знаменитых морских разбойников XVIII века", 2009 г.). Стоит отметить, что в том же отчёте есть инофрмация об использовании пиратами команды Эдварда Тича чёрных флагов ("Black Flag"), без какой-либо конкретики и символики.
   Это, пожалуй, и все сведения о пиратских флагах из судебного отчёта о процессе над Стидом Боннетом.

Чертовщина, скажете вы, и будете правы. Это действительно чертовщина какая-то, когда чёткое изображение пиратского флага с портрета майора Стида Боннета из книги 1725 года фактически игнорируется современными историками-пиратоведами, а вместо него в их работах публикуется изображение флага Боннета из неизвестного источника.
   Что примечательно, данный исторический источник никем из пиратоведов не раскрывается. Они просто копируют изображение, подсмотрев его в работе какого-нибудь авторитетного специалиста масштаба Маркуса Рёдикера или Филипа Госса.

Откуда же появилось популярное изображение пиратского флага майора Стида Боннета? И что обозначает его символика?

Для ответа на первый из поставленных вопросов, предлагаю вернуться в начало блога и наконец-то вспомнить про "Википедию", всеми обруганную, но нещадно эксплуатируемую. В её английском сегменте появилась интересная статья про барбадосского пирата начала XVIII века Стида Боннета, помеченная золотой звёздочкой - высшей оценкой информативности по меркам электронного справочного ресурса. Отдельный раздел этой статьи посвящён четырём пиратским флагам Боннета. Но основное содержание акцентировано на одном из них:

"Флаг Боннета традиционно представлен в виде белого черепа над длинной горизонтальной костью между сердцем и кинжалом на чёрном фоне. Несмотря на частое появление этого флага в современной пиратской литературе, ни один из известных источников Георгиевского периода (1714-1830-е годы - прим. моё) не описывает подобного исполнения, не говоря уже о том, чтобы оно было связано с Боннетом. Эта версия флага Боннета, вероятно, является одним из множества пиратских флагов, появившихся на недатированной рукописи неизвестного происхождения, подаренной в 1939 году доктором Филипом Госсом Британскому национальному морскому музею".

Из указанных ссылок в "Википедии" трудно определить источник полученной информации. Но даже если перейти на страницу рекомендуемой статьи Эда Фокса о пиратских флагах, то и там мы можем прочесть только то, что источник появления данного флага неизвестен, и что почти наверняка можно говорить о его более позднем измышлении.
   В той же статье Эд Фокс пишет, что в Бостонском информационном бюллетене за июнь 1718 года упоминается чёрный флаг Боннета с иображением "мёртвой головы". Думаю, что как раз он и стал прообразом флага на портрете Стида Боннета в издании 1725 года.



К сожалению, этим исчерпывается вся информация о флагах Стида Боннета в известных документальных источниках.

Итак, мы приходим к промежуточному выводу, что новые тенденции современной исторической науки, помеченные золотой звёздочкой "Википедии", склоняют нас к мысли, что "Царь - ненастоящий!", а флаг майора Стида Боннета - вымышленный! Новодел 30-х годов XX века.

Косвенным (если не явным) виновником появления символической пиратской фикции называют английского врача и публициста Филипа Генри Джордж Госса (1879-1959 гг.).
   Будучи не просто пиратоведом-любителем, а потомственным библиофилом, сохранившим и приумножившим богатую родительскую библиотеку, Госс собрал значительную коллекцию книг и документов по истории морского разбоя и пиратства. Это позволило ему приступить к публикации собственных исторических трудов и исследовательских открытий. Особую популярность принесла ему книга "The history of piracy" ("История пиратства") 1932 г., которая выходила многотысячными тиражами и выдержала несколько изданий. В 1924 году Филип Госс издал и первую энциклопедию о пиратах "The Pirates' Who's Who: Giving Particulars of the Lives and Deaths Of the Pirates and Buccaneers" (Пираты, кто есть кто: Подробности жизни и смерти пиратов и буканьеров"), тем самым опередив на 70 лет публикацию популярной "Энциклопедии пиратов" Жана Рогожинского.
   В первой половине XX века пиратовед-популяризатор Филип Госс, как никто другой, разбирался в вопросах истории пиратства. И нет ничего удивительного в том, что именно он стал виновником появления (а возможно и создания) нового образа "Весёлого Роджера" в коллекции Стида Боннета.
   Хотя нельзя исключать и того факта, что в руки ему действительно могла попасть некая недатированная рукопись, в которой содержались изображения пиратских флагов неизвестных авторов.

Позже мы ещё вернёмся к истории появления флага Стида Боннета. А пока обратим внимание на второй вопрос, касающийся расшифровки его символов.

Авторитетные историки-пиратоведы в унисон с "Википедией" проявляют дружную (на редкость) категоричность и выражают очевидную, как им кажется, идею, что на чёрном фоне представлен белый череп над длинной горизонтальной костью между сердцем и кинжалом.
   Достаточно привести пару примеров, чтобы убедиться в их общем единодушии.

Шотландский специалист Энгус Констам в книге "Piracy. The Complete History" (рус. изд. "Пираты: всеобщая история от Античности до наших дней", 2009 г., пер. с англ. О. Серебровской) пишет:

"На флаге Стида Боннета изображался череп с сердцем и кинжалом по сторонам, а под ним - лишь одна кость".

Российский пиратовед, доктор исторических наук Д.Н. Копелев в популярной научной работе "Раздел Океана в XVI-XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства" 2013 года со ссылкой на одно "предание" высказался следующим образом:

"Как гласит предание, Стид Боннет расположил под черепом берцовую кость. С одной стороны от него пираты изобразили сердце (или червонный туз?), а с другой - кинжал".

Согласитесь, трудно оспаривать образы черепа, кости и сердца на флаге Боннета. Даже с идеей "червонного туза" можно примириться.
   Но вот при виде так называемого "кинжала" сомнения бьют в набат и уверенность начинает крошиться. Причём, если посмотреть лекцию Д.Н. Копелева "Под флагом "Короля-Смерть": загадка символики Веселого Роджера", озвученную им в лектории Политехнического музея и размещённую на канале YouTube, то можно заметить, что и питерского лектора одолевают сомнения в правильности выбора холодного оружия.



Вглядитесь, пожалуйста, повнимательней в изображение на флаге. Вам не кажется, что у кинжала какой-то странный, незаконченный внешний вид? Неумеренно символический, я бы сказал.
   Для сравнения, напомню, как должен выглядеть схематический рисунок среднестатистического кинжала.



Клинок, эфес и гарда - вот три главных конструктивных детали, с помощью которых принято изображать кинжал. Важно также помнить, что эфес кинжала состоит из двух частей: черенка и навершия (она же головка). Это основные, базовые элементы кинжала!
   А что же мы видим в нашем рисунке? Клинок, гарду, а вместо полноценного эфеса - одну большую, чётко выраженную головку!.. А куда черен дели? "Маленькое" (почему-то размером 1/3 клинка!) навершие вытеснило крупный черенок, которому на рисунке не хватило места?.. Как такое возможно?!. Любой ребёнок, рисуя кинжал, охотнее оставит черенок, чем навершие - это и ежу понятно. Согласитесь, историки-пиратоведы  и прочие творцы-мифотворцы в очередной раз пытаются нам выдать желаемое за действительное, и убедить читателей в том, чего нет. То им "чокающиеся" собутыльники на флагах мерещатся, то кинжалы без "держалок" грезятся.

Не налезет сюда версия и про особый вид кинжалов, типа дага (для левой руки) у фехтовальщиков.



Ибо в этом случае нам придётся признать, что чудак-художник забыл нарисовать клинок(!), что выглядит ещё нелепей и бестолковей.

Другими словами, как бы уважаемые историки не пытались из букв Ж, О, П, А слепить для нас слово "СЧАСТЬЕ", максимум, что они могут получить - это "ПиЖОн". Но и тут без вбросов (как на выборах) не обойтись.
   Впрочем, как раз этим пиратоведы и занимаются, подгоняя изображение флага Стида Боннета под свою убогую, но удобную концепцию.



Если на флаге Боннета не кинжал и не клинок, тогда что же это?

Канцелярскую кнопку и затычку для раковины в ванной комнате на флаге Стида Боннета мы отметаем. Не будем превращать "пиратство" (это сложное общественно-опасное социальное явление) в макаронический фарс, охотно демонстрируемый в современной академической науке.

Во всех книгах и отчётах красной линией проходит утверждение, что майор Стид Боннет имел знатное происхождение. У него было приличное материальное состояние и хорошее образование. Об этом же говорится и в обвинительной речи Николаса Трота, главного судьи провинции Южная Каролина при оглашении смертного приговора майору Стиду Боннету. По слухам, в пираты Боннет подался по причине помутнения рассудка, обострённого личными семейными неурядицами. Однако, психическое расстройство (если таковое было) не помешало ему за собственный счёт снарядить шлюп с 10 пушками и нанять экипаж из 70 человек, что предполагает наличие у инвестора хороших организаторских способностей.

Во все времена знатные и состоятельные люди выделялись не столько хорошим уровнем образования, сколько совокупностью используемых дорогих вещей, подчёркивающих их высокий социальный статус. Как говорится, "встречают по одёжке, провожают по уму". Майор Стид Боннет был необычным пиратом, не плебс там какой-то, не простолюдин. Повторюсь, имея знатное происхождение и приличное состояние, в силу сложившейся в английском обществе социально-классовой структуры, Боннет просто обязан был демонстрировать окружающим свой особый аристократический статус, который должен был выражаться доступным и понятным способом: путём трансляции плебейскому социуму характерной мещанской символики на собственном флаге. Так мог думать художник. Поэтому этот символ разумно было бы искать среди элементов одежды, украшений, бижутерии и прочих драгоценных висюлек, которые выдавали бы в их владельце чванного нобиля.

В начале XVII века в Европе появились новые благородные украшения - запонки. Особую популярность они получили во времена правления французского короля Людовика XIV. Именно при нём входит в моду использование пары одинаковых стеклянных пуговиц, соединённых между собой короткой цепочкой. До этого рукава подвязывались шнурками или атласными лентами, что было крайне неудобно (цеплялись, развязывались, пачкались во время еды и т.д.). Новомодную изюминку быстро стали примерять на себе парижские модники и вскоре вся дворцовая знать носила такие. К 1715 году это незамысловатое практичное изделие сменяется на более изысканное, украшенное драгоценными камнями (обычно алмазами) с золотой цепочкой.

Таким образом, наша идея заключается в том, что на пиратском флаге майора Стида Боннета неизвестный художник изобразил символический образ благородного аристократического украшения - запонку.



Это невозможно, скажут нам академические учёные скептики. Запонка в XVIII веке представляла из себя пару пуговиц, соединённых между собой короткой цепочкой. Это в XVIII веке, поправим мы их. А рисунок пиратского флага Стида Боннета, как было заявлено выше, впервые засветился в 30-х годах XX века. И, соответственно, запонка на нём современная, с вращающимся штырьком по всей длине внутри ножки, характерная для XX века.



Кроме того, в сомкнутом виде и заточенная особым образом, в умелых руках преступника запонка легко может превратиться в скрытое холодное оружие, с острым и тонким лезвием, которым вполне можно перерезать человеку горло. И при всём том она остаётся изысканным, дорогим украшением с драгоценным камнем на пуговице, как это демонстрируется на флаге.
   Все эти факторы несомненно могли учитываться создателем популярного пиратского полотнища Боннета, вытеснившего из литературы реальный (исторически достоверный) пиратский флаг с "мёртвой головой", изображённый на гравюре 1725 года.

Почему же художник решил показать на флаге Боннета именно запонку?

Помимо того, что она является дорогим, престижным украшением и легко превращается в грозное оружие, есть ещё одна причина, по которой запонка могла оказаться на флаге Стида Боннета.
  В 1921 году лондонский издатель Джонатан Кэйп выпустил книгу Клода Ловата Фрейзера (1890-1921 гг.) "Pirates", в основе которой было пятое издание (1735 г.) книги "История и жизнь самых знаменитых пиратов и их команд..." 1725 года.



Автор решил не отставать от оригинала, в котором, как мы помним, содержалось двадцать красочных гравюр самых знаменитых английских пиратов, и будучи талантливым художником, Фрейзер украсил книгу собственными портретными зарисовками восьми пиратов, среди которых был портрет майора Стида Боннета.



Первое, что бросается в глаза - это роскошный аристократический камзол Боннета с широкими и пышными манжетами, зрительно заполняющими собою центральную часть рисунка. Трудно не заметить и большую пуговицу (а-ля запонка), скрепляющую манжет. Обращает на себя внимание пиратский флаг под ногами Боннета, на котором зрители могут рассмотреть изображение черепа, а слева - некий белый знак на чёрном фоне, который можно принять за часть кости, а можно трактовать и как самостоятельный графический символ пиратского знамени.



И если присмотреться, то этот символ очень похож на тот знак, в котором нынешние пиратоведы видят "кинжал", а мы с вами - запонку. Да и сама эта запонка могла родиться в уме художника при взгляде на манжеты Боннета.

В любом случае, в свете затронутых нами моментов нельзя исключать того, что образцом (художественной идеей, колоритной моделью) для воплощения изображения пиратского флага Стида Боннета мог послужить рисунок Клода Ловата Фрейзера. И на чёрный флаг пирата-аристократа неизвестный художник поместил именно запонку с драгоценным камнем, что более логично, нежели куцый "кинжал".
   Мы не знаем, кем был этот загадочный художник-пиратовед. Вполне допускаю, что сам Фрейзер или Филип Госс могли стать авторами этого популярного изображения.

P.S. В 1924 году был изобретён тот самый механизм застёжки у запонок, который мы рассматривали. Компания "Boyer" начала использовать штырёк, свободно вращающийся по всей длине внутри ножки. Эта система стала настолько популярной, что используется и по сей день в большинстве запонок. А через два года, в 1926 году в Лондоне вышла отдельная книга-каталог Филипа Госса "My Pirate Library" ("Моя пиратская библиотека") с рисунками покойного Ловата Фрейзера.



Фрейзер, Весёлый Роджер, Джонсон, Фокс, Копелев, Констам, Госс, Тич, флаг, Боннет

Previous post Next post
Up