Иностранные языки: делу время, или "Терпение и труд всё перетрут".

Aug 08, 2013 08:08

Ну что ж, продолжим. Я всё же надеюсь, что не пропадёт мой скорбный труд читает всё это больше людей, чем комментирует. Хотя для меня всегда важно внимание и качество, а не количество.

Как заставить себя выучить язык? Если вы ставите вопрос таким образом, то никак. Вы не должны себя «заставлять», помните, что изучение языка - ваше добровольное решение. Вы же не заставляете себя читать, ходить в кино, путешествовать? Так и с языком, просто следует «договориться» и уделять ему время. Много времени.

Сколько времени стоит уделять языку? Чем больше, тем лучше. В вопросах изучения языка время и результат прямо пропорциональны. Глупо ждать результатов, если вы занимаетесь час в неделю. Даже часа в день недостаточно. Согласно исследованиям лингвистов и преподавателей, языку стоит уделять хотя бы три часа в день. Когда и где его находить, спросите вы. Думаю, задавая этот вопрос вы, прежде всего, подумали о том, чтобы корпеть над учебниками и грызть гранит науки, но ведь изучение языка может быть разным.

Это и выполнение грамматических упражнений, и чтение литературы на изучаемом языке, и прослушивание диалогов или радио, и просмотр фильмов/сериалов. К тому же с развитием техники всегда можно иметь материалы при себе. Скачал учебник или диалоги, взял с собой айпад - и вперёд. Также можно слушать диалоги по пути на учёбу/работу (естественно, если вы не за рулём, такие уроки ни к чему хорошему не приведут), в московских реалиях час у вас точно найдётся.

Если вы не сторонник технического прогресса, в вашей сумке/портфеле при желании отыщется место для учебника или распечаток. Не раз встречала в метро молодёжь, которая готовится к занятиям в час-пик, выполняя задания даже на весу и в неведомой позе, которой мог бы позавидовать самый продвинутый йог. А вы говорите!

Это не значит, что вы обязаны засекать конкретно три часа, мучаясь, если позанимались 2.50. Со своей стороны я предлагаю систематизировать занятия и не утруждать себя. Главное определить строгие рамки, которые вы сможете выполнять каждый день. Это может быть как час времени (меньше нет смысла), так и 3 страницы упражнений или 20 страниц книги. Можно комбинировать и каждый день посвящать разным аспектам, так даже проще.

Когда ждать результатов? Пожалуй, самый распространённый и самый больной вопрос. Всем хочется приложить как можно меньше усилий и получить готовый продукт через месяц-два. Именно 2-3 месяцами, как правило, ограничивается запал ученика. Поэтому за это время необходимо постоянно заниматься, чтобы «почувствовать разницу». Вы будете разочарованы, если ничего не достигнете к этому времени и просто-напросто бросите занятия, я вас уверяю. Если же вы почувствуете вкус к изучению языков и у вас появится уверенность в себе, основанная пусть на скромных, но всё же результатах, это придаст вам сил и мотивации.

Что касается пика изучения, то он наступит лишь на третий год. Вижу, что напугала вас, но так и есть, проверено на собственном опыте. Свой любимый испанский я начала изучать в университете в 2007 году «с нуля», занятий по разным аспектам у меня было от 20 до 25 часов в неделю, училась я 6 дней, т.е. стандартно не менее 4 часов в день. К концу первого курса я могла неплохо разговаривать на бытовые темы (в том числе в самой Испании), на втором уже вовсю читала литературу и только к третьему перестала испытывать сложности с разговорной речью, когда перестаёшь задумываться о том, какую лексику использовать. 3 года по 3-4 часа в день. А теперь переведите это в часы и минуты, которые привыкли посвящать языку те, кто хочет его "выучить", и посчитайте, сколько лет им понадобится. Практически астрономическая цифра. Это к вопросу о том, что "Хочу выучить язык, у меня есть два месяца, могу заниматься по выходным, нужен уровень Intermediate”. А вот с такими я не танцую (с) занимаюсь.

Поэтому ответ на вопрос «Есть ли способы быстро и качественно выучить язык?» - нет, нельзя. Обычно бывает или быстро, или качественно. Другой вопрос, для чего вам нужен язык. Если для поездки за границу в качестве туриста, то можно относительно быстро выучить ту лексику, которая пригодится прежде всего, делая на неё упор. Если же цели более глобальные, то ваш выход исключительно кропотливые занятия годами. К тому же язык имеет свойство забываться или совсем пропадать, если вы им перестаёте заниматься, реанимировать его в дальнейшем возможно только в том случае, если 1) вы действительно неплохо его знали и усердно учили; 2) если это было не так давно и те или иные навыки сохранились. Мой немецкий, к примеру, покоится за ненадобностью. Конечно, прочесть что-то, вспомнить некоторые немецкие слова, понять указатели или меню я ещё смогу, а вот говорить вряд ли. Только фразами вроде «Меня зовут Маша» или «Херр Петрофф едёт в Берлин».

Другой фактор - систематические занятия. Нельзя отлынивать от изучения языка, как бы вы ни "устали". Кавычки объясняются тем, что устаём мы постоянно, просто это не всегда мешает нам заниматься теми или иными вещами. Так что не используйте это в качестве отмазки. Лучше сразу признайтесь себе, что язык вам не нужен, и бросьте тратить время и силы, будьте с собой честны. Потому что вы пропустите день, два, а потом забудете всё то, что успели, я надеюсь, выучить.

Вопрос самодисциплины важен и индивидуален и находится в зависимости от многих определяющих факторов, начиная с психотипа человека. Усидчивых людей, способных без колебания посвятить себя процессу обучения, очень мало. Но это не значит, что вы не можете гулять или даже бегать с наушниками. Можно даже совместить спортзал и изучение языка, было бы желание, как говорится.

Именно поэтому и встаёт вопрос о поиске курсов или репетитора: большинству необходим контролёр, который не столько обучит языку, сколько позволит (не заставит, ни в коем случае!) более или менее упорядочить занятия и знания. Но сейчас не об этом.

Вопрос возраста, или «Отцы и дети». Язык можно учить в любом возрасте, будь вам 10, 40 или 80, и тому есть огромное количество примеров. Несмотря на это факт остаётся фактом, и с возрастом наша память не улучшается, поэтому молодым (я бы даже сказала школьникам и студентам) в этом плане проще. Но это не значит, что надо ставить на себе жирный крест, если вам за 30, а вы хотите (действительно хотите) выучить язык. Более того, с возрастом человек становится мудрее и опытнее (хотелось бы в это верить, не правда ли?), относится к своему выбору более осознанно и поэтому может чётко определить свои потребности в том или ином компоненте.

Что касается детей, то их я условно делю на дошкольников и школьников разных возрастных групп (начальная, средняя и старшая школы соответственно). Моё личное убеждение (подтверждённое многими психологами), что ребёнка не стоит подвергать стрессу, который обязательно вызовет изучение языка, лет до 6. Поясню, почему: во-первых, он только-только разобрался со своим родным языком и не то чтобы хорошо на нём изъясняется; во-вторых, это будет ваше желание, а не желание ребёнка; в третьих, язык нужно дозировать и заниматься им с представителями младшей возрастной группы столько, сколько ребёнок может вытерпеть, потому что усидчивостью в этом возрасте практически никто не отличается.

Неплохо поощрять ребёнка, ввести игры, в которых будут присутствовать, скажем, иностранные слова, учить его лексике на примере каких-то предметов (например, во время прогулки). С детьми такое «подвижное» изучение скорее даст результаты, нежели выведение палочек и крючочков в прописях.

Примечание: Здесь я не затрагиваю вопросы детей-билингвов, чьи родители говорят на разных языках, а также детей, проживающих за пределами исторической родины, потому что так или иначе придётся делать выбор в пользу одного языка, нельзя допускать того, чтобы ребёнок одновременно учил или говорил на нескольких языках, чаще всего это приводит к тому, что он не будет знать на должном уровне ни один из них.

Ребёнок растёт и развивается, соответственно, и нагрузку нужно увеличивать с возрастом, обращая внимание на то, что даётся легче, что сложнее, какие проблемы он испытывает и т.д. В общем, это гораздо более сложный и кропотливый процесс, со взрослыми работать намного легче. Плюс ко всему иногда проблема заключается именно в самих родителях, которые не оставляют ребёнка наедине с преподавателем и указывают, что делать, причём как ребёнку, так и педагогу. "А Петечка уже знает алфавит, зачем же его повторять?" и так далее. Родители, уясните для себя, что тот, кто преподаёт, знает лучше вас. Но есть и другая категория, которая лично меня радует: это родители, которые тянутся к знаниям вслед за своими чадами. Я несколько лет как раз-таки преподавала язык не только детям из одной семьи, но и ребёнку и его маме, которые совместно радовались успехам друг друга. По-моему, это здорово :)

Также хочу заранее удержать от распространённой ошибки родителей нескольких чад или тех, кто хочет заниматься в паре. Оцените уровень языка (будь то свой или детей), а также не забывайте про фактор возраста. Почему-то все родители стремятся навязать политику, при которой нужно заниматься с детьми разных возрастов и уровней языка исключительно вместе и никак иначе. Совместно язык учить стоит в тех ситуациях, в которых это возможно, а не потому, что вам так удобно.

Есть распространённая практика и в компаниях, когда собирают сотрудников с уровнем от нулевого до upper-intermediate и просят их "подтянуть". И вот как прикажете работать, когда одна часть даже алфавита не знает, а другая вполне может изъясняться и поддерживать диалог? В общем, думать головой полезная штука, не гнушайтесь этим занятием и впредь.

На сегодня всё, а по вопросам выбора репетиторов, учебников и прочих материалов мы поговорим в следующий раз, не переключайтесь :)

keep studying, мелочи жизни, интересно, лингвистический проект

Previous post Next post
Up