Часть-1 Часть-2 15.07.2016 16:00 Мск | Елена Кирякова
"Царские дни". О традициях цареубийства в "России, которую мы потеряли"
Николай - не первый убитый российский монарх. До 1918 цареубийства были делом рук царской семьи и приближенных
Середина июля в Екатеринбурге последние годы отмечена не только масштабной выставкой федерально-международного значения "Иннопром".
Если промышленная экспозиция с екатеринбургской пропиской набирает год от года и популярности, и масштаба, и международного интереса, то традиционные так называемые "Царские дни", случающиеся тоже в июле, трудно назвать духовным событием года.
Закладывая традицию широкого празднования (вдумайтесь в абсурдность ситуации!) дней убиения последнего царя Романова, церковные иерархи, видимо, преследовали сразу несколько целей: сплотить своенравных и далеко не сильно православных уральцев, создать реальный повод и для бизнеса, и для госбюрократии, который был бы серьезным аргументом дальнейшего вложения средств в храмостроительство и прочее обустройство церковного хозяйства, наконец, популяризировать в массах россиян места убиения новоявленного святого. Получилось или не получилось, и какова динамика движения к вышеизложенным целям - решать иерархам.
Для светской общественности, как нам кажется, гораздо важней понять - а что, собственно, в 1918 г. в Екатеринбурге произошло? Каковы причины исторического события, мотивация участников его, прецедентность в историческом процессе и последствия?
Констатируем сначала, что смерть безвинных (детей и прислуги, в данном случае) не вызовет горячего сочувствия только у очень циничного и толстокожего человека, чем неустанно пользуется РПЦ, притулившая Николая в святые, тем самым, как будто, приватизировавшая тему Романовых вообще.
Но, как ни странно, несмотря на масштабное проведение "царских дней", рекламные кампании вроде "Прости нас, государь", прославление белого движения, беспрерывные попытки "декоммунизации" с самого верха и даже насильственное вклинивание царя в "Бессмертный полк", судя по опросам, сочувствия и отклика в широких массах не находят. Если в самоназначенной российской бизнес-бюрократической элите царь и царские мотивы становятся популярны, как чуть ли не главный тезис оправдания правомерности обладания пятью процентами населения почти 70 процентами крупной собственности, то в народных массах царепоклонников мало. Если быть точными, крайне мало. С идеей поклонения "России, которую мы потеряли" граждане страны соглашаться не хотят никак. А само навязывание Романова как идеи, скорее, вызывает все большее раздражение и отторжение.
События, произошедшие 16-18 июля 1918 г. в Екатеринбурге, как правило, так называемые историки, провластные общественные деятели, СМИ сегодня рассматривают, выдергивая из контекста истории. Вместо констатации трагичности исторического факта расстрела царской семьи, причин и следствий, мотивации поступков - события разбирают на элементы: факт "убийство", детали уничтожения трупов, география захоронений, признание и непризнание царских останков церковью - но все в итоге сводится к постоянному педалированию образа врага/убийцы - "пролетария", большевика/уголовника (что со временем, по задумке технологов, должно слиться в единый образ).
Если же отойти от примитива: большевики убили царя, потому что все большевики - убийцы, то придется признать , что история учит: "профессия" возглавлять Государство Российское во все времена была очень опасной.
И среди Романовых, Рюриковичей и их родственников на всех континентах политические убийства, тайные, явные, казни, перевороты и заговоры являются, простите за цинизм - издержками профессии.
"Насильственная смерть вообще является профессиональным риском для государственных деятелей, точно так же, как риск взрыва в шахте или гибель под завалом угля является профессиональным риском для шахтера, - говорит публицист и писатель, автор книг по истории Николай Стариков в беседе с корреспондентом
Накануне.RU. - Так что здесь нет ничего удивительного. Если мы вспомним историю наших самодержцев, которые носили разные наименования - я имею в виду "царь", "генеральный секретарь", то мы увидим, что многие из них ушли из жизни в результате покушений, террористических актов или дворцовых переворотов".
Во-вторых, не касаясь вопроса святости Николая II (пусть это останется делом святых отцов), необходимо констатировать - с мирскими делами последний царь Романов явно не справился, допустил развал страны, приход к власти Временного правительства, при котором и отрекся добровольно от престола, чем отвратил от себя подавляющее большинство своих подданных.
Потому рассматривать те события необходимо в контексте истории, учитывая все факты - лишь для того, чтобы остаться объективными, когда мы судим об исторической личности правителя Николая, а не о святом.
"Нужно учитывать время и обстановку. Нельзя вырывать событие из контекста, - комментирует Накануне.RU историк Александр Колпакиди. - Что такое фальсификация? Это когда событие вырывается из контекста, все, что говорится, - правда, но вырванная из всего контекста. В это время происходил
белочешский мятеж, во всех городах Урала убивали простых людей без суда и следствия (и о них церковь не вспоминает сейчас), и убивали людей даже без всяких заседаний, не было никаких белочешских исполкомов, нелегитимно убивали всех избранных руководителей в городах - народно избранных, старост, председателей.
Казнь екатеринбургских большевиков легионерами чехословацкого корпуса
За несколько месяцев 1918 г. убиты несколько десятков тысяч от Поволжья до Владивостока. Везде, в каждом городе были убиты без суда и следствия. Не одними чехами, белогвардейцы принимали активное участие, поддержали чехов. Причем, самое поразительное, что убивали не только мужчин, но и женщин, страдали и дети. Девушки вылавливали трупы, чтобы похоронить красноармейцев, их стали расстреливать - убили 16 женщин только за то, что они хотели тела захоронить. Возникает вопрос - это не люди что ли? Эти десятки тысяч - это не люди, эти девушки - они не безвинные жертвы? А их почему убивать можно? Если мы решили примириться - белые и красные, - то тогда давайте поставим точку. Безвинные убийства были массовыми и всеми сторонами".
Песня красных партизан Восточной Сибири времен Гражданской войны: "Отец мой был природный пахарь, А я работал вместе с ним. Отца убили злые чехи, А мать живьем в костре сожгли. Сестру родную в плен забрали, А я остался сиротой".
Воспользуемся советами историка. И во время празднования так называемых "Царских дней" вспомним всех царей, которые погибли не своей смертью. Для некоторых почитателей Романовых, возможно, будет открытием, что не все они, оказывается, погибли в 1918 г.
Традиция цареубийства сколь неприятная, столь же древняя. Древняя как само возникновение монархической государственности.
Если говорить о святости, то напомним - список канонизированных русских князей стартует с 1547 г. и включает в себя представителей династии Рюриковичей - начинается прямо с полумифологизированных Осколда (Аскольда) и Дира, которых убил Вещий Олег. Оскольд, кстати, в крещении Николай. Продолжает список около 150 святых княжеской крови и пятеро Рюриковичей-царей. Около десятка Гедиминовичей и других представителей западнорусских родов.
Затем идут канонизированные Романовы. И, оказывается, это не только известная нам семья последних Романовых, казненная в Екатеринбурге, она лишь венчает список, в котором значится и Павел Петрович, к примеру. Пять святых плюс мученики. Имеются и канонизированные неправящие князья, и есть "маргинальный" список, который официальная церковь не принимает - среди тех святых есть и Иван Грозный, по последним исследованиям, также, между прочим, убиенный. Александр II Освободитель - тоже мученик. И даже есть Александр III, но он уже "благоверный", хотя есть ряд экспертов, которые склонны верить, что и его смерть можно назвать насильственной, а, значит, по логике знатоков святости, и мученической.
Если же, как было до сих пор, концентрировать особое внимание на Николае II, то легко заразиться цареискупительной ересью, идеей ультраконсервативных русских националистов и монархистов, которые исповедуют "Учение о царе-искупителе". Рядом церковных деятелей, в частности, покойным Даниилом Сысоевым, отмечается, что такие взгляды имеют явные признаки ереси, сектантства внутри церкви или даже раскола.
Убийство под видом естественной смерти
Немаловажно напомнить, что когда мы говорим про Романовых, то это "условные" Романовы - Гольштейн-Готторпская династия, которая у нас только фигурировала под фамилией Романовы, но к которым не имела уже никакого кровного отношения, начиная с Петра III, Гольштейнского принца. Род Романовых по мужской линии пресекся, на самом деле, довольно рано - со смертью внука Петра. 14-летний Петр II скончался от оспы - казалось бы, естественная смерть. Но вот вам историческая деталь - оказывается, князь Сергей Петрович Долгоруков, дети которого болели оспой, не прекращал приходить во дворец, хотя это было запрещено, так как Петр II Алексеевич в детстве не переболел ветрянкой (как сообщал историк медицины Рихтер). С тех пор пошли слухи об убийстве Петра II под видом естественной смерти.
Иван Грозный. Отравление ртутью
Сложно сказать, кого "первым" убили таким образом, но в череде убиенных есть и последний Рюрикович - Иван Грозный. В 1963 г. в Архангельском соборе московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана IV, его сыновей - царя Федора и царевича Ивана, и гробница виднейшего военачальника князя Михаила Скопина-Шуйского.
Комиссия, в состав которой входили и судебные медики, обнаружила в останках Ивана IV и царевича Ивана почти в пять раз большее количество ртути, чем в объектах из саркофагов царя Федора Иоанновича и князя Скопина-Шуйского. Причем, ртуть не могла попасть в останки извне, так как в стенках всех гробниц ее было обнаружено ничтожно мало. Следовательно, соединения ртути попали в организм царя Ивана и его старшего сына при жизни (обвиняют Годунова и Бельского, они могли подкупить врача Грозного).
Кстати, царевич Иоанн, которого якобы убил отец, на самом деле умер от тяжелой болезни, и в дошедших до
нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. Первым это доказал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своей книге "Самодержавие Духа".
Получается, цареубийство еще до Смуты никак не было прецедентом в истории государства российского.
Смута
Поводом к великой Смуте стало именно прекращение рода Рюриковичей. Чего вообще-то от плодовитого Иоанна Васильевича трудно было ожидать. Три сына царя погибли. Причем, нас по-прежнему убеждают, что старшего (Ивана), то есть, прямого наследника, царь убил сам. Мол, крайне не сдержан был во гневе.
Может, и не сдержан, но то, что Грозный жизнь положил на то, чтоб создать мощное Государство Российское, даже завзятые либералы не отрицают. И где логика? Жизнь положить на создание государства - и одним ударом бездарно прекращать собственный род?
Иван был уже взрослым в момент своей смерти. Гораздо печальней то, что младшего сына Грозного - Дмитрия, еще ребенка - жестоко убили и цинично сказали, что он сам заколол себя.
Борис Годунов санкционировал расследование так называемого "Угличского дела". Что, спрашивается, могло обнаружить в такой ситуации следствие, если именно Годунову и выгодно было "убрать" царевича?
Собственно, имя младшего сына Грозного стало своеобразным нимбом, флагом, символом, под эгидой коего и пошла на русской земле великая смута. Пришествия Лжедмитриев стали тогда традицией. Счет этим Лжедмитриям, которых как флаг (якобы наследный монарх!) использовали поляки, тогдашние олигархи - родовитые бояре и вообще все, кому не лень - историки до сих пор ведут разный. Некоторые ученые люди считают, что Лжедмитриев было два, другие - три, третьи - от четырех до шести единиц по городам и весям разной весовой категории.
Последним претендентом на престол в финале Смутного времени до воцарения Романовых стал сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II.
Как известно, земля русская, выгнав ляхов, встала перед вопросом - откуда взять царя.
Естественно, как это всегда бывает, монарх должен был появиться как результат компромисса всех сил влияния. А утвердиться фигура монарха должна была на Соборе.
Одним из кандидатов в той предвыборной гонке стал 16-летний сын деятельного, умного и циничного патриарха Филарета (в миру родовитый боярин Федор Никитич Романов) - Михаил. Не вдаваясь в отдельные и очень запутанные передряги той исторической предвыборной гонки, в скобках заметим - важную, если не решающую роль тогда сыграла поддержка так называемого вольного казачества, оказанная Филарету при избрании Собором его сына новым русским монархом. Любопытно, что фактически при первом Романове страной правил формальный двуумвират в лице отца - патриарха, главы церкви и сына - официального царя. Официальные государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха, а патриарх Филарет именовался также Великим государем. Более такого слияния власти церковной и государственной в истории российской государственности не прослеживается.
Что касается судьбы сына Марины Мнишек и то ли Лжедмитрия II, то ли атамана Заруцкого - так называемого Ивана-воренка, то она была крайне печальной, но абсолютно логичной и цинично целесообразной с точки зрения выстраивания властной вертикали.
После того, как полячка Марина обратилась в 1613 г. к "аппарату" будущего Собора, заявив наследные права своего сына на русский престол, а Собор избрал Михаила Романова, судьба и матери, и малолетнего сына была предрешена.
И хотя Марина Мнишек добровольно-принудительно приняла-таки присягу новому царю, но на том первый Романов просто не мог остановиться. Предыдущие смутные годы и постоянно воскресавшие Лжедмитрии не давали повода для милосердия относительно отдельного человека. А политическая целесообразность - суть которой вообще-то не в абстрактных истинах, а в судьбе всей страны - требовала убийства мальца Ивана-воренка. Пусть и имевшего весьма соминительные права на престол - но тут главное слово "имевшего". Носителя таковых прав история требовала оставить одного.
Что и было сделано. Первый царь Романов принял решение.
Заступника Марины - атамана Заруцкого посадили на кол, Мнишек отправили в темницу, а невинного, между прочим, ребенка прилюдно повесили около Серпуховских ворот.
24 декабря 1614 г. полякам было объявлено, что в Москве "Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнен, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла".
Марина Мнишек с сыном Иваном на Медвежьем острове на реке Яик прячутся от царских войск
Говорят, петля не затянулась, и трехлетний (!!!) мальчик погиб в мучениях от холода много часов спустя - "за свои злые дела", как гласил приговор.
Кольцевая композиция - смута началась со смерти ребенка - Дмитрия - и закончилась уже при избранном Романове еще одной казнью мальчика. Эксперты, склонные к мистицизму, видят в этом знак судьбы - последний Романов "отработал карму" за весь род и потерял всех своих детей.
Но, увы, здесь нет никакой мистики, проза жизни такова - царем быть опасно, возможным наследником монархического престола быть еще опаснее.
Политическая целесообразность одинаково жестока и к детям, и к девушкам, и к старикам. И не зависит от трактовки потомков.
Иван Антонович - заточение и убийство без суда и следствия
После Петра II настоящим мучеником можно признать Ивана Антоновича - правнук Ивана V, со-царя Петра I (в детстве их двоих усадили на трон, но Иван, хоть формально и был царем, к службе интереса не проявил, тем и остался жив, наверное). Иван Антонович царствовал первый год своей жизни, а все остальные провел в одиночном заключении - российский узник "в железной маске", - с ним запрещали разговаривать даже охране, и надеялись, что он сойдет с ума. Елизавета Петровна не решилась убить его, зато при Екатерине II "спровоцировали" побег и убили 23-летнего Ивана VI. Можно его за мученичество сделать святым? - по крайней мере, грехов в одиночном заточении вряд ли он совершил много.
Петр III - пьяная ссора или классическое убийство - без суда и следствия?
Петр III - первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. Какими бы неоднозначными сейчас ни казались его действия, кто-то говорит о предательстве российских интересов, а кто-то видит "положительные начинания" - факт остается фактом: он был свергнут, а затем убит при невыясненных обстоятельствах - то ли убил его фаворит жены Орлов, то ли заболел, но ему не была оказана достаточная медицинская помощь.
Известны три письма Алексея Орлова Екатерине из Ропши, в первом: "Урод наш очень занемог и охватила его нечаенная колика, и я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил", в последнем: "Матушка, его нет на свете, но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя. Но, государыня, свершилась беда: мы были пьяны, и он тоже, он заспорил с князь Федором [Барятинским]; не успели мы рознять, а его уже не стало".
К слову, смерть Петра не была необходима Екатерине II, они уже достигли определенных договоренностей, что Екатерина будет регентшей до совершеннолетия их сына Павла - но, как известно, сегодня договорились, а на завтра в такой-то губернии (или за рубежом) подняли бунт и объявили царем Петра III. В любом случае расследования смерти не было, тем более суда, а ведь не последний человек был в государстве.
Окончание. Оригинал:
Nakanune.ruСкриншот Скрин-2__________
См. также:
- 16.07.2016 15:37
«Царские дни». О традициях цареубийства в «России, которую мы потеряли» (часть1) // bav-eot.livejournal.com.
www.nakanune.ru- 16.07.2016 16:00
«Царские дни». О традициях цареубийства в «России, которую мы потеряли» (продолжение) // bav-eot.livejournal.com.
www.nakanune.ru- 03.12.2015 00:50
Бой за станцию «Войковская» // «Советская Россия».
Скриншот- 22.12.2015 15:34
Сколько цареубийц в династии Романовых? // tekstus.livejournal.com.
voiks- 18.01.2016 02:25
Лейтенант Забелин о цареубийцах (Операция "Трест", 1967) // tekstus.livejournal.com.
voiks- 25.05.2016 14:00
Царский выбор. Формируем рейтинг российских монархов // www.livejournal.com/magazine.
tekstus voiks- 17.07.2016 21:05
Стол ломился от яств. «Уральский рабочий», 1993-07-17, N131 // voiks.livejournal.com.