Есть мнение, что превосходство (экономическое, прежде всего) западноевропейских стран над восточноевропейскими объясняется религиозными различиями между православием и католицизмом. Эту точку зрения высказывал несколько лет назад Владимир Познер. Сегодня то же самое осторожно предположил Алесь Белый.
Мое мнение - отчасти да. Нынешнее превосходство
(
Read more... )
Comments 7
Мне кажется, отставание православного мира - прежде всего результат неблагоприятных внешних обстоятельств, которые действительно "снесли" православный мир, обрекая его на отставание и варваризацию.
Кстати, есть мнение, что расцвету эпохи Возрождения немало поспособствовала массовая миграция ученых греков, бежавших в Европу из гибнущей Византии.
Reply
По поводу миграции греков - да, читал и, кстати, написал об этом на фейсбуке в ответе А. Белому.
Reply
Reply
Всеволод, повторюсь - я пишу о конкретном явлении. С конца XI в. католическая церковь активно занялась образованием. Начали развиваться школы, следом - библиотеки. Появились университеты. Открылся интерес к античному латиноязычному наследию и наукам. Параллельно на востоке Европы подобного не происходило.
Рассуждения Познера - да, "дурацкие" потому что он считает, что причина в православии, как таковом.
Reply
Странно, что никто не додумался рассмотреть плотность населения на "католических" и "православных" территориях. Как и размеры этих территорий. Естественно, что на довольно большом промежутке времени. В отличие от европейских католических стран, Россия (или даже еще Русь) вполне могла себе позволить заниматься экстенсивными методами хозяйства (например, освоение Сибири - как характерный пример этого).
Да, если с религиозной составляющей все было бы наоборот, т.е. православный запад и католическая Русь, то в итоге ничего бы не изменилось. Поменялись бы только знаки, и Познер заливался тем же самым соловьем, но уже насчет ущербности католицизма на Руси :-)
Кстати, самые "богатые" европейские страны являются протестантскими. Поговаривают, что не последнею роль в их обогащении сыграла т.н. "протестантская этика".
Reply
Leave a comment