Часть-1 Часть-2 19.02.2017 09:56
Сергей Степашин подвел итоги научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год», которая прошла в Храме Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Кирилла
Окончание.
Исполнительный президент Ассоциации «Франко-российский диалог», председателя Ассоциации «Общество памяти Императорской гвардии» князь Александр Трубецкой:
- Мы вступили в год, который напоминает, что 100 лет тому назад курс нашей истории резко повернулся по инициативе тех, кто не соображал, что организовать переворот в стране во время мировой войны является убийственным для итогов самой войны и может привести к внутреннему краху страны. Это и произошло, когда создавшейся ситуацией воспользовались те, кто хотел в России экспериментировать с мировой революцией, о которой мечтал Ленин.
Февральский переворот был совершен буквально накануне наступления против Германии и Австрии и действительно является безумием, если не говорить об измене Родине.
А нужны ли были России революции и перевороты? Нужно ли было разваливать державу, экономический рост которой был примером для всего западного мира? Вероятно, это и было главным поводом для того, чтобы запад поддержал эти перевороты. Нужна ли была та бомба, которую, как сказал президент Путин, Ленин заложил под фундамент России?
Страна не была такой отсталой, как ее представляет западная русофобия. Рост экономики составлял 10 процентов в год. По оценкам американских экономистов, Россия должна была к середине двадцатого века занять первое место в Европе по экономическому развитию. Есть такой показатель здоровья страны - рождаемость, в стране был самый высокий процент рождаемости в Европе.
Можно вспомнить достижения России до революции, которыми может гордиться наша страна: электросварка, радио, телеграф, телефон, металлургия и петрохимия, подводные лодки, авиация, гироскоп… Во всем мире известен русский химик Дмитрий Менделеев. Биолог Илья Мечников получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1908 году. А вообще первую Нобелевскую премию в России получил физиолог Иван Павлов в 1904 году.
В конце девятнадцатого века на Гаагской конференции Николай II предложил создание международной лиги сохранения мира. Это было задолго до образования Лиги Наций, а тем более ООН. Это показывает чуткое зрение государя по вопросам внешней политики и опасности войны. Но произошло отстранение России от плодов победы в войне.
Революционные события принесли деструктивную систему взамен исторической культуры и, главное, духовных ценностей, на которых строилась Россия. По приказу Ленина начался небывалый террор, варварские убийства царской семьи, духовенства, невинных людей, уничтожение церквей.
Примирения, о котором здесь говорили, для меня недостаточно. Примирились - и всё, и быстро перевернули страницу. Памятник примирения не решает всех вопросов народного единства. Вместо примирения получится тупик. Не может быть примирения пока в России не будет общего покаяния. Россия должна должны признать.
Напомню, что в России после смутного времени после смутного времени Церковь служила чин не примирения, а общего покаяния с призывом к единству. Только покаяние приведёт Россию к примирению. Давайте используем эти роковые для России события, чтобы осмыслить с покаянием нашу историю и показать всему миру единство русского народа, где бы он ни жил.
Директор Института Российской истории РАН, член Президиума исторического общества, доктор исторических наук Юрий Петров:
- Столетняя дата - это серьезная дата для нашего современного общества. Вообще говоря, каждая крупная революция - это серьёзная, глубокая рана на теле нации, и эта рана долго заживает. И какой срок нужен для полного заживления, пока неизвестно. Сегодня упоминалось, что больше 200 лет назад произошла Великая французская революция. И до сих пор во Франции спорят: одни вспоминают лозунги «Свобода. Равенство. Братство», другие говорят о якобинской диктатуре, о кровавом вандейском мятеже.
Наша революция 1917 года волне сравнима с французской революцией по своему влиянию на мир, на всю историю человечества в двадцатом веке. И недаром в западной историографии утвердилось понятие долгого девятнадцатого века - с 1789-го года по 1917-й и короткого двадцатого - с 1917-го по 1991-й, то есть до распада того государства, которое возникло в результате революции. Это говорит о том, что ее воздействие весьма обширно.
В этом году мы должны сделать, то что указано в распоряжении президента от декабря 2018 года о подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года. Это поручение российскому профессиональному историческому сообществу, людям науки, людям культуры, людям веры совместно достичь общественного консенсуса, консолидации нашего общества вокруг верного понимания событий столетней давности.
Хотел бы остановиться на некоторых конкретных темах, над которыми работают наши историки. Мы не можем сказать, что знаем об этой революции всё и что на всё у нас есть ответы. Почему же действительно революция произошла. Сегодня министром культуры были сказаны правильные слова о том, что революция не навязана нам извне, она вытекает из логики событий. В советское время была общепринята идеологема Ленина, что революция является взрывом недовольства масс, изнурённых войной.
Сегодня мы можем сказать на основании имеющихся показателей, что Россия войну выдерживала. Население, конечно же, понесло во время войны определённые потери материального плана в результате инфляции, девальвации рубля. Это происходило во всех странах, в феврале не было фатальной неизбежности революционного развития событий.
Пожалуй, есть в истории такие детали, о которых мы иногда забываем, а между тем в них, может, кроется разгадка больших процессов. Российское правительство при всем при том, что не довело конца реформы, сделало достаточно в годы войны, чтобы страна сохраняла боеспособность. Но тем не менее одно важное упущение было. Оно касалось системы распределения продовольствия.
В Германии при громадных продовольственных затруднениях правительство пошло на то, чтобы ввести продовольственные карточки. В результате немцы, хотя и с большим трудом. Но выдерживали тяготы войны. В России ситуация была даже более благополучная. Был прекращён экспорт зерна, оно всё оставалось в стране. Несмотря на то, что в армию было призвано 15 миллионов мужчин, те, кто оставался в деревне, женщины, в основном, подростки, они справлялись - сбор урожая в годы войны не был катастрофически низким.
Продовольствия в стране было достаточно, были проблемы с транспортом, и в связи с загруженностью железных дорог военными грузами поставки продовольствия даже в крупнейшие города иногда отставали и возникали такие точечные напряжения, что и произошло в Петрограде в феврале 1917 года. Отсюда причина резкого социального взрыва.
Наши историки стоят на точке зрения, что революции в России не хотел никто, за исключением левых радикалов, но их число было незначительно. Все же остальные, в том числе и те, кто плёл нити заговора против императора, были против революции с тем, чтобы заменить царя более подходящей фигурой и избежать более худших последствий. Поэтому мне кажется, что февральская революция - это в первую очередь стихийный взрыв, которого не ждал никто. Она всех застала врасплох. До сих пор не нашли инструментов, которыми можно измерить эту стихийную силу, нарастание агрессии и определить ту критическую точку, после которой процесс становится необратимым.
Еще один миф, что февральская революция была бескровной, вызвала всеобщий энтузиазм и обошлась без жертв. Нет, это было, к сожалению, не так. Та самая агрессия, о которой я упоминал, выразилась в массовых расправах над полицейскими, военнослужащими со стороны демонстрантов. Полиция стреляла в митингующих. Общее количество жертв исчисляется примерно полутора тысячами человек только в Петрограде. По другим городам данных нет. В любом случае понятно, что февраль открыл «ящик Пандоры». Накопившаяся агрессия, которую не смогло сдержать государство и канализировать в более мирное русло, вырвалась наружу и взорвала российское государство.
У нас сложилось понимание, что и февраль. И октябрь, и гражданская война -это были фазы одного революционного процесса. В этом смысле можно говорить о Великой российской революции, не имея в виду, что слово «великая» не имеет положительной нагрузки, а отражает лишь масштаб событий. Этим мы можем избавиться от этой долговременной и, как мне кажется, совершенно бесперспективной дихотомии, противопоставления февраля и октября.
Есть сходство между событиями 1917-го и 1991-го года. В основе лежат те же процессы - ослабление центральной власти в России, снижение управляемости страной. Рост социальной напряженности, возникновение альтернативного центра власти (в 1917 году это была Дума, а в 1991-м Верховный Совет РСФСР). Результаты этих процессов в виде обрушения страны тоже идентичны. Задача всего нашего сообщества - достичь некоего общего консенсуса. Я глубоко убеждён, что мы можем найти такую формулу. Главное, чтобы на основе этой формулы мы смогли повысить уровень консолидации нашего современного общества. Россия получила хорошую прививку, урок истории. Наша задача - передать его новым поколениям.
Председатель Союза русских дворян князь Дмитрий Шаховской:
- Это особый момент сегодня. Не только ради 17-го года, не только ради этого трагического предательства перед Россией собрались мы здесь. Наша сегодняшняя встреча - это определённое осознание, что в нашей груди бьётся одно сердце, и это сердце России. Мы можем смотреть в разные стороны, но все наши труды, наши старания должны быть её созиданием.
Я перед этой встречей вспоминал много из того, что написано про революцию, но мне постоянно приходили в голову одни слова, вы их знаете: «Мы - дети страшных лет России». Мы с этим жили всегда и мечтали о возвращении в Россию. И вот сейчас происходит встреча.
Каждый день мы сталкиваемся с определёнными противоречивыми понятиями. Нам говорят: белый террор, нам говорят: красный террор. Всё это было, и надо понять, какая отправная точка этого явления. Она, в общем, философская. Это увлечение определённой идеологией, которая довлеет до сих пор.
Я считаю, что революция - это геноцид русского народа, и с этим геноцидом мы никогда не примиримся. Это был геноцид, в котором мы потеряли не только элиту, но и самое драгоценное сословие, на котором строилась Россия. Это русское крестьянство. Как сказал один историк, это - русский пахарь. В определенный момент мы потеряли хлеб насущный, и появился страх и голод. Не только в 20-е годы.
Мне кажется, главное, о чем надо думать, о том, как общими силами строить Россию. По обе стороны баррикад люди имели мечту о России. Надо культивировать историю. Но как? В полном осознании действительности. Нам нужна, как всегда, правда.
Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови!
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Кандидат исторических наук Леонид Решетников (в недавнем прошлом директор РИСИ):
- Переворот в феврале 1917 года, совершённый заговорщиками и готовившийся как переворот, ещё до первой мировой войны, тщательно очень, превратился во что-то другое. Как правило, такие перевороты превращаются в революции.
Мы должны зайти немножко с другой стороны и подумать, а действительно ли эти процессы охватывали всю Россию. Эта революция не могла быть воспринята широкими слоями нашего народа как событие законное и желанное. В отличие от истеричной, пьяной радости Петрограда в феврале 17-го года Россия хранила глубокое молчание. Я на днях прочитал статью под характерным заголовком «Орёл проспал две революции».
Весь февраль и даже до середины марта проспали революцию в России. Это к вопросу об актуальности и социальной напряжённости. Сельское, мещанское население и большая часть солдатской массы находились в состоянии полной дезориентации. Начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Алексеев, один из главных заговорщиков в своём подробном отчёте Временному правительству о реакции армии на отречение царя констатировал, что многие к отречению царя Николая второго и отказу от престола Великого князя Михаила Александровича отнеслись с грустью и сожалением. Солдаты высказывали мнение, что без царя обойтись нельзя и надо побыстрее выбирать государя.
Отречение императора на офицеров 9-й армии произвело тягостное впечатление. В 4-й армии большинство преклоняется перед высоким патриотизмом и самопожертвованием государя, выразившимся в акте отречения. Манифест Великого князя Михаила Александровича встречен с недоумением, вызвал массу толков и даже тревогу за будущий образ правления.
Да, известие, что царя больше нет, повергло многих в смятение. Для того, чтобы поняться на защиту царя и Родины, надо было услышать призыв самого государя. Так было в 1905 году, когда император обратился к народу с простыми и ясными словами: «Помогите мне, русские люди, одолеть крамолу».
Всякий раз эта духовная смычка царя и народа спасала Россию от бед. Но в феврале 17-года не стало не только собственно царя Николая II, но и вообще как образа и смысла России. Крестьяне, как показывают исследования, в своей массе ждали его возвращения, полагая что господа призовут их на защиту престала. Но большая часть образованного общества отвергла дарованного ему помазанника Божьего, предала своего царя. И в этом предательстве виновны не столько самые радикальные враги России и революционеры, сколько либеральная оппозиция.
Представители буржуазии, капитала, которые мечтали превратиться в олигархат и управлять страной. Немалая часть духовенства, высшего генералитета русской армии, которая составила тот злополучный заговор, который привел к свержению монархии, а потом и к революции.
Вместе с тем свержение монархии не могло стать результатом только измены верхушки. В 1917 году произошло грехопадение всего народа, который при всей своей симпатии к монархии в целом остался пассивным свидетелем свержения, заточения, а затем и убийства своего государя и его семьи.
Все события так называемого отречения - это поединок царя и «февралистов». До последнего момента император надеялся отстоять свои священные права, отстоять законную власть. Он рассчитывал получить поддержку от окружавших его людей, ждал от них исполнения священного долга, но тщетно: кругом царили измена, трусость и обман.
Николай второй предпочел заточение и мученическую смерть и даже гибель своей семьи участию в братоубийственной войне и беззаконии. 2 марта 1917 года в занесённом снегом Пскове не государь отрёкся от престола, а большая часть России не захотела иметь царя.
Николай второй лишь склонился перед волей Божьей, в точности, как это сделал пророк Самуил, когда народ больше не захотел видеть его судьёй. И сказал Господь пророку Самуилу: «Послушай голос народа во всём, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, а отвергли меня, чтобы я не царствовал над ними». В этом в общем-то и глубинный, сакральный смысл революции: отвергли не просто царя, а отвергли волю Божью, отвергли Господа нашего Иисуса Христа.
Мы до нашей молодежи должны донести одну мысль - любая революция ведёт к погибели. У нас не должны быть революционеры-герои, иначе молодёжь не поймёт, в чём дело.
Председатель Наблюдательного совета и Елисаветинско-Сергиевского просветительного общества, кандидат исторических наук Анна Громова:
- Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на нескольких вещах, которые необходимо нам всем осознать в преддверии тех событий, которые грядут. Мы сегодня говорили о событиях февральской революции, но, как сегодня справедливо заметили, революция - это процесс, и этот процесс длился не один год. Мы должны говорить и о красном терроре, о невинных жертвах, о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, число которых к 2011 году достигло 1760 человек. И нашему православному народу, как никакому другому, Господь дал потрясающие возможности.
В сонме новомучеников и исповедников российских есть преподобномученица Елизавета Фёдоровна. Это исключительная святая, жизнь которой позволяет нам стать ключом к решению очень многих спорных вопросов, к обсуждению целых исторических эпох. Ведь занимаясь жизнью и деятельностью Великой княгини, мы говорим и о династических связях, и об истории благотворительности, и о связях с Европой на основе традиций, которые идут из тех времён, когда христианство не было разделено. Удивительно, что судьба преподобномученицы Елисаветы служит своеобразным мостом между Востоком и Западом, между Святой Землёй и Святой Русью.
Эта святая послужила своего рода катализатором прославления новомучеников и исповедников российских. Мы знаем, что Елизавета Фёдоровна была прославлена Русской Православной Церковью в 1992 году, и практически с этого времени началось массовое прославление новомучеников и исповедников российских. И именно иконой преподобномученицы Елисаветы Фёдоровны благословил митрополит Лавр, предстоятель Русской Зарубежной Церкви Владимира Владимировича Путина в 2003 году, и это благословение сыграло определённую роль. Одно из оснований, которое послужило объединению наших церквей это личность преподобномученицы Елисаветы.
Мне хочется обратиться к вам, чтобы мы могли общими усилиями сохранить памятники, связанные с новомучениками и исповедниками российскими, царственными страстотерпцами. Нам довелось возглавить елисаветинское движение, которое после прославления Елизаветы Фёдоровны совершенно стихийно ширилось по всей России и сегодня насчитывает десятки организаций. Это множество энтузиастов, которые занимаются благотворительной, социальной, просветительской работой.
Сейчас перед нами огромная работа. Так получилось, что мы были призваны к тому, чтобы поучаствовать в создании музеев в местах памяти царственных страстотерпцев. В школе в Алапаевске, откуда ушла на казнь Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, в Тобольске, в губернаторском доме, в котором восемь месяцев была в заточении царская семья, в Перми, в Королёвских номерах, откуда ушел на казнь Великий князь Михаил Александрович со своим секретарём Джонсоном.
Мне кажется, пришло время сейчас всем объединить усилия для популяризации истории, чтобы как можно больше архивных материалов было поднято, как можно больше материалов облечено в доступную форму, чтобы наша молодёжь в документальных фильмах, маленьких музеях, которые должны быть в каждом селе, могла знакомиться с ними. Нужно, чтобы историческая правда дошла до каждого человека, который любит Россию и верен её истории и исторической памяти.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата кандидат политических наук Владимир Легойда:
- В продолжение того, о чем сейчас говорила Анна Витальевна я хотел бы тоже сказать несколько слов о важности почитания новомучеников. Несколько лет назад мы в редакции журнала «Фома» провели маленький опрос среди студентов и аспирантов московских вузов. Один из вопросов был очень простой: «знаете ли вы, что такое Бутовский полигон. Не знают, что такое Бутовский полигон, бывшая специальная зона НКВД, крупнейшее в Москве место захоронения жертв политических репрессий, более 20 тысяч расстрелянных только в 1937-38 годах.
Даже образованные люди, когда говорят о гонениях на церковь, обчно вспоминают первые три века христианской истории, не понимая, что эта земля, на которой сегодня мы с вами находимся, полита кровью новомучеников, и что гонения повторились здесь в гораздо больших масштабах, чем когда-то в Римской империи. Поэтому я очень рад, что сегодня проходит эта конференция, что сегодня здесь столько людей. Мне очень жаль, что здесь мало молодёжи.
Мы сегодня говорили об уроках истории, и Рождественские чтения, которые в январе у нас прошли, тоже были посвящены урокам истории. Святейший Патриарх на открытии Рождественских чтений сказал: «Главный урок, который должен быть вынесен нами из уроков минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество, по слову Священного писания, - дом, построенный на песке, падение которого - падение великое».
Причем мы говорим, что отход от Бога начинается не после октябрьских событий, не после февральских событий. Он начинается гораздо раньше. Сегодня мы знаем, что отход от Бога может происходить и в мирное время, в которое вроде не происходит ничего революционного. Нам важно усвоить этот урок. Тот факт, с которого я начал, говорит о том, что этот урок не усвоен.
Почему ещё важно об этом говорить? Потому что, подводя итоги двадцатого века, мы мало чего хорошего и утешительного можем о нём сказать. Это век двух самых страшных войн, это век крушения идеологий. И, пожалуй, единственный бесспорный итог двадцатого века - это святые мученики за веру христианскую. Это тот дар, который нам оставил двадцатый век.
Я не могу не вспомнить сегодня слова бутовского новомученика митрополита Серафима (Чичагова), который как-то сказал: «Вы из истории хорошо знаете, что раньше были гонения на христианство, о чем они кончались? Торжеством христианства. Так будет и с этим гонением, оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует».
Мы сегодня являемся свидетелями того, что это происходит, что сбываются слова митрополита Серафима. Мы должны понимать, что в этом нет нашей заслуги, это результаты подвига новомучеников, пролитой крови на земле наших предков. Если мы не будем этого достойны, то и этот дар, который нам дан, тоже не запрограммирует наше будущее. Мне кажется, что извлекая уроки истории и воспитывая наших детей в правде и в знании фактов того, что происходило, мы обязаны с воспитать их так, чтобы разделение прошлого н стало их наследством. Мы не можем это разделение передать им в наследование. Об этом мы молимся.
Подводя итоги конференции, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук Сергей Степашин, сказал:
- Я хочу поблагодарить руководство Фонда Нобеля за проявленную инициативу по проведению этой конференции. Эта инициатива была поддержана Императорским Православным Палестинским Обществом, десять лет которое я возглавляю и которому в этом году будет 135 лет. И, безусловно, поблагодарить Святейшего Патриарха.
Около года назад о подобной идее я докладывал Патриарху здесь, в Храме Христа, на одной из конференций. Ещё не было решения Президента, не было оргкомитета, но было понимание необходимости отметить события, которые произошли сто лет назад. У меня была идея провести подобное мероприятие осенью 2017 года, приурочив его к Октябрьской революции, или как сами большевики называли это событие до конца 1918 года, октябрьскому перевороту. Ни Ленин, ни Троцкий не считали его революцией.
Патриарх сказал неожиданные слова: «В октябре 17-года никакой революции не было. Власть валялась, и её подобрали большевики. Так часто происходит в нашей стране, когда власть подбирают наиболее агрессивные и безнравственные силы. Кто подбирает власть? Сегодня уже говорили об этом. Не голодные, а сытые, которые стремятся к власти.
Я сразу вспоминаю август 1991 года. Это тоже урок. А потом был 1993-й год. Давайте точку ставить в этих уроках, по крайней мере, для нашей страны. Мне кажется, что это одна из главных задач сегодняшнего разговора и нашей с вами конференции.
Почему именно Русская Православная церковь, не меняя своих позиций, является главным внутренним нервом, если можно так сказать, душою всех этих событий. Оценки 1917 года меняются: меняется время, меняется восприятие - от ненависти к белым к любви к ним, от ненависти к Сталину к любви к нему.
Завтра здесь в Храме Христа Спасителя будет молебен, посвящённый специально этому событию, проведенный Патриархом Московским и всея Руси. Мы услышим его слово. Позиция Русской Православной Церкви, слава Богу, не меняется. Несмотря на то, что церковь тогда поддержала февральские события, в силу объективных обстоятельств после петровских реформ будучи по сути подчинена государству. Но впоследствии Патриарх Тихон, увидев, чем всё это обернулось, встал на открытую, честную борьбу, за что поплатился он сам и его единомышленники.
Так вот, ни одна революция ни в одной стране мира не наносила столь жестокий и кровавый удар по церкви, как это было сделано в 1917-м году в нашей стране. И били не только по духовенству, били по культуре, по идеологии, по нравственным началам. И это был самый серьезный урок, который мы должны вынести из событий 1917 года в том числе и февраля.
Второй урок, который, как мне кажется очень важным для осмысления событий 90-х. Это недооценка властью, в том числе и царём, а затем и Временным правительством своего народа и его истинного положения, его настроений. Цифр много - и динамика развития, и голодных особо не было, а настроения народа мало кто почувствовал. Как сказали бы советские историки, власть оторвалась от народа. Это серьезные вызовы для власти любой.
Наконец, война, которой шла речь. Причём война, будем откровенны, в общем-то, для России ничего и не дававшая, за исключением гипотетического выхода к Индийскому океану. Понятно, кому эта война была выгодна - нашему псевдосоюзнику Англии, ставшим сверхдержавой после войны Соединённым Штатам Америки. Нам важно и сегодня понять своё геополитическое положение и возможности своей страны. Это что не современный урок для нас? Куда уж более современный.
Следующий урок, о котором я не могу сказать, как человек военный, это предательство. Мне всегда импонировали слова Владимира Владимировича Путина, когда как военный человек, как Верховный главнокомандующий он давал оценку событиям 1917 года. Действительно, Россия стояла на пороге победы, это было очевидно. Не было такого страшного голода, как потом, в Великую Отечественную, я говорю об этом, как ленинградец. Не было потерь на своей территории. И было предательство. Кого? Четырнадцати Великих князей и практически всего генералитета. Не революционные матросы делали революцию, предало ближайшее окружение. Это тоже урок, из которого мы должны делать выводы.
Тяжёлый удар, после которого мы с трудом встаём был нанесён не только по духовенству, по культуре, но и по научной интеллигенции. Ни в одной стране мира ни одна революция не выгоняла, не вытравляла железом цвет нации. У нас потом была создана великая наука, великая промышленность, но с такими страшными потерями.
Завершая своё выступление, не могу не сказать, казалось бы, очень очевидные всем слова. Мне представляется, что здесь, в Храме Христа, мы должны осознать: ненависть ослепляет, опустошает, разъединяет духовные устои и опоры личности и общества. Наконец, это чувство не даёт осмысления исторических событий, их масштаба и не может быть оправдано никакими страницами и фактами истории. Иначе тупик. Революция в любом случае - это трагедия. Вспомним ещё раз, спустя сто лет, эти события без прикрас, честно и попросим Господа об упокоении душ всех погибших и пострадавших в огне противостояния.
По окончании научной конференции участники и гости осмотрели выставку «Памяти погибших за Веру Христову», приуроченную к Дням памяти. Об экспозиции и спектакль-реквиеме с показом документального фильма сайт ИППО расскажет в отдельном материале. В воскресенье, 19 февраля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Председатель Комитета Почетных членов ИППО, проведёт в Храме Христа Спасителя Божественную Литургию и панихиду в память о погибших.
Руководство ИППО благодарит руководителя Молодежной секции ИППО Марию Коровину за организацию работы прессы, а волонтеров Молодежного отдела Московской городской епархии - за оказанииюпомощи в организации прохода гостей в зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Источник:
www.ippo.ru__________
См. также:
- 21.01.2017 22:09
Уроки истории. В «Российской газете» при участии Сергея Степашина был представлен проект «Памяти погибших. Февраль. Трагедия. 1917 год» // www.ippo.ru.
Скриншот- 18.02.2017 18:33
Владимир Мединский принял участие в конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год» // mkrf.ru.
Скриншот- 18.02.2017
Владимир Мединский. Выступление на конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 г.» (18 февраля 2017 г). // histrf.ru.
Скриншот Полный текст выступления Председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского на конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 г.»
- 19.02.2017 12:04
В Храме Христа Спасителя состоялась научная конференция, приуроченная к столетию февральской революции // www.patriarchia.ru.
Скриншот- 19.02.2017 12:44
В Москве открылась выставка «Памяти погибших за веру Христову» // www.patriarchia.ru.
Скриншот- 19.02.2017 13:33
Выступление митрополита Волоколамского Илариона на научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917» // www.patriarchia.ru.
Скриншот