Могут ли храмы и монастыри стать источником инфекции? Готовы ли православные церкви Украины принять вызов? Чтобы ответить на эти вопросы, мы объехали пять киевских монастырей. Ответы нашлись, но это не «да» и «нет».
Авторы: Дмитрий Фионик, Тамара Балаева
Часть первая. Теоретическая
Пить или не пить
Не надо бояться. Эта мысль звучит рефреном в разных богослужебных текстах. Так же как и призыв к верующим об объединении во время испытаний и бедствий. В последней части каждой литургической службы поется 33-й гимн царя Давида: «Возвеличьте Господа со мною и вознесем имя Его вместе». Поэтому когда пришла беда, верующие шли и продолжают идти в храмы.
Грустный факт: Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) припозднились с введением карантинных мер.
В медиа появились сюжеты, смакующие подробности того, как верующие чихают, кашляют и лобызают иконы. Все эти репортажи можно уложить в три слова: все как всегда.
Перед нами священник, причащающий из одной ложечки здоровых и больных, детей и стариков, прилично одетых и бездомных. Может показаться, что наименьшему риску подвергается сам священник: ему достаточно после службы вымыть руки. А вот прихожане реально рискуют. На самом деле все сложнее.
Есть ключевая деталь, обычно ускользающая от взгляда стороннего наблюдателя. Хотя, если знать когда и куда смотреть, то можно заметить вот что.
В конце литургии, когда клирос поет те самые слова - «Возвеличьте Господа со мною и вознесем имя Его вместе» - священник находится в алтаре. Врата открыты. Если народу в храме не очень много, то, вытянув шею, есть возможность разглядеть, как в свете свечей священнослужитель пьет и что-то жует: после всех причастников он допивает чашу и доедает частички просфор (хлебцев). Это можно назвать обрядом, но это больше чем обряд. Что это? И почему священник обязан за всеми допить чашу?
Для так называемых исторических христианских церквей (православных, католиков, греко-католиков, англикан и лютеран) причастие считается не символом единения с Богом, а прямым проникновением крови Господа в организм человека. Кровь Христа течет по невидимым капиллярам сквозь два тысячелетия, с момента Тайной Вечери.
Причастие считается не символом единения с Богом, а прямым проникновением крови Господа в организм человека
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26-28).
Вылить или каким-либо иным образом утилизировать остатки святых даров нельзя - их можно только пить и есть. Даже если литургия совершается в больничном храме и все причастники - пациенты инфекционного отделения, священник допивает чашу.
Именно в этом истинная суть церкви с точки зрения верующих исторических христианских конфессий. Ведь церковь это не только учение, поскольку в ее лоне пребывают даже те, кто учения не понимает (например, младенцы и психически больные). Церковь - это незримая капиллярная система.
Во время нашего путешествия по киевским церквям, один из протоиереев больничного храма, поделился недавним воспоминанием:
- Причащал человека, у которого лица практически не было…
- То есть?
- Сгнило. Перед смертью причащал…
- И выпили чашу?
- Выпил.
- Не страшно?
- А вы имя мое и храм обещаете не указывать?
- Обещаем.
Священник испускает вздох:
- Бояться не надо, я не боялся тогда. А сейчас… Понимаете, тот факт, что священники не заболевают после того, как допивают чашу, имеет материалистическое объяснение. У меня все-таки два высших образования… Со временем вырабатывается иммунитет. Однако с коронавирусом все наши иммунитеты, насколько я знаю, насколько читал, не работают. Поэтому я не боюсь, но я чувствую ответственность. За всех.
- Вы не верите в чудодейственную силу чаши?
- Я из тех, кто не хотел бы искушать Бога на чудо. Это слишком самонадеянно. А верю ли я в чашу… Если б не верил, уже давно бы перешел к Епифанию. Вы думаете, я Кириллу служу или Онуфрию? Нет. Я служу чаше.
- У вас есть дети?
- Трое.
Эпидемиологическое богословие
Наш разговор произошел в понедельник, 16 марта. Этот день в какой-то мере можно считать переломным в отношении украинского православия к угрозе коронавируса. Чуть позже объясним почему. А пока немного контекста.
С начала месяца в церковной среде завязались дебаты на тему: насколько велика опасность и вообще - есть ли она. Тон задавали проповеди в духе: нам ли, христиане, смерти боятся. Дальше - больше: на церковных сайтах Украины, России и Беларуси начался вал псевдобогословских высказываний, сводящихся к тому, что благодать божья любую заразу отгонит, лишь бы вера была.
То же говорят традиционалисты во всех «исторических церквях» по всему миру. Но есть закономерность, чисто географическая: чем ближе к очагам инфекции находится церковная юрисдикция, тем на более радикальные карантинные меры она готова идти.
В Италии богослужения проводятся онлайн. Сегодня в Греции храмы открыты только для индивидуального посещения. В Латвийской православной церкви отменены все массовые мероприятия, число посетителей церквей будет жестко контролироваться. Руководство Румынской православной церкви благословило священников сократить число служб, а основные богослужения намерено проводить под открытым небом.
Первые две недели марта церковные авторитеты ПЦУ и УПЦ МП предостерегали своих коллег и мирян от инноваций
До поры до времени значительная часть украинского, белорусского и российского духовенства смотрела на подобные инновации свысока - как на суетную возню маловеров. На меры общей гигиены внимания не обращалось или почти не обращалось. Лобызания икон и креста происходили в Свято-Михайловском соборе, даже когда службу вел предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний. Службу в Киево-Печерской Лавре и вовсе вспоминать страшно.
Первые две недели марта церковные авторитеты ПЦУ и УПЦ МП предостерегали своих коллег и мирян от инноваций. Особое место в этом дискурсе отводилось причастию. В частности, архиерей ПЦУ, митрополит Димитрий Рудюк заявил о недопустимости нарушения традиционной практики причастия.
Приведем и российский образчик риторики на эту тему. Петербургский священник, архимандрит Нектарий (Головкин) наплел журналистам: «На протяжении двух тысячелетий ни одна болезнь не передалась другому человеку в храме божием. Мы причащаемся тела и крови Господа. И через причастие болезнь не передается. Священник после всех причастников вкушал дары и никогда не заболевал».
Эта цитата - одна из многих: в сети появились сотни свидетельств священников, рассказывающих о том, как хорошо они себя чувствуют после выпивания чаши. А потом произошел перелом во взглядах.
Перелом
Мало-помалу в разговор включилась богословская профессура. Слащавые проповеди сменились живой дискуссией, после чего переросли в настоящий интеллектуальный батл.
Тезис о том, что практику причастия менять богохульно - ложь. Вдруг обнаружилось, что в старину, в час чумы христиане шли на довольно радикальные меры. Это отражено в основном православном сборнике канонов под названием Пидалион.
В книге приведены рекомендации преподобного Никодима Святогорца: "И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило". Антисептиков тогда еще не было, вот преподобный Никодим Святогорец и рекомендует использовать уксус.
Также выяснилось, что в целях безопасности священников и мирян можно вернуться к практике древних христиан, живших в те времена, когда церковную утварь еще не придумали: обмоченный в вине хлебец клали на ладошку.
В истории масса примеров, когда царей, князей и епископов травили с помощью причастия
Камлание о том, что нельзя заболеть после причастия - прямая ложь. В истории масса примеров, когда царей, князей и епископов травили с помощью причастия. Особенно примечателен такой случай.
В 1451 году православный князь Михаил Сигизмундович (Михайлушко) собрал войско в Брянске и Москве и отправился грабить Киев. В ходе этого мероприятия князь нашел время отстоять обедню. Игумен, служивший литургию, подсыпал в чашу «отраву лютую», от которой завоеватель тут же и «подох». Убив князя, игумен, будучи верен долгу, допил чашу. И тоже умер. Источник: белорусско-литовская летопись «Хроника Быховца», 1507 год.
Но все это история. А вот современность: в Италии от коронавируса умерли не менее 27-ти священников, из них 10 - в Бергамо, то есть в очаге эпидемии.
Архимандрит УПЦ МП, профессор университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анжелесе Кирилл Говорун прокомментировал: «Да, вирус может передаваться через чашу. Думать иначе - это докетическое (докетизм - одно из еретических учений - прим. ред) отношение к Дарам. Всякий приступающий к чаше должен это четко осознавать и принимать решение: приступать или не приступать, - исходя из этого понимания. Обманывать людей и себя, ссылаясь на веру и обещая, что ничего не будет, богословски неверно, а также безответственно и может даже преступно».
Самые горячие дискуссии пришлись на третью неделю марта. В ПЦУ они велись более, так сказать келейно, сор из избы не выносился. А вот в УПЦ МП и РПЦ дошло до обличений друг друга в ереси, фейках, мракобесии и маловерии.
Обозначилось два непримиримых лагеря: традиционалисты, считающие, что благодать божья их спасет и «либералы-реформаторы», полагающие, что нужно что-то делать, ибо эпидемия коснется всех: и праведных, и неправедных.
Патриарх РПЦ Кирилл (Гундяев) проявил гибкость. С одинаковой охотой он благословлял и те, находящиеся под его омофором юрисдикции, которые вводили жесткие карантинные меры, и те, что придерживались «традиционных» взглядов. Если наблюдать за логикой решений и благословений патриарха Кирилла, то может показаться, что он больше симпатизировал второй партии.
Но есть нюанс. Сам патриарх переходит на довольно жесткий карантин. 13 марта он даже не посетил плановое мероприятие - День православной книги, где должен был раздавать детям подарки. В субботу, 14 марта 44-ю годовщину своей архиерейской хиротонии Кирилл отметил более чем скромно - совершил службу в домовом храме в одной из своих резиденций. А 15 марта, во второе воскресенье великого поста, патриарх вообще РПЦ нигде не служил. Что бы это значило?
Маркер патриарха
Острый на язык публицист, протодиакон РПЦ Андрей Кураев предложил ввести в РФ для оценки серьезности эпидемиологической ситуации новую единицу измерения - «маркер патриарха». Он напомнил, что в 2010-м, когда горели подмосковные леса, Кирилл покинул Москву, потому что ситуация была серьезная. Вот и теперь Кирилл проявляет склонность к уединению.
Отец Андрей Кураев не единственный, кто заметил лицемерие предстоятеля. Церковные люди делают выводы. Менее чем за неделю, с 15 по 20 марта в церковной жизни произошли тектонические сдвиги. Важной «антивирусной» датой в жизни украинского и российского православия стало 17 марта.
Священным Синодом ПЦУ были утверждены Практические рекомендации. В тексте документа содержатся пожелания об ограничении богослужебных мероприятий, о проведении служб под открытым небом, о замене целования икон поклоном и так далее. Но главное: допускается изменение традиционной практики причастия. Как во времена древних христиан разрешается класть святые дары в руки причастнику.
В тот же день, 17 марта, появляется утвержденная постановлением Священного Синода РПЦ Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям монастырей Московской епархии. Инструкция хоть и распространяется лишь на Московскую область РФ, но уже сегодня его можно считать рамочной рекомендацией для всех церковных юрисдикций, находящихся под омофором Кирилла. Документ вводит жесткие карантинные меры и также допускает изменение практики причастия: лжица после каждого причастника «должна протираться пропитанным спиртом платом…»
Традиционалисты, конечно, так скоро своих позиций не сдадут. В каждой церковной юрисдикции, каждой епархии, каждом храме проявится своя «специфика». Но - лед тронулся.
А теперь репортаж с полей: как жили киевские монастыри в те дни, когда священноначалие и богословы кропали свои инструкции. В черте Киева находится более десяти монастырей. Из них только три принадлежит ПЦУ. Большая же часть мужских и женских обителей относится к УПЦ МП. Поэтому фокус нашего внимания был сосредоточен на учреждениях Московского патриархата.
Продолжение...