Бело-сине-красное небо...

Jan 16, 2011 20:49

 В прошлом посте я вкратце рассказал об автомобилях "Руссо-Балт", которые производили на РБВЗ. Говоря об этом легендарном заводе, нельзя не упомянуть ещё один вид продукции, вошедший в историю (правда, не в массовую). 
Это самолёты. Именно о них я и постараюсь рассказать в этом посте.






1. Опознавательный знак Русского Императорского военно-воздушного флота

В 1910 году, во второй период Военных реформ (1909-1912) началось создание Русского Императорского военно-воздушного флота, в этот же год в Вооружённые Силы Российской империи были закуплены самолеты производства Франции.

Однако и у нас были свои передовые разработки в этой области. В Петербурге в 1913 г. совершил свой первый полет первый в мире 4-моторный самолёт «Русский витязь» (общая масса около 5 000 кг), построенный на Русско-Балтийском заводе по проекту авиаконструктора И. И. Сикорского.



2. Самолёт "Русский витязь"



3. Николай II и Игорь Сикорский на балконе "Русского Витязя"

Немножко фактов об этом пионере в своём классе.
«Русский витязь» - первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Самолёт имел первоначальное название «Гранд-Балтийский», а также просто «Гранд» или «Большой Балтийский» и создавался зимой 1912-1913 гг.
Первый полёт был совершён в мае 1913 года. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 мин.

Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации - он являлся прототипом всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолёт вышел удачным и является предметом заслуженной национальной гордости. Прямым его продолжателем является самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 г.



4. "Илья Муромец"

Илья Муромец (С-22 «Илья Муромец») - общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913-1918 гг. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.

Что меня особо поразило, так это то, что «Илья Муромец» был первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на крылья. К сожалению, начало Первой мировой, революция, а затем и Гражданская  война в России помешали дальнейшему развитию нашей гражданской авиации. Хотя имевшиеся в наличие самолёты использовались новой властью и в начале 20-х гг.



5. Вид пассажирского салона "Иль Муромца"

К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 они были переданы в Императорский военно-воздушный флот.

10 (23) декабря 1914 года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский.



6. Самолёт "Илья Муромец"

Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями.



7. Отбомбившийся "Илья Муромец"

Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью 1915 произведён опыт бомбометания 410-килограммовой бомбы.



8. Атака истребителей!

Однако за всеми этими замечательными фотографиями и иллюстрациями наших самолётов не стоит забывать о самом главном - о людях. Об инженерах-изобретателях, лётчиках, техниках и ремонтниках. Они и есть основная тема поста, в сущности-то. Это благодаря им появились такие вот чудеса техники. Всё же это были отчаянные романтики. Ведь авиация была на тот момент очень молодой областью. А тут тяжёлый самолёт надо не только построить, но и испытать, освоить и летать на нём. 
Вот, собственно, и люди:


9. Илья Муромец (тип Б)



10. Самолет "Илья - Муромец" в авиамастерской г. Сарапула

А вот и покорители неба:



11. Игорь Иванович Сикорский - авиаконструктор, учёный, изобретатель.



12. Иосиф Башко. Летчик. Полковник РИА и генерал латвийской армии. Командир бомбардировщиков ЭВК «Ильи Муромца Киевского».
В январе 1917 год, управляя воздушным кораблем «Илья Муромец» установил мировой рекорд, поднявшись на высоту 5200 метров. Подъем был прекращен из-за острого кислородного голодания экипажа.



13. Ефимов Леонид Георгиевич - русский лётчик Первой мировой и Гражданской войн; кавалер Георгиевских крестов всех четырёх степеней и офицерского ордена Святого Георгия.



14.  Казаков (Козаков) Александр-Александрович - выдающийся российский ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран и первый, оставшийся после тарана в живых. 
За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны.



15. Нестеров Пётр Николаевич - российский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.



16. Глеб Васильевич Алехнович.
Работал лётчиком-испытателем на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге, испытывал самолёты «Русский Витязь», «Илья Муромец». В начале Первой мировой войны призван в армию и назначен командиром «Ильи Муромца-V», на котором совершил свыше 100 вылетов. Единственный русский лётчик, носивший очки.

И многие-многие другие асы и инженеры, о которых можно много и долго рассказывать - о них самих, их судьбах и подвигах...

Первая Мировая Война, Российская Империя, Авиация, История

Previous post Next post
Up