Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Звезда кино
Прабабушка Белла походила на прекрасную Нефертити и томную Полу Негри одновременно. Сходству с последней способствовала причёска (над ней всегда колдовала мама) и артистическая натура. О, она смогла бы покорить Голливуд, но судьба распорядилась иначе. Когда случилась революция, Белла хотела бежать в Америку, но добежала только до Южной Пальмиры. Там она стала сниматься в кино (фильмы с её участием не сохранились), а потом повстречала будущего супруга, и о кино пришлось позабыть.
Белла была замужем дважды (первого мужа убили). Во втором браке родился мой дед Роман. Погибла она в начале Второй мировой, едва перешагнув сорокалетний порог.
Прабабушка вызывала у меня бесконечное уважение, и я провёл пробуждающий ритуал со всей почтительностью, на какую способен любящий правнук.
Очнувшись, Белла сильно расстроилась.
- Мне совершенно не хочется бодрствовать, - заявила она. - Возвращение в реальность в таком неприглядном виде для меня унизительно. Я понимаю, что сейчас ты нуждаешься в наших наставлениях, но разве отец не сказал сделать для меня исключение?
- Нет, - растерянно пробормотал я.
- Весьма нетактично с его стороны. Что ж, давай договоримся: мы с тобой побеседуем, а потом я вернусь в континуум.
- Как вам будет угодно, прабабушка, - согласился я.
- Тогда говори, что желаешь узнать.
- Расскажите мне о континууме.
- Думаю, тебе прекрасно известно, что такое пространственно-временной континуум.
- Да, но мне хотелось бы узнать подробнее…
- Хорошо, попробую объяснить по-своему. Континуум - это все жизни, которые были, и есть, и будут. Он имеет начало и имеет конец, и в то же время он бесконечен и вечен, потому что начало существует одновременно с концом, и каждое событие, находящееся между ними, происходит всегда. Понятно?
- Не совсем…
- Это потому, что ты сморишь из него, а не на него. Для тебя прошлое - это прошлое, настоящее - это здесь и сейчас, а будущего ещё не существует, верно? Так вот, чтобы понять континуум, нужно поменять позицию наблюдателя, и тогда ты увидишь, что время никуда не течёт, а будущее уже свершилось.
- Но если оно свершилось, то судьбу изменить невозможно? Получается, все мы движемся в рамках какого-то сценария? Чьего сценария?
- Континуумного. Когда человек рождается, вектор его жизни тотчас превращается в отрезок, потому что одновременно с точкой начала появляется точка конца - смерть. Жизнь человека как книга - все страницы уже существуют, но ты никогда не увидишь, что ждёт тебя через двадцать страниц, потому что движешься от одной страницы к другой. Однако когда придёт время, ты прозришь континуум как вечность и сможешь передвигаться по нему в любом направлении и наблюдать одно и то же событие множество раз, как фильм, который можно пересмотреть.
- Неужто только мы обладаем такой способностью?
- Подобных нам я не встречала. Однако не забывай, что существуют прорицатели. Не шарлатаны, коих во все времена было великое множество, а те немногие, которые впадают в некий транс или пограничное состояние и действительно способны прозревать грядущее. Вдобавок внезапные вспышки прозрения случаются и у обычных людей - ты наверняка слышал о спонтанной проскопии перед катастрофами. Значит, способность заглядывать в континуум не есть что-то из ряда вон выходящее.
Конечно, наши способности спонтанными не назовёшь, но мы не всесильны. Мы можем наблюдать лишь одиночные события и не видим картину в целом. И если события прошлого мы можем как-то связать, потому что знаем контекст, то будущее воспринимается довольно туманно, и требуется много усилий, чтобы его прояснить. Но это потому, что мы всего лишь внутренние наблюдатели.
Могу предположить, что у континуума есть внешний наблюдатель, который видит его как огромный киноэкран, на котором одновременно демонстрируется бесчисленное количество фильмов. И этот наблюдатель способен смотреть все одновременно. Только я не знаю, является ли он частью континуума, или находится за его пределами. Если он - часть, то возник вместе с континуумом, в другом случае - он его создатель.
- Создателю должно быть скучно смотреть одно и то же кино, - заметил я.
- Не думаю, что наш континуум единственный, - возразила прабабушка.
- Но тогда и наблюдателей должно быть много.
- Возможно, так и есть.
Я задумался. Присутствие или отсутствие внешнего наблюдателя по большому счёту ничего не решало, ведь континуум - это статичный неизменяемый блок. Август сильно заблуждался, когда говорил, что я могу изменить историю. Или же могу, но тогда появится иной континуум, параллельный.
Белла меня не услышала, поэтому я спросил:
- А если человек не садится в самолёт, который должен разбиться, выходит, он меняет свою судьбу?
- Нет, он должен спастись, именно поэтому его посещает видение грядущей катастрофы. Случайностей не бывает.
- Но если так, и всё предрешено, значит, то, что случилось с Мейерами, не является ошибкой или проклятием?
- Ничего такого. Мы должны были появиться и появились, а вот зачем континууму наше существование - это другой вопрос.
- Вы полагаете, что у нас есть какое-то предназначение?
- Вероятно. Пускай до сих пор мы использовали свои способности в личных целях, но всё может измениться, - многозначительно сказала прабабушка.
- Это как-то связано с планом отца? - догадался я. - Поэтому вы затеяли моё обучение? В кого я должен превратиться?
- Время покажет, - уклончиво ответила Белла.
- Ну почему нельзя всё рассказать? - взбунтовался я. - Вы же однозначно видели мою судьбу! К чему вы меня готовите?
- Есть одно золотое правило, Рем: судьба должна оставаться тайной, ибо жизнь с таким знанием может стать невыносимой.
- Но многие Мееры предрекали судьбу правителям и политикам!
- Это другое.
- А вот мне так не кажется!
- Не горячись! И потом, лично я в твоё будущее не заглядывала, поэтому мне нечего рассказать.
- А кто заглядывал?
- Хочешь допросить с пристрастием? - ухмыльнулась Белла. - Остынь!
- Вы же сами меня накручиваете! Да я теперь спать спокойно не буду!
- Это зря. Поверь, Рем, от судьбы не уйдёшь. Будешь спать или нет, она всё равно случится. Так зачем себя изводить?
- Зачем… зачем… - пробормотал я.
А ведь прабабушка права. Вот услышу я, что должен героически погибнуть, легче от этого не станет. Лучше уж так, потихоньку, в обнимку с тайной, чем как смертник в ожидании казни.
- До чего же верно, Рем. До чего же верно! Ах, даже подумать страшно, каким бы адом стала моя жизнь, если бы кто-нибудь из Мееров сказал, что за тяготы меня ожидают. А так, даже в самые тёмные ночи, была надежда.
- Понимаю, - прошептал я.
- Итак, Рем, я ответила на твои вопросы?
- Да. Не смею вас больше задерживать, - вежливо сказал я и стал ждать, когда прабабушка удалится.
Но Белла продолжала бодрствовать.
- Видишь ли, Рем, чтобы уйти, мне нужно выплеснуть энергию, которой ты меня зарядил, - пояснила она. - Но от неё просто так не избавиться - нужны сильные эмоции. Сможешь устроить?
Я задумался. Попасть в очередной переплёт не хотелось, но ментальный всплеск на пустом месте не вызовешь. И тут я вспомнил о трёхмерном кино:
- А вы смотрели когда-нибудь фильмы в 3D?
Прабабушка выказала заинтересованность.
- Давно хотела, но в моём положении это неосуществимо. И неважно, что мне доступны все кинотеатры мира - для просмотра нужны очки, а их в свою очередь нужно на что-то надеть, но в континууме мы бестелесны.
- Зато сейчас это возможно, - сказал я, решив, что сводить прабабушку на сеанс не так уж и сложно, к тому же кинотеатр - через дорогу.
- Превосходно! - воскликнула Белла. - Зал, люди, эмоции - это то, что нужно. А что нынче идёт?
- Секундочку, - сказал я и заглянул в смартфон. - Вот, выбирайте.
Белла с интересом изучила расписание сеансов. Впрочем, выбор был не ахти: в формате 3D демонстрировались всего две картины - какая-то детская сказка и история очередного супергероя.
Через минуту я забронировал билеты (ради безопасности пришлось заказать целый ряд). Сеанс начинался через двадцать минут, и Белла была в предвкушении.
Морщась, я достал старый рюкзак (вот не успел купить новый, хотя времени было предостаточно!).
- Вы же не против пойти в этом? - с сомнением спросил я, мысленно подбирая прочие варианты. - Просто он немного порвался после вылазки с Люцианом.
- А куда ты ходил с Люцианом? - справилась прабабушка.
Оказалось, что она совсем не следила за моими приключениями.
- Да так, - увильнул я, - просто прогулялись.
- Судя по всему, не просто, - заметила Белла. - Но я нелюбопытна. Раз ничего другого нет, то, пожалуй, не против, только замотай меня в шаль.
Сказано - сделано, и через пять минут мы перешагнули порог кинотеатра.
Я быстро выкупил билеты и направился в зал. Случилась заминка с очками - барышня, выдающая их, никак не хотела давать мне две пары.
- Слушайте, я купил два билета, так что давайте, - потребовал я.
Об остальных, лежащих в кармане, я даже не заикнулся, ясное дело.
- Не понимаю, - упёрлась она. - Зачем вам две?
К счастью, вмешалась Белла. Видимо, она что-то внушила смотрительнице, и та мгновенно сдалась.
- Приятного просмотра, - пожелала она, преспокойно расставаясь с очками.
Я уселся посередине, Беллу поставил рядом, и стал ждать, когда выключат свет.
Зрителей собралось мало, да и то одни подростки: дневной сеанс, как-никак. Я вспомнил премьеру «Аватара» - тогда зал был забит, а билеты пришлось бронировать за две недели. Впрочем, те времена давно прошли, а 3D-фантастика стала чем-то обыденным и приевшимся.
Наконец свет погас, и на экране замелькала реклама.
Я нагнулся к рюкзаку, потихоньку расстегнул молнию и аккуратно надел на Беллу очки.
- Удобно?
- Вполне. А чем это пахнет?
- Попкорном.
- Тошнотворный запах, - вздохнула прабабушка. - Что ж, придётся терпеть.
На экране появилась заставка - фильм начался. Как и положено, сперва нам показали нелёгкое детство героя, семья которого боролась с бедностью и несправедливостью. Спецэффектов было немного - обычная жизнь, без прикрас. Потом за героем стали гоняться злобные инопланетяне, появились космические корабли и лазерное оружие, в зрителей полетели куски разбившихся «шлюпок», и Белла вскрикнула:
- Ой!
- Они ненастоящие, - успокоил я и вспомнил паровоз, который пугал людей на самой заре кинематографа.
Отбившись от пришельцев, герой повстречал союзника - прекрасную воительницу-инопланетянку - и узнал, что ему суждено спасти мир.
Дальше пошли сражения в космическом вакууме и на разных планетах, вспыхнул роман, затем сладкая парочка угодила в руки галактического мегазлодея и под конец, уничтожив его, завладела мощным артефактом. Такой себе нехитрый и заюзаный сюжет. Но Белле кино понравилось, и это главное. Она ойкала и айкала, пугалась космических монстров и искренне переживала за Вселенную.
- Спасибо, Рем, - негромко сказал она, когда сеанс подошёл к концу.
Снимая с Беллы очки, я увидел, что она отключилась.
Домой вернулись без проблем, и я поставил прабабушку на полку. Вот бы с остальными так!
Свободное время я решил провести с пользой, ведь к грядущим испытаниям нужно готовиться заранее. А поскольку всё вертелось вокруг континуума, я стал искать в этом направлении и неожиданно нашёл подтверждение Беллиным словам: современные учёные допускали, что течения времени не существует и будущее уже свершилось. Думаю, концепция «блока-времени» возникла не просто так - её «подсказал» кто-то из Мееров, не иначе…
Читать продолжение -
Глава 7