Переход 7 лет для мальчиков.

Oct 11, 2010 20:07

Прежде чем мы продолжим разговор про переход 7 лет. Я предлагаю вам прочитать два материала о песне «Девка-семилетка».
Один из ЖЖ Ольги Арефьевой http://olga-arefieva.livejournal.com/78179.html где дается несколько вариантов песни на разных языках (чтобы вы поняли широту распространенности этой темы и ее древность) и отрывок из книги А. Андреева «Мир Тропы» http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/andreev-tropa.html там нас интересует глава под названием «Дядька», где речь идет об очень важном раскрытии смысла песен и сказок про девку-семилетку. Вы только сначала пройдите по ссылкам, ладно? А потом уже читайте дальше.
Получается, что с 3 до 7 лет ребенок учился тому, как устроен мир, при чем с т.з. того общества, в котором он живет. Будучи ребенком, человеку нужно было наблюдать за тем, как тут живут, разобраться с тем, что такое хорошо и что такое плохо с т.з. общества, усвоить правила и законы. Например, в церкви считается, что до 7 лет душа ребенка чиста, а после 7 лет отрок (а не ребенок) уже должен исповедоваться, но для этого нужно знать, в каких именно поступках было допущено нарушение правил, в данном случае с т.з. церкви, а для этого надо знать церковные законы.
Выходит, что прежде чем перевести ребенка на новый этап, нужно убедиться в том, что он усвоил законы, что он стал своим не только для рода, но и для общества, к которому принадлежит род. Почему важно в этом убедиться? Да потому что следующий этап, это переход от обучения жизни в роду, к обучению жизни в обществе, где придется иметь дело не с близкими родственниками, а с другими взрослыми людьми. Готов ли новый человек для жизни в обществе? Для этого и проводилась проверка.
А после прохождения проверки проводился обряд. И уже отрок (или отроковица) переходили в новую жизнь. Особенно это было явно для отрока, потому что с этого момента он начинал учиться какому-либо ремеслу, это могло быть семейное ремесло и тогда он этим начинал заниматься с отцом и старшими братьями, но на совершенно иных, нежели в семье условиях. Это уже взрослая жизнь, это взрослое дело, а не игра, поэтому с отрока в этом деле совсем другой спрос. Хотя при возвращении в семью отношения между отцом и сыном могли быть другими, более легкими и теплыми.
Более суровый вариант, когда мальчика отдавали в ученики в другую семью. Там уже не церемонились с учеником, еще более суровый вариант, когда отдавали из деревни в другую деревню или в город (вспомните рассказ Чехова про Ваньку Жукова).
Еще на эту тему есть замечательный рассказ Бориса Шергина «Мурманские зуйки» http://www.boris-shergin.ru/?p=19 Там вообще в море уходили почти на год. Кстати, там описывается и обряд, разве что упускаются некоторые детали.
При этом в этот период с 7 до 12-13 лет специально обучению ремеслу не велось. Отрок был на побегушках «подай-принеси», но задача в этот период была важная: научиться жить среди других взрослых людей, уметь не подвести, внести свою долю в общее дело, ну и не дать себя в обиду, а для этого надо, чтобы они признали своим, а значит знать законы и правила. Вторая задача: усвоить, как живет и работает наставник, как он ведет дела, как он мыслит, как относится к ремеслу. Только после этого этапа можно обучать ученика тонкостям и секретам ремесла.
И если и в песнях и сказках речь идет о «Девке-семилетке», т.е. девочке на момент перехода исполняется 7 лет, то мальчик чаще этот переход проходил в промежутке между 7 и 9 годами. Опять же смотрели по ребенку, по его готовности. Девочки изначально больше заточены на отношения между людьми, потому правила и законы они усваивают быстрее, и к этому переходу готовы раньше, с другой стороны, свое обучение они продолжают в отчем доме, они учатся у матери других старших женщин вести хозяйство, быть хозяйками, потому и этот переход они могут пройти раньше. Мальчикам усвоение правил проживания в обществе дается сложнее (отношения - не мужской конек), а задача у него - выжить вне дома, потому и такой большой разброс в возрасте проведения перехода. И если проводить аналогии, то вопрос: «Когда лучше отдать сына в школу в 6 или 7 лет», должен звучать: «Когда лучше в школу в 7 или в 8», благо, законодательство позволяет отдавать ребенка в школу с 8 лет.
И вот мы плавно перешли к тому, что делать современным родителям и детям. Если с мальчиками трех лет возникают сложности, потому что негде им набрать мужских образов http://vokina.livejournal.com/220432.html , то с переходом 7 лет задача еще более усложняется. На первый взгляд решение - школа: отдали, и живи, как хочешь, тут тебе и навыки житья в обществе, и чужие люди. Но при ближайшем рассмотрении это не лучшая замена.
Во-первых: школа - как ни крути, не учит жить среди взрослых. Она вообще имеет мало общего со взрослой жизнью, кроме «делай, что сказал вышестоящий и не задавай вопросов». Это не отрок среди взрослых, а сборище отроков, которых занимают несколько взрослых. Т.е. задача научиться жить во взрослом мире в школе не решается.
Во-вторых: современная школа это, по сути - женское царство. Учителя в основном - женщины, директор зачастую женщина. Если мы оглянемся назад, то никогда отроков не воспитывали женщины. В этом возрасте отроки переходили на мужскую территорию (если было такое разделение) и участвовали в мужских делах. Даже далекий от традиций высший свет, после исполнения мальчику 7 лет отсылал бонн и гувернанток и брал ему в наставники мужчину, в мужских гимназиях еще 100 лет назад преподавателями, за редким исключением, были мужчины. И современная школа, по сути, учит пареньков, как выжить в бабьем царстве, но уж ни, как быть мужчиной.
Выходов я вижу немного. Определить парня на какой-то мужской вид спорта, где тренер сможет стать авторитетом для сына, и не только в вопросах спорта.
Определить сына в группу при общественной организации, типа казачьего круга, опять же посмотрев, что там за мужчины.
Ну и было бы неплохо, чтобы папа хоть иногда брал сына на работу и там давал ему задания по силам.
В любом случае мужчины должны быть авторитетами для парня. В этом возрасте у детей есть потребность в авторитетном человеке не из семьи. (Помню, как учительница в первом классе учила тому, сколько дней в каком месяце. Способ был какой-то сложный и неэффективный. Мама дома показала мне более простой способ, на костяшках руки. Но я тогда встала на дыбы и выдала такой протест: «А Нина Александровна нас учит по-другому!». С тех пор я так и не знаю точно, в каком месяце сколько дней.)

Ну а теперь к самому обряду. В целом он описан у Шергина (см. выше). Назывался он «Подпоясывание». Из названия следует, что главным предметом тут является новый пояс. Это витой пояс, меня учили такой делать. Только мы делали его женской группой, а для этого перехода пояс вьют мужчины. Для изготовления пояса требуется четверо достойных мужчин. Пояс делается из трех прядей, пряди связываются вместе, затем один мужчина держит узел с прядями, трое берут по пряди. Далее трое мужчин пальцами скручивают каждый свою прядь в одну сторону (например, все скручивают вправо), а тот, кто держит узел, начинает скрученные пряди закручивать все вместе в противоположную сторону (в примере влево). Пояс делается очень быстро, но при условии, что все мужчины в спокойном состоянии и умеют действовать вместе ладно, тогда пояс получается ровным и красивым и очень сильным.
Пояс повязывают на мальчика либо старший мужчина в роду, либо наставник.
Вот что я еще на эту тему нашла, если очистить от новодельного мусора, то суть ясна:
«Обряд подпоясывание символизирует собой духовную и телесную готовность ребенка к обучению. Утром мама и отец обращаются в молитвах к Богам нашим родным, приглашают их прийти в гости. После этого родители готовят ребенку купель, в этом ему помогает отец, или же сам ребенок умывает свое тело.

Родители или Божатки готовят одежду. Пояс для ребенка дарит дед, или Божат, в крайнем случае, отец. Утром собирается весь род, обязательные атрибуты - каравай, который бабушки пекут, тулуп, вышитые рушники. На Покутье выставляются Боги, которые помогают в обучении. Если ребенка отправляете учиться торговому мастерству (хотите, чтобы он был бизнесменом) - на Покутье ставьте образ Велеса. Воинскому искусству - образ Перуна, духовным знаниям - Сварога.

После этого возле Покутья стелется тулуп на лаву, на тулуп отец посыпает зерно и деньги, под лаву ставит плуг, оружие, уздечку от коня и книгу. Вместе все обращаются в молитвах к Сварогу и Ладе, Перуну, особые молитвы к Яриле, чтобы опекался ребенком, помогал воспитывать их сына. Бабушки кладут на вышитый рушник каравай и, держа над головой внука, благословляют его на добрую учебу, кроме старших в роде благословляет и отец с матерью. Отец рассказывает, чему должен научиться его сын, кто учитель, и какого результата от обучения ждет семья.

После этого отец берет сына за руку, снимает из тулупа и спрашивает, желает ли он постигать науку? Если ребенок с радостью отвечает да, тогда праздник продолжается.

Если Вы отдаете сына на обучение и сами ведете его туда, тогда отец ведет сына на обучение. (Это можно сделать, перед тем, как вести ребенка в первый класс). После этого посвящения, отец трижды кланяется дому, как храму и сын также, целуют каравай, который держат на руках бабушки или мама, и отправляются в путь. В пути до места пребывания, отец должен рассказать сыну, на что ему больше обратить внимание, как вести себя, какой должен быть результат от его обучения, чем это поможет семье, роду, народу и главное, чего сам ребенок для себя достигнет.»
http://yarilo.com.ua/tradition/ancestral-rites/man

Переходы, Инициации

Previous post Next post
Up