Страстной (Чистый) Четверг - главная Литургия года

Apr 29, 2021 07:49

Сегодня Страстной или Чистый, как его еще называют, четверг - это прежде всего память Тайной Вечери. Того события, которое происходило в Иерусалиме ночью с четверга на пятницу.

Тайная Вечеря - пасхальная трапеза Христа с учениками. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером состоялась пасхальная трапеза. Евангельские чтения Страстного Четверга описывают события Тайной Вечери. Подробнее всех о Тайной Вечере пишет Евангелист Иоанн. Он записывает всю долгую беседу Христа с учениками, описывает омовение ног. Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других Евангелистов. А что касается Евангелия Матфея и Марка, они подробно описывают то главное, что произошло, а именно установление Евхаристии.

В Страстной Четверг Литургия Василия Великого совершается на вечерне, поэтому чтение этого составного Евангелия приходится фактически на Литургию.

После того как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиманский сад, и там происходит Его моление до кровавого пота. Это событие ночного времени. Надо сказать, что для Страстной седмицы не существует четкого отделения одного дня от другого. События непрерывным потоком перетекают друг в друга. Итак - главная традиция Страстного четверга - побывать в Храме и постараться причаститься.



В Церкви много обычаев связано с Великим Четвергом. Например, освящение мира, приготовление запасных Даров, раньше еще совершалось омовение престола. Почему именно с этой Литургией связано так много традиций? Потому что это главная Литургия года, воспоминание самого установления Таинства.

Чин омовения ног

Этот чин совершается, как правило, во время архиерейского служения. Например, Святейший Патриарх Кирилл совершает его ежегодно в Москве. Это происходит после Литургии Великого Четверга. По правилам, эта Литургия должна совершаться вечером, но на практике ее совершают в первой половине дня, и это неправильно, так как она является символическим изображением самой Тайной Вечери, которая проходила поздним вечером. На это же время приходится и чин омовения ног. По Студийскому уставу этот чин должен происходить до Литургии, По Иерусалимскому уставу, по которому живет наша Церковь, он совершается после Литургии. В этом действе Христа изображает сам архиерей, а апостолов изображают 12 священников, среди которых, конечно, есть и Иуда, ведь ему тоже Господь омыл ноги. И архиерей омывает ноги сидящих перед ним священников. При этом читается евангельский текст от Иоанна: евангельский текст читает протодиакон, а все реплики произносят архиерей и священники.



Из народных традиций Руси:

К Чистому четвергу приурочивались основные очистительные обряды, отмечающие пограничный характер этого праздника, в частности побелка дома, а также, к примеру, ритуальное очищение дежи: вымытую и украшенную дежу выносили во двор, чтобы она «побачила солнце» или «посвятилась», т.е. приобщали ее таким образом к космическому циклу и силе весеннего солнца.

Повсеместно известным обычаем было приготовление четверговой соли: завернутую в тряпочку соль освящали в церкви, перепекали в печи или просто выносили «на зорю», под звезды, полагая, что тем самым соль, некогда, оскверненная Иудой во время Тайной вечери, «очистится» и приобретет целительные свойства.

Важное значение придавалось и четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла.

Читайте также:

Страстной Понедельник

Страстной Вторник

Страстная Среда

Страстной Четверг, Великий Пост, Православие, Чистый Четверг, Церковь

Previous post Next post
Up