Горизонты очень быстро закрылись, как только мы, наконец-таки, прибыли в региональный центр Лаврентия.
Чукотка с воздуха особенно прекрасна
Здесь нас ждал глава чукотской общины морзверобоев Владимир Эйнеучейвун. С ним мы заранее оговорили, что пойдем вместе на двух лодках огибать мыс Дежнева. Однако, нам предстояло прождать еще 5 дней штормовой погоды в Беринговом проливе.
Когда мы разговаривали с чукчами по телефону, благодаря их акценту, я живо представлял, как увижу реальных персонажей наших старых советских анекдотов про "однако". И, однако, я был немало удивлен, что они, во-первых, почти не используют это слово, а, во-вторых, мало чем отличаются от нас. Имеется ввиду, не визуально, а по общению. Абсолютно юморной народ, очень открытый к общению, но с очевидной печатью советского прошлого. К сожалению, судьба национального единства чукчей во время Советов была трагичной. Здесь в полной мере применялось правило "разделяй и влавствуй": многие поселки расселяли, детей отправляли в интернаты, чукотский язык искоренялся. При всей их исторической аутентичности - это единственный народ, среди которых мы жили, практически не знающий национального языка.
Здесь, на Чукотке, стоя на берегу Берингова пролива, ты и вправду в полной мере ощущаешь себя на краю нашей огромной страны. С одной стороны холодные воды, уходящие вдаль, с другой - бескрайняя холмистая тундра, окутанная туманами. Пролетев 9 часовых поясов к линии смены дат, ты не только первым на планете встречаешь рассвет, но и чувствуешь дыхание времени, прогуливаясь по китовым аллеям, построенным сотни лет назад бесстрашным чукотским народом.
Левиафан
Лаврентия - небольшой поселок, в котором все подчинено сложившемуся годами ритму. Также, как и во многих северных и дальневосточных регионах, попав сюда, улететь назад можно нескоро. Оттого местные всегда говорят про остальную цивилизацию - "там, на материке". Чукотка - самая малонаселенная область России. Только представьте - площадь округа - больше самого большого государства Европы! А плотность населения при этом - 0,07 чел/км2. На всей территории проживает всего 50000 человек (число жителей небольшого российского города)!
При всем при этом люди здесь, наверное, одни из самых малообеспеченных. И причины понятны - отдаленность, история развития региона, отсутствие должных субсидий. Но это отдельный разговор. Скажу лишь, что главное отличие местного населения здесь от любого другого региона - промысловая охота на крупных морских млекопитающих. Малым береговым народам севера выделяются специальные квоты на поимку китов и моржей. Все добытое мясо местные жители могут использовать только для пропитания. Поэтому попробовать кита можно только здесь и нигде больше у нас в стране.
Сейчас, наверное, я удивлю многих жителей 21 века, также, как и был удивлен сам. Представьте себе - по сей день чукчи охотятся на гигантских китов теми же методами, что и многие сотни лет, а именно - гарпунами! Разве что появились в помощь моторные лодки и огнестрельное оружие для безопасности.
Почти неделю, в ожидании погоды, и готовя снаряжение и лодки, мы провели в ангаре главы общины, где было разложено большое количество бивней моржей, черепов и прочих частей морских животных. Особенно этот сюрреализм дополнялся неожиданными ночными выстрелами, от которых с непривычки подскакиваешь на ноги. В Лаврентии расплодилось большое количество бездомных собак, на которых страстно охотятся ночные снайперы.
Можете догадаться, что у нас в руках)
Итак, наш финальный бросок к самой восточной оконечности страны затянулся сразу на две недели. Море штормило, и выйти на лодках было невозможно. И как это уже было у меня во время экспедиции на плато Путорана, день икс наступил после знамения свыше.
Зная, что в сентябре уже можно увидеть северное сияние, я подолгу задерживался в этом ангаре по вечерам. И вот, в один из вечеров, выйдя подышать морским прибоем, я был ошеломлен развернувшейся картиной над головой: всполохи северного сияния раскроили все ночное небо вдоль и поперк! Я тут же побежал за камерой и стал снимать таймлапс.
Словно огромный калейдоскоп на все небо, заволакивающий собой звезды, сияние переливалось невероятными формами, вынося сознание напрочь.. Даже трудно представить, что об этом думали первые обитатели этих мест. Пронизывающий морской ветер выхолаживал до костей, и, чтобы доснять этот кадр, мне пришлось залезть в бочку, дабы укрыться от порывов. Просидев в бочке час, в результате получил 5 секунд сияния в фильме =))
Кстати, примечательно, и приятно смотреть, как молодые (и не очень), чукотские парочки ходят по вечерам на берег Берингова пролива смотреть на это зрелище. Романтично и эпично..
<< Назад |
В начало |
Вперед >>