Я уже довольно давно пользуюсь шипованной резиной зимой, и она не раз спасала меня от падений. Поэтому вопрос о том, нужна ли шиповка зимой, тут даже не ставится. Другой разговор - какую модель выбрать из множества представленных на рынке.
Сразу оговорюсь, что здесь я не рассматриваю двухрядные покрышки. Не вижу ни одной причины, чтобы покупать их. Они очень тяжелые (во многом потому что дешевые), тонкие, плохо держат на льду. Словом, плацебо. Как раз падения на двухрядной резине, бывает, приводят к плохим последствиям, когда человек начинает ехать так, будто он на «нормальных» шипах. Благо, сейчас есть широкий выбор 4-рядных покрышек всех классов.
Городские покрышки
Типичные представители: Schwalbe Marathon Winter, Nokian W240. Для них характерна небольшая толщина (до 50 мм), сглаженный рисунок протектора, прочные боковины с проволочным каркасом, неострые шипы со стальными стаканчиками. Эти шины весьма износостойкие, тяжело убиваемые на асфальте, не очень боятся соли, - словом, вполне подходят для каждодневной езды. Простая и дубовая конструкция шин обуславливает их вес в районе 1 кг.
Обратная сторона медали - из-за небольшой толщины они очень плохо ведут себя на снегу. Не надо думать, будто в городе снега не бывает: когда вы едете на тонкой шине, любой снежный нанос приводит к тому, что велосипед начинает рыскать, есть риск уехать под колеса попутным машинам или упасть. Особенно плохо ехать по городу сразу после снегопада: машины уже умяли снег, в результате, езда превращается в непрерывную борьбу с велосипедом. Само собой, такие шины абсолютно не подходят для загородной езды вне качественно расчищенных дорог.
К сожалению, велосипеды с 28" колесами - гибриды, дорожники, циклокроссеры - часто ограничены в выборе только этим классом шин (более толстые шины для найнеров просто не влезут), что соответственно ограничивает их возможности на снегу. То же самое относится и к велосипедам с «нестандартными» колесами (20", 24" и т. п.), для которых других шин просто нет.
Внедорожные шины общего назначения
Типичные представители: Nokian Extreme 294, Schwalbe Ice Spiker. Эти шины уже предназначены для бездорожья, но еще сравнительно недороги в эксплуатации и не очень боятся асфальта. Имеется проволочный каркас, шипы могут быть неострыми, боковины тоньше, чем у городских, но еще не откровенно «бумажные». Вес у таких шин около 1 кг, поэтому они ощутимо ограничивают динамику велосипеда по сравнению с летней внедорожной резиной, которая обычно весит раза в два меньше.
Шины умеренной по современным меркам толщины, порядка 2.1", поэтому уже довольно неплохо ведут себя на снегу. В принципе, для обычных поездок на горном велосипеде это золотая середина: шины уже довольно неплохо ведут себя в сложных дорожных условиях, но еще сравнительно недороги в эксплуатации.
Внедорожные гоночные шины
Типичные представители: Nokian WXC300, Schwalbe Ice Spiker Pro. Такие шины в первую очередь предназначены для быстрой езды в очень тяжелых дорожных условиях. У них часто больше шипов, чем у шин общего назначения, каркас только кевларовый, шипы - острые в алюминиевых стаканчиках, боковины утончены до предела (хотя в 2014 году появились шины и с усиленными боковинами). Сами шины как правило шире (до 2.35"), что значительно улучшает их поведение на снегу. Вес у этих шин заметно ниже, чем у более простых моделей, порядка 600-800 г.
Гоночные шины обеспечивают хорошие ходовые качества, сравнимые с летней зубастой резиной, плюс отличное поведение на льду, но за это приходится расплачиваться низким ресурсом, ОСОБЕННО если много ездить по асфальту. Острые шипы тупятся, алюминиевые стаканчики гниют, известен случай, когда боковину у такой шины порвал шкодливый котёнок. Логично, что частая езда по дорогам общего пользования на такой резине приведет к ускоренному износу и необходимости регулярно менять шины (достаточно недешевые сами по себе).
Шины для фат-байков
Здесь пока что единственный вариант это шины серии 45NRTH Dillinger в размерностях 26x4.0" с 240 шипами и 26x4.8" с 258 шипами (цена в районе 150 евро). Можно немного сэкономить, купив нешипованный вариант примерно за 110 евро, и ошиповав шину самостоятельно по желаемой схеме (1 шип стоит 0,15 евро в составе
набора Schwalbe из 50 шипов и инструмента для установки).
Также фат-байкеры иногда используют резину 26х2,35” от Nokian и Schwalbe. При установке ее на широкие ободья (говорилось о 65 мм) толщины покрышки хватает для того, чтобы она не пробивалась, а пятно контакта получается намного больше, чем у традиционных велосипедов.
Что выбрать
Владельцам горных велосипедов я советую выбирать между двумя видами внедорожных шин. Если хочется сэкономить и есть желание ездить по соленому асфальту, то смотрите на шины общего назначения. Если ходовые качества вам более важны, чем стоимость эксплуатации, - выбирайте гоночные шины, да потолще.
Если в ваш велосипед не влезает резина 2.1", то остается выбирать из городских четырехрядок. Для города такие шины НАМНОГО лучше, чем ничего (т.е. нешипованная резина). Но помните, что в загородных поездках в случае попадания на снег или «сложный» лед вам будет ехать намного тяжелее, чем владельцам внедорожной резины.
Установка шипов только на переднее колесо
Как известно, у велосипеда наиболее критично сцепление переднего колеса, тогда как буксующее заднее - это не так страшно. В свою очередь, задняя шина сильнее влияет на накат и больше изнашивается. Поэтому в начале зимы я ставлю переднюю шиповку первой, когда заморозки только-только начинаются. Заднюю шиповку ставлю уже в момент прихода настоящей зимы, со снегом и морозами. С наступлением весны поступаю в обратном порядке, снимая заднюю шиповку, когда начинаются поездки преимущественно по асфальту.
Это позволяет схитрить, улучшив поведение велосипеда с малым ущербом безопасности. Но стоит попасть с нешипованной задней покрышкой на хороший лёд (что часто бывает за городом, когда в городе еще/уже +10 и сухой асфальт) - и начнутся падения. Поэтому сильно полагаться на эту хитрость тоже не стоит - помните, что визит к хирургу стоит дороже комплекта резины!