Наш талантливый ребенок

May 23, 2013 17:33

На моей последней встрече с родителями я только вскользь коснулась темы талантливых детей. Думаю, и сегодня глубоко осветить ее не получится, слишком она многогранная, да и мы слишком разные.

Поэтому пост этот будет, скорее всего, печальным и обзорным, собранным из коротких заметок о том, что я на протяжении жизни видела и продолжаю видеть вокруг себя.

Итак, похоже, у нас подрастает талантливый ребенок. Пока он еще маленький, таланта можно и не разглядеть. Разве что и скорее всего, наш ребенок будет отличаться от других особой чувствительностью, если его еще не проявленная способность лежит где-то в области творчества, и смесью бойцовских качеств и упрямства, если ребенок спортивен. И тут надо сделать пометку: очень опасно принимать за силу воли стремление ребенка во всем настоять на своем. Впрочем, это тема отдельного обсуждения.

А сейчас мне хочется сделать акцент именно на творческих детях. Потому что этот народ наиболее ранимый. Но по большому счету то, что я скажу, относится как к «борцам физического фронта», так и к носителям талантов иных.

Как это мне представляется, и об этом частично можно послушать в последней видеозаписи, все мы рождаемся с набором практически полного спектра человеческих качеств и свойств, данных нам в неодинаковых пропорциях. И, на всякий случай, я тут оговариваюсь снова, рассматривая наши примеры, мы личностного уродства и тяжких заболеваний в пример не берем.

Чем более равномерно распределены в нас наши качества, тем более мы устойчивы, тем более сформирован у нас «центр тяжести», поскольку «конструкция» нашей личности не дает перекоса. Но, к сожалению, идеальная картинка практически недостижима. К счастью же, мы, даже не задаваясь целью увидеть главную, или, как вчера в комментариях к посту в Домашнем журнале мне очень удачно подсказали, базовую черту мы в состоянии в нашем ребенке рассмотреть. Другое дело, что способность ее осознать будет зависеть у нас от нашего характера, а именно - от предпочтений и от склонности видеть неожиданное, признавать нежелательное или не «улетать» от неких предчувствий того, что можно с талантом ребенка сделать.

Если говорить о человеческих качествах, то тут я снова невольно вспоминаю вчерашнюю беседу, в которой мы эти базовые качества личности перечисляли. Среди первых была названа доброта, затем щедрость, как антипод - жадность… И это не отступление от темы, потому что такое качество, как доброта, например, тоже может быть причислено к талантам, если именно доброта ведет человека по жизни, если именно она заставляет его совершать свои выборы в важный для него час судьбы.

Но мы все-таки начали разговор о таланте прикладном. О том свойстве нашего ребенка, из которого можно «сделать его судьбу». Или же просто что-то сделать.

Талантливые дети представляются мне куда более уязвимыми в сравнении с детками, в которых нет ярко выраженных творческих способностей. Для себя я предполагаю, что повышенная способность к творчеству у большинства людей существует за счет уменьшения каких-то других, порой жизненно-важных человеческих или выживательных качеств. Поэтому так часто мы видим вокруг себя нервных, истеричных, обрушенных неудачами или невостребованностью, погруженных в несчастливость или озлобленных несостоявшихся поэтов, писателей, живописцев, танцоров, вольно или невольно играющих роли жертв, обвиняющих в своих неудачах всех и вся, и ладно бы только это. Самое грустное, на мой взгляд, что эти люди довольно часто не могут никак иначе себя проявить. Непризнание социумом их творчества или проигрыш в конкурентной борьбе делает их недееспособными, буквально ломает. Если эти люди сформировались вне способности видеть и ценить жизнь в богатстве ее возможностей, вне способности и другие свои качества проявлять, мы можем опознать в них глубоко несчастных, а порой и ассоциальных людей.

И все-таки, неправильным было бы в этой теме ограничиться творчеством. А потрясающая память? А способность замечать мелочи? А оригинальное мышление? - редкие качества, не всегда присущие даже взрослым людям, которые я наблюдала у совсем маленьких детей. Разве это не таланты? По моему, безусловно, да.

И вот мы можем видеть, как родители таких деток, обнаружив в них какое-то, выходящее за привычные рамки, свойство, бросаются «реализовывать» его в ущерб всем остальным качествам именно Человека. Забывая в это время о тех параметрах личности, из которых складывается ее устойчивость, способность выигрывать без самоослепления, а так же проигрывать без ощущения тупика, без надрыва и без обрушения самооценки. Последнее, кстати, сейчас пропагандируется как ценность и тщательно выращивается, но я это правильным не нахожу.

Самыми «опасными» с точки зрения формирования выживательной способности человека в собственном ребенке представляются мне родители, ориентированные на бизнес или славу. Лозунги о зарабатывании денег, о способности и необходимости «подняться» и быть первыми (в разных формулировках) настолько проводят ребенка «по трупам» ценностей человеческих, насколько уродуют его самого.

Впрочем, тут снова нужно сделать паузу и оговориться.

Каждый из нас свои ведущие ценности определяет для себя сам. И именно их он и проводит как основные, своего ребенка воспитывая. И если для кого-то материальные ценности главенствуют, я никоим образом не собираюсь этого осуждать. Но не высказать своих предположений о том, чем рискуют такие родители в судьбах своих детей, да и в своих судьбах тоже, не могу и не считаю себя вправе.

Я не планировала длинного текста, поэтому приводить примеров того, насколько нестойкими и порой неадекватными бывают взрослые талантливые люди, когда они с пеленок сориентированы на своей уникальности, зарабатывании денег или славы, я приводить не буду - их во множестве вокруг. Я же хочу сказать вот о чем.

Мне кажется, что для того, чтобы наш талантливый ребенок стал жизнеспособным и мог реализовывать свой талант зрело, нам нужно, прежде всего, озаботиться тем, чтобы вырастить из него гармоничного человека. Талантливому, вибрирующему ребенку просто необходимо придать добавочной устойчивости, выводя для него на первый план истинные человеческие качества. Прокладывая и укрепляя в нем те самые силовые линии личности, о которых я уже говорила. Ответственно возводя несущие стены его личной конструкции, чтобы она выстаивала даже в обстоятельствах форс-мажора, от которых никто не застрахован.

Любой талант требует огромного напряжения сил и стайерского устройства. Дети еще не способны к длительным перегонам без риска сорвать нервную систему. Значит, может быть, поначалу и в ущерб самому таланту стоит заняться развитием силы воли у ребенка, зародить в нем правильную мотивацию к победе.

Не «ты должен быть первым», а «как же это здорово - стремиться к новым рекордам».

Не «ты должен обставить их всех», а «вот оно, настоящее счастье, становиться все более умелым с каждым днем».

Не «тогда у тебя будет много денег, и ты сможешь позволить себе все», а «тогда тебе никогда не будет скучно, потому что ты научишься владеть мастерством, а это великий дар».

Я предлагаю выбирать не точку победы, а поднимать значимость процесса достижения. Может быть, даже подчеркивая специально, что любая вершина не конечна, что всегда существует следующий рубеж, еще не взятая высота, не написанная картина, не сыгранная пьеса. И что совершенно необязательно последовательно занимать одну вершину за другой, ее может занять другой человек, но ценности достигнутого у нас этот факт не отнимет.

Это, конечно, довольно высокие категории. Но разве мы не хотим растить высоких людей? Разве мы не хотим, чтобы наши талантливые дети могли себя реализовать при любых судьбинных ситуациях, чтобы они не теряли жизненной силы в поражениях, которые возможны на любом пути? Наконец, разве мы не хотим, чтобы мы могли нашими детьми гордиться?

Продолжение в ближайшее время

воспитание, решаем наши проблемы

Previous post Next post
Up