Для недавно пришедших читателей. Про переходы.

Oct 11, 2010 17:08

Итак, по заявкам читателей я сегодня напишу про возрастной переход 7-8 лет у мальчиков. Когда мне задали такой вопрос, я сначала подумала: не так уж много я об этом знаю, вот про девочек я знаю больше, да что там писать - пара строк. Но чем больше я думала, что я знаю на эту тему, тем более полная и несколько печальная для современных детей и родителей картина складывалась.
Так как я давно не писала на эту тему, а у этого ЖЖ появилось много новых читателей, я дам сначала обзор того, о чем мы тут будем говорить.

А говорить мы будем об одном из этапов инициаций (или по-русски переходов). Переходы сопровождали человечество на всем протяжении истории. Люди - существа общественные, и для благополучного существования нам важно понимать какое место в обществе занимает каждый его член, а так же точно знать, когда эти места меняются. Еще лет 100 назад, в деревнях, где уклад жизни был таким же, как много столетий назад, таким переходам уделялось большое внимание.

В современном цивилизованном мире инициациям не уделяют такого внимания, как раньше, но мы продолжаем их проводить, не отдавая себе в этом отчет: праздник в честь рождения ребенка, выпускные в детских садах, Первое сентября, Последний звонок, День первокурсника, обмывание новой звездочки на погонах у военных или получения новой должности у гражданских… все это примеры того, что и современному человеку важно как-то отметить новый этап в жизни, где он будет обладать новыми качествами, правами, и обязанностями. К сожалению, у нас все свелось только к отмечанию, и подозреваю, что когда вопрос поступил в виде «Во вторник сыну исполнится 7 лет, придут родственники, как провести обряд?», то спрашивающие тоже сводили обряд к отмечанию. А ведь за переходом кроется большой смысл. Состоится ли он? Произойдет ли у переходящего щелчок в голове, что он становится другим? Готов ли он, справится ли с новой ролью? Иначе может произойти старая история, когда хорошего исполнителя делают начальником, и в качестве начальника человек заваливает дело. Именно в этом суть переходов вообще и возрастных в частности.

Здесь мы будем говорить о более узком понимании переходов - возрастных. С этим в современном обществе глухо. Мне встретилась точка зрения, и я согласна с ней, что раньше, когда люди жили общинами и так выживали, общество было заинтересовано в скорейшем взрослении своих членов. В нового члена общества вкладывали ровно столько ресурсов, сколько необходимо, чтобы получить взрослого, который будет потом давать наибольшее количество ресурсов общине. Современное общество потребление НЕ заинтересовано во взрослении своих членов, ибо человеком, так и не вышедшим из детства легко управлять: «Работай, чтобы у тебя были деньги, чтобы купить то, что мы рекламируем». Это современные реалии, у меня в френдленте есть несколько талантливых психологов, которые регулярно пишут посты о незрелости и инфантильности современных взрослых.

И прежде, чем вдохновиться на проведение переходов для своих детей, ответьте себе честно на вопрос: а оно вам надо? Вы точно уверены, что хотели бы видеть своих детей более взрослыми, чем их ровесники? И более взрослыми, чем… вы сами? Вы-то наверняка эти переходы не проходили.

Это не праздный вопрос, потому что у меня есть опыт проживания с сыном, для которого мы провели переход трех лет, и теперь зачастую он ведет себя взрослее, чем его папа, который такого перехода не проходил. Об этом я писала тут http://vokina.livejournal.com/220432.html Если ваше желание не остыло, то сначала я рекомендовала бы пройти возрастные переходы вам, (сейчас есть такие возможности, например на ноябрьские праздники в Новосибирске будет проводиться первая ступень «Рождение», а в январе вторая ступень «Женская суть» - переход 3 лет для женщин), и только после этого проводить переходы для ребятишек.

И наконец, о самих переходах. Наши предки считали, что у человека есть три главных перехода: рождение, свадьба (которая сочетает в себе элементы первого и третьего переходов) и смерть. Даже сейчас эти три события - существенный повод для того, чтобы собрать вместе родственников раскиданных по стране, а то и земному шару. Т.е. у нас есть ощущение, что это очень важно. О рождении и смерти мы сейчас говорить не будем, это отдельная большая тема, а вот свадьбы затронем. Наши предки считали, что жениться могут только взрослые люди, только взрослые люди смогут создать крепкую семью, благополучно родить и вырастить детей и быть, как говорилось, крепкой ячейкой общества. Т.е. опять была заинтересованность в том, чтобы к 17-20 годам люди били взрослыми.

Но кто такие взрослые? Я писала об этом тут http://vokina.livejournal.com/233127.html

Но новорожденный не может сразу встать взрослым. У человека большой мозг и ему требуется много времени, чтобы стать тем самым взрослым. И происходит это не сразу, постепенно , поэтапно. Наши предки были наблюдательными, и эти этапы выделили, и определили, какие задачи подрастающий человек решает на каждом из этапов. А после освоения очередного этапа проводился переход на следующий уровень. И опыт прошлого этапа брался в новый мир, в новое пространство, в новый общественный статус, а болезненное и ненужное, то, что мешало двигаться дальше оставалось в прошлом. Для того, чтобы это произошло, смотрели готовность человек к переходу. (Только сегодня общалась с мамой, дочка которой так и не прошла посвящения в девочки. Дитё наотрез отказывается, хотя и возможность несколько раз была - не готово оно, ждут, когда дозреет). Если человек был готов, то проводили соответствующий обряд, к которому готовились и которого ждали.

Если пробежаться по возрастам, когда проводили обряды перехода, то мы получим возрастные кризисы, которые выделяют современные психологи. Такое совпадение неспроста, это и есть этапы созревания мозга, когда у человека появляются новые возможности, и он учится пользоваться этими возможностями. Только раньше к новому этапу были готовы все, и ребенок и окружающие, и все знали, что нужно делать, и зачем это нужно, а сейчас собираемся в кучку и пережидаем, когда пройдет это безобразие, и с ребенком можно будет жить дальше.

Самый первый и главный переход - рождение. От того, как проходила беременность, роды и первый год жизни во многом зависит дальнейшая судьба человека. Это фундамент, на котором будет стоять дом. Поэтому в традиции так много правил и запретов для беременной, поэтому родовые обряды так сложны, а к повитухе предъявляются очень высокие требования.

До 40 дней - новорожденный.

С 40 дней до следующего перехода, около года - младенец.

Следующий переход проходил в районе года ребенка (где-то этот переход проводился вскоре после рождения и связывался с имянаречением, а где-то он был связан с посвящением в пол) - это посвящение в род. Ребенок выжил, значит, решил остаться в этой семье. На любом мамском форуме есть тема: «Брить или не брить ребенка наголо в год», это отзвуки обряда посвящения в род, когда у младенца выстригалась прядь волос, и он становился дитём. Дитё - среднего рода, оно не мальчик и не девочка. Дети воспитывались одинаково без разделения по половому признаку.

Далее был переход в ребячество, когда начиналось разделение на мальчиков и девочек, происходило это около 3 лет. Теперь задача девочек наблюдать и по возможности участвовать в женской жизни, набираться образов того, как быть женщиной. У мальчиков, соответственно задача на новом этапе, набрать мужских образов и понять, что значит быть мужчиной.

С этого же момента заканчивалось детство, дети становились ребятами, ребятишками, ребенками.
«Второй аспект данной инициации - введение в род в качестве младших его членов. Социальный статус ребенка в архаике соответствовал социальному статусу раба. Собственно говоря, русское слово ребенок, украинское паробок происходят от той же древней основы, что и слово раб; общее восточнославянское хлопец - это тот же холоп и т.д. Статус холопа/хлопца характеризуется отсутствием как прав, так и обязанностей - кроме права на долю в пище и обязанности беспрекословного подчинения старшим членам рода. Холоп и хлопец не имеют в традиционном обществе даже права отвечать за свои поступки - за преступления, совершенные ребенком или рабом, всегда расплачивается родитель или хозяин.» http://www.pagan.ru/lib/books/history/0platow/platow10.php

Кое-где был еще один, на мой взгляд, важный переход «Сход с материнского подола» (подробно о нем тут http://community.livejournal.com/tn_kukla/8838.html ) происходило это в возрасте от 3 до 5-6 лет. Мне, как ожидающей рождения второго ребенка, необходимость такого перехода для старшего, очевидна, ибо тяжеловато будет иметь на подоле сразу двоих ;)

Ну и теперь мы подобрались к переходу 7 лет. А так как я уже много написала, то именно про этот переход будет во второй части.

Переходы, Инициации

Previous post Next post
Up