Филолог о Солженицыне: его нужно изучать, но не в школе

Jul 02, 2018 23:50



Ирина Моисеева уточнила, что «бомбы» внесены в школьную программу с непосредственной подачи руководства страны: «Самое страшное, что сделано это по указанию главнокомандующего. И указание это, приказ главнокомандующего в новостях показали. Я помню, как Наталья Дмитриевна с этим „Архипелагом“ и Путин, они спорят - кто первый приказал. Он говорит: „Как вы меня попросили, как вы мне сказали“. А она: „Нет, как вы меня попросили“. Какая-то перепалка возникает. Но тем не менее бомбы уже в школу занесены. Задача теперь - их разминировать».



Филолог о Солженицыне: его нужно изучать, но не в школе
ИА Красная Весна | 2 июля 2018 г. 23:50 / Санкт-Петербург



Солженицын [Малашенкова А@ИА Красная Весна]

Солженицын интересен как феномен «фантастического реализма», но его произведения должны быть убраны из школы, заявила филолог, член Союза писателей России Ирина Моисеева 2 июля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Моисеева считает, что результат изучения этого феномена будет не в пользу автора: «Солженицына нужно изучать как феномен. Это интересно. Есть вещи, которые требуют объяснения, но оно будет не в пользу автора».

Наиболее важным объектом для изучения этого феномена исследователь считает «Матренин двор». «Он сам говорил, что „Матренин двор“ - это чистая литература. Нобелевская премия, которую он получил, она тоже за сохранение традиции. Как будто это традиционное произведение, в традициях русской литературы - „Матренин двор“. Хотя, если говорить о традиции, то это традиция более древняя, она относится к фольклору. Когда только вводился «Архипелаг ГУЛАГ» в школу, говорили: „Надо ли это детям - непонятно, но „Матренин двор“ - это совсем другое дело. Ну конечно, это - политика, но у него есть „Матренин двор“, вот это вершина. Тут уж ничего не скажешь, вот мастер так мастер“. Поэтому „Матренин двор“ - это произведение такое, что если разобрался с ним, то тогда уже разобрался с Солженицыным», - пояснила Моисеева. Между тем истинное содержание рассказа учителям и тем более ученикам не позволяет увидеть уже устоявшееся мнение о Солженицыне как обличителе пороков советской системы: «Читатель настоящий не должен знать про автора, его репутацию, не должен смотреть аннотацию. Все наслоения не дают увидеть текст».

Если подходить к тексту как документу, то обнаруживается много противоречий, например: «У Матрены, если обратиться к закону, получается, что пенсия - по липовым документам. Какой она тогда праведник?»

Если изучить ткань художественного произведения, то станет очевидно, что Солженицын хорошо усвоил курс литературы: «И женщина под поездом умирала, и железная дорога как антипод реальной жизни уже описана».

Если рассмотреть «Матренин двор» с точки зрения фольклорной традиции, то это история про оборотня: «В фольклоре отработаны приметы нечистой силы. Персонаж Солженицына (от имени которого ведется повествование, - прим. ИА Красная Весна) не минует ни одной».

Моисеева считает, что «Матренин двор» должен быть убран из школьной программы, так как это произведение искажает историческую действительность: «Современные дети ничего не знают о том времени, не понимают быт, реалии. Это табуированная тема. Сегодня можно об этом говорить только в той интерпретации, как у Солженицына».

По мнению филолога, этот писатель позиционирует себя как реалист, но при этом его произведения полны фантазий: «Я так пишу, как определение его стиля, жанра - это фантастический реализм. Он косит под реалиста, но сам фантазирует. И вот эти фантазии детям выдаются как реальные события. Он часто свои произведения называет бомбами. «„Архипелаг Гулаг“ - вот бомба будет». И „Матренин двор“, и „Иван Денисыч“ - это всё бомбы. А мы видим, что эти бомбы занесены в школу».

Ирина Моисеева уточнила, что «бомбы» внесены в школьную программу с непосредственной подачи руководства страны: «Самое страшное, что сделано это по указанию главнокомандующего. И указание это, приказ главнокомандующего в новостях показали. Я помню, как Наталья Дмитриевна с этим „Архипелагом“ и Путин, они спорят - кто первый приказал. Он говорит: „Как вы меня попросили, как вы мне сказали“. А она: „Нет, как вы меня попросили“. Какая-то перепалка возникает. Но тем не менее бомбы уже в школу занесены. Задача теперь - их разминировать».

Напомним, Ирина Моисеева - петербургский поэт, прозаик, преподаватель Северо-западной академии государственной службы, член Союза писателей с 1989 года. Наибольшую известность получило ее исследование творчества Солженицына «Синдром Солженицына». В работе производится литературоведческий анализ произведения «Матренин двор», а также его прочтение через фольклорно-мифологическое представление.

Оригинал: rossaprimavera.ru

См. также:
- 05.08.2008 С Александром Солженицыным простились без очереди // voiks
- 30.11.2017 21:22 Владимир Бушин. Ложь на цыпочках // krasnoe.tv
- 26.12.2017 01:15 В.С.Бушин. Ложь на цыпочках (окончание) // krasnoe.tv
- В.С. Бушин: Ложь на цыпочках // voiks
- 28.10.2018 Великий писатель земли русской // voiks

Путин Владимир, дети, Моисеева Ирина, образование, Солженицын Александр, -s

Previous post Next post
Up