Рондаши в боях, парадах и на стенах

Sep 19, 2021 10:16


В этом посте мы полюбуемся образцами щитов из собраний Эрмитажа, Метрополитен-музея и Музея армии, но и узнаем их историю на основании свидетельских показаний ряда испанцев, живших в 15-16 веках которые оставили нам свои воспоминания.



Осада Алезии. Мельхиор Фезелен (ок. 1495-1538), 1533 г. Хорошо видны применяемые воинами щиты-рондаши





Гонсало Фернандеса де Овьедо

Начнем с Гонсало Фернандеса де Овьедо ( Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес родился в августе 1478 года в Мадриде).  В зрелые годы Овьедо был назначен для работы в нескольких итальянских кампаниях, прежде чем отправиться в Америку, где он завершит некоторые из своих самых важных работ. Среди этих работ - всеобъемлющая история Испанской Америки. Эта работа представляет собой подробный отчет об открытии, завоевании и колонизации Испанией Америки с 1492 по 1547 год, а также об ее флоре, фауне и коренных народах.

В который сообщает, что родела (так он называет эти щиты) не использовались в Испании и не было известно, когда он прибыл в Италию в 1498 году. Однако через несколько лет они, по его словам, стали очень распространеннми. Например, есть список ополченцев с Майорки на 1517 год, в котором из 1667 человек 493 имели рондаши.



Shield 1540. Королевский арсенал, Тауэр, Лондон

Эрнан Кортес начал свою кампанию в Мексике с семью сотнями идальго и таким же количеством мечей и щитов, большинство из которых были рондами. Де Овьедо прямо говорит, что испанцы познакомились с роделами в Италии, но оружейники Страны Басков («Страны Басков») научились их делать еще в 1512 году.



Рондаш. Германия, между 1520-1540 гг. Материал: сталь, кожа. Техника: охота. Диаметр 58 см. Фото: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Многие писатели того времени пишут, что, будучи средством защиты, Родела играла важную роль в нападениях и осадах, но не в наземных сражениях. Кроме Мексики. Там именно эти щиты помогали бороться с индейцами, которым нечем было противостоять.



Иногда поверхность щита больше походила на тарелку для вечеринок, чем на боевое снаряжение. Но с другой стороны, изображение на щите очень часто льстило его владельцу, потому что иногда его сравнивали с изображенными здесь персонажами. Италия, 1560-1570 гг. Материал: сталь. Техника: ковка, чеканка, золочение. Диаметр: 60,0 см Фото: Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1536 году в своей второй книге Диего де Салазар защищал использование роделы в пелотоне пикинеров и аркебузиров. Он писал, что пика, которой они вооружены, позволяет им защищаться от кавалерии. Но если вам предстоит сражаться мечом, то щит лучше копья.



Другой вариант оформления - медальоны, чаще всего четыре, но также шесть или восемь, на которых изображались изображения сюжетов. Таким образом, на картине можно было «нарисовать» самые настоящие «комиксы». Рондаш. Италия, вторая половина 16 века Материал: сталь. Техника: резьба, золочение. Диаметр: 60 см. Вход в Эрмитаж 1847 г .; куплен у частного лица. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Далее он подчеркивает, что воины-родельеры, как и копейщики, должны быть хорошо вооружены, то есть носить шлемы и доспехи, хотя они могут обойтись без защиты ног. Защищенные таким образом, они получают реальное преимущество, которое они потеряли бы, если бы могли легко перемещаться без доспехов, поскольку они могли сражаться с врагом на расстоянии от лезвия меча.



Рондаш с четырьмя медальонами и центральным изображением. Италия, 1570-е годы Милан. Материал: сталь, медь. Техника: резьба, золочение. Диаметр: 58,0 см Фото: Эрмитаж, Санкт-Петербург

По его мнению, достаточно было пройти «первые точки копья», чтобы затем победить улан, среди которых мало кто защищал руки и ноги.
Дон Диего привел примеры сражений при Барлетте [1503] и Равенне [1512], где вражеские войска были разбиты «ударом меча» наездников.



А вот и поистине многофигурная композиция, да еще какие-то окантовки и бахрома! Рондаш. Италия, 1560-1570 гг. Материал: сталь, бархат, медный сплав. Техника: ковка, чеканка, золочение, гравировка. Диаметр: 62,0 см. Поступила в 1836 г. Фото: Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Согласно Мартину де Эгилюсу (1595 г.), вооружением рондачиера, то есть щитом и мечом, должен был быть именно капитан - командир роты пикировщиков. Нагрудник и шлем должны быть дополнены щитом или щитом родела и украшены бахромой по краю, потому что они красивы и так, чтобы каждый мог видеть, что его владелец - капитан!



Мастера родельера проявили невероятный талант, не так ли? Хотя то, что перед нами, исключительно парадное. Германия, середина 16 века Аугсбург. Материал: медь. Техника: рельефная резьба, золочение. Диаметр: 63 см. Фото: Эрмитаж, Санкт-Петербург.



Испанский пехотинец со щитом и мечом (1493). Рис. нач. XX в.

Отрывок из современного отчета о битве в качестве доказательства того, как все обернулось тогда:

«Потом, когда они увидели наш отряд, они собрали до восьми тысяч гасконцев и у них возникло сильное желание приблизиться к нам, но наши сразу же поладили с ними так, что вершины уже не могли им навредить.
Тем временем воины, вооруженные мечами и рогатками, действовали как жнецы на жатве и пробивались сквозь копья ...
[...]
Ну что уж говорить обо всем остальном и очень трудолюбивой пехоте, если не только первый отряд из восьми тысяч человек оставил в живых только тысячу пятьсот солдат при первой встрече. А потом, когда этот отряд был разбит, он победил и другой ...
Затем французский отряд стал отступать, а наш, преследуя их, разбил их артиллерию; потом французы бежали, а наш народ преследовал их.
Однако, похоже, пересечь «ежа вершины» оказалось непросто.

Кто с кем борется, а кто кто побеждает, не очень понятно. Скорее всего, испанцы воевали с гасконцами, и они первыми атаковали их, но в битве они столкнулись так плотно, что длинные пики истребителей были не нужны. Исход битвы, как мы видим, решила «усердная» испанская пехота с мечами и рондашами, сократившая ряды гасконских пикинеров до их артиллерии.



Траншейный рондаш появился в XVI веке и представлял собой совокупность наруча, рыцарской перчатки, а также раннего рондаша. Края рондаша покрывались специальными зубцами, которые служили отпором при ударе. Внутренняя сторона предусматривала приспособления, на которые крепились шпага и фонарь. Фонарь мог светить из открывающегося отверстия. Рондаш обычно носился на левой руке.

Траншейный рондаш

Павел фон Винклер дает такое описание траншейного рондаша:

В траншеях воины долго сохраняют ещё употребление рондаша, который имеет особенное устройство и образует род наруча. Рукавица для левой руки прикрепляется к диску, а под рукавицей к щиту приделывается шпага, выступающая из-за края его на 50 см; окружность щита вырезана зубцами для отражения ударов. На внутренней стороне диска, недалеко от края, приделывается фонарь, свет которого проходит через отверстие; последнее можно по желанию открывать и закрывать посредством круглой задвижки. Этот рондаш, без сомнения, первых годов XVII столетия.



А вот и герб на щите. Было бы интересно узнать, кому он принадлежит ... Рондаш. Италия, начало 16 века. Материал: сталь. Техника: ковка, охота. Диаметр: 60 см. Вход: въезд 1845 г .; приобретен Ф. Жилем в Италии, в Риме. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Согласно свидетельствам Эрнана Кортеса (1521 г.) и Варгаса Мачуки (1599 г.), роделлеры плохо сражались в одиночку, особенно без поддержки кавалерии, арбалетчиков или фузилеров. Поэтому Диего де Салазар, например, предлагал создать отряды из шести тысяч пехотинцев, из трех тысяч копейщиков, двух тысяч штангистов и тысячи аркебузиров, хотя позже он предложил использовать и арбалетчиков.



Музей армии Рондаш 1550, Париж. Из столь тщательно прорисованных изображений вполне можно составить представление о том, как мастера эпохи Возрождения видели воинов Древнего Рима.

Поскольку в битве при Павии (1525 г.) 35% солдат имели огнестрельное оружие, тысячи аркебузиров (17% солдат), предложенные Салазаром, явно не соответствовали требованиям времени.
Другими словами, роделеры были необходимы, но они играли очень специфическую роль, а в остальное время оставались бездействующими в бою, особенно после того, как мушкетеры начали заменять аркебузиров.



Еще одна итальянская рондаше 1550 года в том же образном стиле. Музей армии, Париж

В 1567 году Диего Грасиан в своей книге «De Re Militari» утверждал, что родела использовалась нечасто, «кроме взятия города или взятия города». При этом ее приносят единицы. Или «если вы видите воина с роделой, вероятно, это капитан!»



В 1567 году Диего Грасиан книга «De Re Militari»



В 1590 году была опубликована книга Дона Диего де Алаба и Виамонта под названием «Совершенный капитан, обученный военной дисциплине и новым артиллерийским наукам».

Интересно, что его автор рекомендовал копьеносцам носить щит на спине, чтобы использовать его при необходимости атаковать врага.

Но когда нужно было отбивать атаки кавалерии, пику приходилось держать обеими руками - двумя пехотинцами первой линии (им все же пришлось преклонить колени!)





Милан Рондаш 1570-1580 гг. С медальонами и центральным пупком в форме головы фавна. Музей армии, Париж



Очень популярной темой для этих щитов была Троянская война и ее герои. Здесь можно было все показать, как, например, на этом щите ok. 1580-1590, производство Франции. Его мифологические сцены включают похищение Елены (внизу слева), борьбу между Ахиллом и Гектором перед Приамом и его двором (внизу справа), битвы на море и на суше между греками и троянцами (в центре), а также след деревянный конь через ворота Трои (вверху) ... Материал: сталь. Диаметр 64,1 см Вес 4080 Метрополитен-музей, Нью-Йорк





щит Генриха II Французского (годы правления 1547-1559 гг.), изготовленный ок. 1555 г. Считается, что сцена в центре щита изображает победу Ганнибала и карфагенян над римлянами при Каннах в 216 году до нашей эры, что можно интерпретировать как намек на борьбу Франции против Священной Римской империи в XVI веке. По краю щита переплетены буквы: «H» - Генрих II; и «C» - Катерина Медичи, королева, его супруга; и, возможно, также «D» для Дианы де Пуатье - любовницы. С инициалами перемежаются полумесяцы, личный значок короля и отсылка к богине луны Диане и ее тезке Диане де Пуатье.

Рондаши в каталоге Королевской оружейной палаты Мадрида имеют диаметр от 0,54 до 0,62 м. Они могут быть гладкими или с острием вместо пупка. Также указан их вес: самый легкий - 2,76 кг. Были и очень тяжелые, даже защищающие от мушкета: 17,48 кг и 11,5 кг. В среднем боевой щит, предназначенный для защиты от пули, весил от 8 до 15 кг.

Родела также использовалась на носах («больших кораблях») и галерах. В 1535 году было установлено, что корабли со 100 экипажем на борту должны иметь не менее десятка .

Но, конечно, гораздо чаще были рондаши, то ли парадные, то ли ... дворцовые, собственно, тоже парадные. Эти щиты часто имели форму капли, как на средневековых щитах.



щит-рондаш с изображением Святого Георгия, убивающего дракона. Ок. 1560-1570 гг. Милан. Материал: сталь, золото, серебро. Диаметр 59,1 см. Вес 3810 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Еще один парадный щит-рондаш с изображением Святого Георгия, убивающего дракона. Ок. 1560-1570 гг. Милан. «Итальянские оружейники середины-конца XVI века производили доспехи с удивительно богатым и сложным декором. Они использовали технику, известную как тиснение или репуссе («выколотка») - украшение металла путем выдавливания рельефного рисунка с обратной поверхности, а затем долбления и опиливания деталей на лицевой стороне.

Рельефные доспехи создавались исключительно для церемониального использования на военных и гражданских праздниках.

Лучшим декоратором доспехов того периода был - Лючио Пиччинино (работал около 1575-1590 гг.), который, по общему мнению, сам проектировал, чеканил и украшал доспехи, объединяя навыки, обычно присваиваемые отдельным мастерам.



Сзади на этот щит смотреть чуть ли не интереснее, чем спереди! Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Материал: сталь, золото, серебро. Диаметр 59,1 см. Вес 3810 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Что ж, со временем рондаши заняли свое место на стенах замков и дворцов. Оказалось, что они очень эффектно прикрывали место прицела пик, алебард и протасанов, а также благодаря им очень эффектно выделяются двуручные мечи. То есть они стали элементом интерьера ...



Мюльбергская броня

В 1619 году Педро Хирон, третий герцог Осуны, прислал 19 аркебузов, 425 мушкетов, 170 пик, 475 чулок, 425 щитов, 144 зажигательные бомбы, 204 ящика с боеприпасами, 19 бочек с порохом, 565 сантимов свинца в пулях на галерах Неаполитанского королевства.

Генри так любил это военное любопытство, что он немедленно заказал сотню таких щитов для своей стражи. Но вскоре выяснилось, что тяжелый вес мешает прицеливаться, так как держать щит в воздухе без подставки сложно, а зарядить его просто невозможно.

Однако сотрудники Музея Виктории и Альберта обнаружили, что доспехи времен Генриха VIII в их коллекции использовались в боях или, по крайней мере, вынимались из них не раз, потому что на них были обнаружены следы пороха.

Такие щиты были также найдены на борту корабля «Мэри Роуз». «Возможно, в море они использовались для стрельбы с подставки.



Дезидериус Хельмшмид , немец, задокументирован 1513-1579 гг., «Мюльбергские доспехи» Карла V , Аугсбург, 1544 г., травленая, тисненая и позолоченная сталь, Patrimonio Nacional, Real Armería, Мадрид

Со временем рондаши заняли свое место на стенах замков и дворцов. Оказалось, что они очень эффектно прикрывали место прицела пик, алебард и протасанов, а также благодаря им очень эффектно выделяются двуручные мечи. То есть они стали элементом интерьера ...

Использованы фотоматериалы с сайтов Государственного Эрмитажа и

Источник: https://fr.topwar.ru/174688-rondashi-v-bojah-na-paradah-i-na-stenah.html

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

#истории, Рондаши, история, #Рондаши, оружие, #оружие

Previous post Next post
Up