Все больше деталей уточняется, все ярче картина вырисовывается.
Резюме.
Мужчина заботится о внешней безопасности и ресурсах. Женщина обеспечивает комфорт внутри семьи, и чтобы мужчине было, что обеспечивать безопасностью и ресурсами. Женщина оберегает, очищает, исцеляет семью изнутри, делает так, чтобы внутри было комфортно и радостно (игривость - одно из качеств Жены).
Чтобы женщина сумела это сделать, она должна пройти длительную почти 20-летнюю подготовку.
Недавно встретила у Некрыловой сравнение взросления девушки и строительства дома. Мне понравилось.
Беременность и роды - закладка фундамента. Этот этап в строительстве считался самым важным и обставлялся обрядами. Даже сейчас торжественно закладывают первый камень. То же и с беременностью-родами. Потому и ограждалась беременная от окружающего мира запретами, потому и существовала целая культура обращения с беременными*, что понимали люди - идет закладка фундамента нового человека. И от того, как пройдет этот этап, от того сколько в этот момент будет набрано матерью и ребенком чужого, лишнего, негативного, зависит вся дальнейшая жизнь нового человека. Потому и ограждали беременную от неприятностей, от некрасивого, дурного.
Потому и требования к повитухе были очень жесткие: женщина с безупречной репутацией, у которой в семье лад, у которой свои дети были здоровы и не умирали, т.е. умеющая быть той самой берегиней-очистительницей -целительницей. Она уже вышла из детородного возраста - значит, не будет отвлекаться на свои семейные сложности, дети уже выросли. Она обладает ровным гормональным фоном, нет ни ежемесячных гормональных скачков, ни связанных с собственной беременностью и кормлением. Ведь в момент родов и малыш и женщина очень уязвимы для чужих слов и действий, который в дальнейшем могут стать жизненными программами. Чужими программами. Потому важно каждое слово, которое говорится при роженице, каждое действие, которое творится рядом с ней. И повитуха, помня об этом, должна делать свое дело тихо, без лишних слов и движений, с чистыми мыслями и открытой душой.
(Меня принесли маме только на 3 сутки после рождения. Теперь жду Аридиного тренинга Рождение, чтобы узнать, что я успела понахватать за эти дни от обслуживающего персонала детского отделения).
Рождение, как и закладка фундамента, считались одним из самых важным моментов в жизни дома и человека и обставлялись множеством ритуалов.
И вот фундамент заложен, начинается возведение стен. Венец за венцом. С какой ответственностью отнеслись к возведению, экономили ли на материале, соблюдали ли технологию? Это все женские возрастные переходы. Если нижний венец был трухлявым бревном, то какой бы замечательный лес не был использован дальше - стена не будет надежной.
Наконец стены возведены, остается последний этап - возведение крыши. ЗаВЕРШЕНие. Для женщины это - замужество, когда ее окручивали, расплетали косу, заплетали две косы и покрывали голову убором, который надежно скрывал волосы от постороннего взгляда. Как в строительстве возведение крыши сопровождалось обрядами, так и у женщины свадьба - это завершение становления. Дом готов к тому, чтобы принять жильцов, женщина готова к тому, чтобы создавать новый мир в новом доме. И как от надежности постройки будет зависеть комфорт живущих в доме, так и от времени становления женщины будет зависеть благополучие ее семьи.
А дальше начинается не менее интересное. Женщина начинает рожать детей и в последующие годы это ее основная задача. С одной стороны это требование общества. Даже в строе одежды отражена эта задача. Примерно с 16 по 50 лет - родославное время женщины. «Баба в это время представлялась ярким солнцем, дающим земную жизнь человечеству…» (Кутенков. Великорусская женская сряда). С возрастом детородная сила уменьшалась, что отражалось в одежде. Различали 4 женских возрастных группы: 16-24 года, 24-31 год, 31-38 лет и 38-45 (50) лет*. С каждым возрастом в одежде становилось меньше красного - цвета силы, меньше знаков силы в узорах, уменьшалась длина кистей на поясе. Такая вот напоминалочка ежедневная была о том, что часики тикают.
С другой стороны рождение ребенка меняет женщину, уточняет ее взгляд на мир. Думаю, среди моих читательниц много таких, которые после рождения ребенка поменяли свои взгляды на жизнь. Когда вдруг оказалось, что все прежние установки:надо пожить для себя, сделать карьеру… рухнули, ценности поменялись и свой мир пришлось выстраивать заново. Понятно, что не всех это коснулось и все же.
У меня еще нет опыт рождения 2-3… ребенка, но от опытных товарищей я знаю, что появление каждого ребенка - это изменение, уточнение видения мира. Говоря геймерским языком рождение каждого ребенка добавляет женщине несколько левелов разом. :)
Потому невеста - неизвестная, что никто не может сказать, какой она будет после родов. А ведь в первый год жизни после свадьбы молодожены еще не были окончательно приняты в общество семейных людей. Они на правах почетных гостей посещали молодежные посиделки. Масленица была временем испытания для недавно поженившихся пар. А как раз через год после свадьбы (чуть раньше, чуть позднее) появлялся первый ребенок и мужа принимали в общество семейных мужиков, а женщина становилась частью бабьего общества. (Кстати бабой могла называться только замужняя женщина. Если женщина осталась в девицах, то даже при ее старости детям запрещали называть ее бабой, так и продолжали кликать Танькой-Манькой).
Тут хотелось бы сказать о головном уборе рогатой кичке. Вот что пишет А.Ф. Некрылова «Женщине одевали в Курской, Белгородской областях и южнее особую кичку. Она называлась по-разному. Но самое интересное, что эти рога возникали и вместе с деторождением. Чем больше детей, тем выше рога. До двадцати сантиметров доходили, но в том случае, если женщина рожала. Я не могу найти материалов, за что «давали» пять сантиметров, за что прибавляли - за ребенка, за мальчика, за двух… Я не знаю этого.
Она имел право делать рога выше и выше до тех пор, пока у нее появлялись дети. Как только она вышла из детородного возраста, у нее эта кичка снималась. Никаких рогов. Рога - это знак детородия.
Поэтому невеста не имела право носить такие огромные рога. Она до них дорасти должна.
Почему я вспомнила Островкого «Снегурочку». Там же Бобылиха - вы помните кто это. У них появляется Снегурочка. И эта Бобылиха, у которой ни одного ребенка нет, и которая на отшибе живет, она первое, что требует - она бежит и говорит: «Дайте мне кичку!». У Снегурочки спрашивает: «Верно, что моя кичка рогатее всех?» Она говорит: «да рогатее-рогатее». Она статус свой выстраивает этим. Она доказывает, что у нее появился, наконец, ребенок. Пусть не свой. Но она это требует. И в других произведениях подобное описывается. Над этим смеялись, потому что права она не имела, но, тем не менее, хочется кичку, лучше, чем у всех, «рогатее».(Конец цитаты).
Вот вам и женская иерархия, жесткая и устойчивая (в отличие от мужской, где все решает сила и которая может поменяться в любой момент).
А потом начинается последетородное время. Его начало определялось каждой бабой самостоятельно. Это время, когда еще есть силы, но уже есть опыт, сформировались устойчивые представления о мире, которые можно хранить и передавать молодым. Это время реализации себя, одни начинали заниматься профессиональным целительством, другие начинали бабить (становились повитухами), большинство реализовывали себя в большой семье, помогая дочерям и невесткам растить внуков. Все долги обществу и семье отданы, опыт получен и можно заниматься общественно-духовной жизнью. Возраст пожилой женщины тоже отражался одежде. Различали три возраста: после 45 (50), после 55 (60), и после 60 (65).
Помнится эту тему, что сначала надо заняться рождением детей, а потом уже карьерой с современной точки зрения уже обсуждали
croissante и
eliebeth.
Старушечий возраст начинался после 75(80) лет.* Одежда старухи уподоблялась детской одежде, светлая, с минимумом украшений, вышивка была белым по белому. Отжившая свое старуха ведет сугубо духовную жизнь, она хранительница культуры, традиций, сказок, песен. Дети только-только пришли оттуда, а старухи собираются туда.
Круг замыкается.
------------------------------------------------------------------------------------
*Культура, которая сейчас почти отсутствует. В современном обществе принято, что беременная делает вид, что она не беременна и ведет небеременный образ жизни и общество делает вид, что беременность не отражается на образе жизни женщины. Пара статей по теме
http://www.ku-ma.ru/articles/beremennaja-vsegda-prava/http://www.ku-ma.ru/articles/chtoby-rodit-legko/ *Временные отрезки жизни указаны приблизительно. Их начала и окончания могут колебаться в пределах нескольких лет.