Часть-1 Часть-2 Часть-3 ИА Красная Весна | Фёдор Кауфман / Газета «Суть времени» №548 / 24 августа 2023
Украинские учебники по истории как основа нацификации украинцев
Повстанческая азбука, обложка. 2013
Новонаписанная история Украины основана на нескольких простых идеях: «настоящая Русь» - это Украина с центром в Киеве, Московское государство - «не русское» государство, Москва - это «главный враг» Киева, русские ненавидят Украину и используют ее только как сырьевую базу для своей империи
На протяжении трех десятилетий образовательная система Украины используется политиками страны как инструмент по распространению нацистской идеологии. Историю XX века украинские школьники изучают только в 10-м классе, но с деятельностью украинских нацистов, которых на Украине принято считать героями, они знакомятся на протяжении всего обучения. И это - магистральная линия «патриотического» воспитания на Украине.
При этом агрессивный национализм прививается детям не только на примере деятельности бандеровцев - под эту задачу выстроен как весь школьный курс истории Украины, так и внеурочные занятия. Украинские учебники переполнены историческими мифами и откровенной ложью.
Конечно, каждый может в теории обратиться к специальной исторической литературе и самостоятельно отделить факты от вымыслов. Но мы прекрасно понимаем, что этим станут заниматься единицы. Большинство же людей будут черпать информацию из СМИ, блогов и других интернет-ресурсов. При этом в школе историю так или иначе изучают все. Именно с помощью школьного курса можно осуществить массовую идеологическую обработку.
Древнеукрские «воины света» против «москалей»
Националистическая пропаганда появилась в учебниках по истории Украины сразу же после развала СССР. На протяжении 90-х годов ее значение неуклонно нарастало. Министерство образования Украины, Институт истории Украины и Украинский институт национальной памяти (УИНП) разрабатывали соответствующие программы и концепции преподавания истории.
Отдельно стоит обратить внимание на деятельность УИНП, который, в отличие от минобра и Института истории, является чисто идеологической структурой. УИНП был создан в 2006 году по инициативе президента Украины Виктора Ющенко и подчиняется министерству культуры. Именно здесь осуществляется основное конструирование исторических мифов и «отмывание» нацистских преступников. Из недр УИНПа вышли законы «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» и «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке». Здесь составляют рекомендации о том, как правильно относиться к русским и как - к бандеровцам.
Но УИНП занят не только идеологическими разработками и организацией многочисленных выставок и мероприятий, в ходе которых происходит открытая героизация украинских нацистов, Петлюры и всех бандитствовавших атаманов. Вмешивается УИНП и непосредственно в образовательный процесс. Так, в 2016 году институт подготовил рекомендации для педагогов, как правильно рассказывать о Степане Бандере, и посоветовал разучивать с детьми гимны УПА*. А в 2020 году УИНП разработал для школ «Курс лекций о российской агрессии».
В постсоветский период героизация нацизма на Украине шла по нарастающей, всё более набирая обороты.
В 1997 году президент Украины Леонид Кучма поручил создать правительственную комиссию для изучения деятельности ОУН-УПА* и выработки официальной позиции в отношении этой организации. Комиссия работала при Институте истории Украины. Через три года она представила «Историческую справку и исторический вывод по проблеме ОУН-УПА* в предварительном варианте». Авторы документа приравнивали ОУН-УПА* к национально-освободительному движению. Однако в начале 2000-х закон «О восстановлении исторической справедливости в отношении борцов за независимость Украинского государства», написанный на основе данной справки, принять так и не удалось.
«Оранжевый» президент Виктор Ющенко в 2007 году присвоил Роману Шухевичу звание Героя Украины. А в 2010 году, незадолго до окончания президентского срока, Ющенко присвоил звание Героя Украины и Степану Бандере. Правда, вскоре, после прихода к власти Виктора Януковича, у Бандеры и Шухевича эти звания отобрали, сославшись на то, что оба они не были гражданами Украины.
В 2014 году Порошенко учредил в честь украинских нацистов так называемый День защитника Украины, отмечаемый 14 октября (в 2021 году его переименовали в День защитников и защитниц Украины). В школах Украины в этот день теперь проводятся «патриотические» мероприятия.
Наконец, в 2015 году решением Верховной рады Украины всё-таки был принят вышеупомянутый закон «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке», окончательно приравнявший бандеровцев к членам антифашистских национально-освободительных движений.
За прошедшие 30 лет на Украине несколько раз принимали новые образовательные стандарты, но главной целью исторического образования оставалась реабилитация и героизация нацизма. И изложение всей истории Украины осуществлялось именно таким образом, чтобы можно было совершить эту идеологическую операцию.
Новонаписанная история Украины основана на нескольких простых идеях, которые можно сформулировать следующим образом: «настоящая Русь» - это Украина с центром в Киеве, Московское государство - «не русское» государство, Москва - это «главный враг» Киева, русские ненавидят Украину и используют ее только как сырьевую базу для своей империи.
Для утверждения в учебниках и в умах учащихся этих мифов необходимо было создать альтернативную историческую концепцию, претендующую на раскрытие «неудобной правды», которую в течение многих веков якобы скрывали от украинцев, чтобы сдержать развитие данной «великой общности». По этой же причине появляются и рассказы о тысячелетней истории Украины и формировании украинского языка в середине I тысячелетия н. э.
Но не стоит относиться с иронией к украинской исторической концепции и ее насаждению в образовании. Точно такую же операцию проводили и нацисты в Германии. Там также был создан миф о великой германской нации, имеющей древнее прошлое. Что привело к величайшей исторической трагедии и, как следствие, к сильнейшему удару по немецкой идентичности.
В украинских учебниках по истории вы не встретите рассказов о «древних украх». Для этого есть специальная литература. Но это не значит, что детей в школах не убеждают в древности и особенности украинской «нации» и украинского государства. Однако делается это достаточно тонко.
На глубокую древность украинской истории авторы учебников намеками и прямо указывают на протяжении всего последнего тридцатилетия. Так, в учебнике Власова, изданном в 2005 году, в параграфе о первых государственных образованиях на территории Украины написано: «Свыше тысячи лет насчитывает история герба Украины - тризуба. <…> Все исследователи тризуба единодушны в том, что он имеет древнее происхождение». Напомним, что тризуб являлся фамильной эмблемой Рюриковичей и после утери Киевом роли политического центра как раз не использовался на территории современной Украины в течение почти тысячи лет. Вспомнили о нем украинские националисты только в 1917 году с подачи псевдоисторика Михаила Грушевского. Но украинцам нужен миф об их «тысячелетнем» государстве, а значит, нужен и миф о древности тризуба.
По той же самой причине весь курс истории Украины представлен как бесконечная череда национально-освободительных войн, продолжавшихся непрерывно на протяжении тысячи лет. В этот идеологический конструкт встраиваются государства, которых никогда не существовало (таковыми объявляются все варианты казацких Сечей), а любое крестьянское или казацкое восстание именуется борьбой за свободу украинской нации.
Некоторым авторам хочется углубить историю «украинской цивилизации» еще более радикально. И они намекают на то, что все человеческие общества, проживавшие на территории современной Украины, являются модификациями единого культурно-исторического субъекта. И вот, благодаря принятому в настоящее время учебнику по истории Древнего мира, шестиклассники при изучении курганов ямной культуры периода энеолита узнают, что курганы эти «появились в степях Украины в то же время, что и первые пирамиды в Египте времен Раннего царства. Неудивительно, что курганы называют „пирамидами украинской степи“». Правда, кто их так называет, остается загадкой.
Национальную идентичность можно сформировать только на исторической правде. На Украине же мы сталкиваемся с мифологизацией истории по образцу нацистской Германии. Цель этой тотальной мифологизации - утверждение исключительности украинской нации. Такой миф всегда содержит две обязательные составляющие - злые силы, стремящиеся подчинить себе весь мир, чтобы утвердить свой «темный порядок», и добрые силы, олицетворяемые в нашем случае «исключительной нацией», которая одна видит всю сущность «зла» и с разной степенью успешности противостоит его носителям.
В нацистской Германии носителями зла были объявлены евреи, а также другие «неполноценные» народы. Для украинских нацистов эту роль прежде всего выполняют русские, а также поляки и евреи.
Образ России как векового средоточия зла в новой украинской исторической науке отнюдь не фигура речи. Так, в 2021 году на Украине к 30-й годовщине независимости был снят документальный сериал под названием «Коллапс. Как украинцы разрушили империю зла». В фильме рассказывается о событиях 1991 года в СССР и о действиях украинских политиков, направленных на развал СССР. В привычной манере самовосхваления бывший президент Украины Леонид Кравчук и его подельники рассказывают о том, как они противодействовали ГКЧП и подталкивали Советский Союз к развалу.
Фильм этот в начале 2022 года выложил на своем сайте Институт истории Украины. А в марте 2022 года этот же институт, развивая тему борьбы «тьмы» и «света», опубликовал на своем сайте некролог о смерти идеолога неонацистского батальона «Азов»* Николая Кравченко, который при жизни не только не скрывал своих убеждений, но и активно нес их в массы. В данном некрологе сообщается, что под Киевом погиб Николай «Крук» Кравченко - «один из лидеров Азовского* движения, кандидат исторических наук, википедист и воин света».
Воспитание юного бандеровца: мультики, азбуки и прочее
Мысль о том, что Россия является настоящим царством зла, детям на Украине внушают с самого раннего возраста. На освобожденной от украинских неонацистов в ходе военной спецоперации территории обнаруживают большое количество детской пропагандистской литературы. При этом рассчитаны книги на детей любого возраста, начиная с самых маленьких.
В 2015 году издательство «Мамино солнышко» выпустило детскую книжку «Героям слава! Рассказы для детей о героях фронта и тыла», в которой описываются «подвиги» участников АТО («антитеррористической операции» киевских необандеровцев в Донбассе). 15-тысячный тираж этого издания разошелся за несколько дней. Авторы посчитали, что дети должны с малолетства знать язык ненависти, и поместили в книжку такие выражения: «москали показали свое звериное лицо», «москальские танки», «сепары потеряли десяток убитыми».
В 2018 году в Центре детского и юношеского творчества Северодонецка презентовали комикс «Приключения Никитки». В этом комиксе рассказывается о злодеяниях «террористов» из ДНР, которыми руководит командир по фамилии Ватников. Детям внушают, что Россия якобы поссорила Донбасс с Киевом и мешает воссоединиться единой украинской нации. Издание комикса курировал председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз, обещавший широко распространить его по региону.
Пропагандистских изданий, в которых русские и жители ДНР и ЛНР представлены либо как кровавые палачи, либо как зомби, на Украине немало. При этом многие из них сделаны именно в виде комиксов. Такие агитки дети запоминают проще и лучше.
Ну, а если ребенок не умеет или не хочет читать, то он может посмотреть мультик.
Кадр из мультфильма «Воины леса». 2016
В 2016 году в Ивано-Франковске был снят мультипликационный фильм «Воины леса». Героями этого мультика являются бойцы УПА*, которые, размахивая бандеровским флагом, изгоняют «клятых москалей», желающих захватить Карпаты и вырубить там леса. Командира красных отрядов зовут в мультике Володя Путлер. А один из положительных персонажей мультика, узнав, что в деревню пришли русские, говорит: «Хлопцы, у нас праздник! Сегодня умрет много москалей». Вторая серия мультфильма, в которой Сталин заключает договор с чертом, чтобы уморить Украину голодом, победил в номинации «Лучший анимационный фильм зрительских симпатий» на украинском Международном кинофестивале «Брукивка».
В марте 2022 года на Украине выпустили два мультика про отношения Украины и России. Один из них называется «Мыкола и Иван», а другой - «Катруся и Маруся». Иван и Маруся - это русские дети, которые постоянно обижают добрых и умных Мыколу и Катрусю, не разрешают им общаться с другими детьми и постоянно всё у них забирают. Эти пропагандистские штампы вдалбливаются детям в голову буквально с пеленок.
Для тех же, кто учится читать, на Украине подготовлен специальный тип азбуки. С 2013 года в стране издается так называемая «Повстанческая азбука» («Повстанська абетка»). Книга эта выдержала четыре переиздания. Поначалу автор книги Олег Витвицкий распространял «Азбуку» собственными силами при поддержке депутата Тернопольского горсовета Виталия Цимбалюка, на чьи деньги осуществлялось первое издание. Позже популяризацией «Азбуки» занялся Ивано-Франковский областной музей освободительной борьбы имени Степана Бандеры. Дети получают книгу, приходя в музей на экскурсию.
Заставка мультфильма «Катруся и Маруся». 2022
Героем «Азбуки» является мальчик по имени Алярмик, служащий связным в одном из отрядов УПА*. В Facebook’е* у Алярмика даже есть своя страничка, на которой Витвицкий активно прославляет УПА* и Бандеру.
Уже на примере данной «Азбуки» можно на практике ознакомиться с методами, использующимися на Украине для идеологической обработки детей. Бандеровцы представлены на страницах этой книги как непримиримые борцы за новое светлое будущее свободных людей. Мешают им создать свое государство Гитлер и Сталин, против которых якобы и сражаются свободолюбивые бойцы УПА*.
Детям внушается, что бандеровцы разгромили гитлеровцев, «омыли грязь с сапог в Рейне», а теперь готовятся к борьбе с «царством тьмы», сердце которого, конечно же, находится в Москве.
Авторы «Повстанческой азбуки» приравнивают Россию к некоему сущностному злу не при помощи тонких образных приемов. Создатели Алярмика понимают, что детям, которые только учатся читать, будет сложно понять намеки. Поэтому соответствующие эпитеты по отношению к Москве и России в книге используются без обиняков.
Так, на букву «Й» украинские дети учат стишок о том, что Гитлер и Сталин на двоих создали царство зла. А после того как они пали под ударами бандеровцев, миссия возрождения «ханства зла» перешла к герою по имени «Лилипутин», правящему «Московией»:
«Йосипенко и Адольфик больные
На двоих творили царство зла.
Но на украинском просторе
Получили в морду от УПА*
Повстанцы сильно им врезали,
Так что йод с бромом не спасали
Тех тиранов, и тогда они
Со злости новую шишку придумали
И имя дали - Лилипутин
Чтоб возродилось ханство тьмы».
/«Йосипенко і Адольфик хворі
На двох творили царство зла,
Та на українськім просторі
Дістали в пику від УПА*.
Повстанці добре їм вкресали,
Ні йод, і бром не рятували
Отихтиранів, то ж вони
Новецабе створили з люті,
І ймення дали - Ліліпутін,
Щоб відродити ханство тьми»./
При знакомстве с буквой «М» дети читают стих про «Московию», который начинается строчкой «Масковiя - це ханство страху». А со своими врагами Алярмик и его друзья бандеровцы обещают разделаться так же, как они это сделали с Ватутиным в 1944 году. Украинские нацисты очень гордятся тем, что они смогли смертельно ранить советского генерала, освобождавшего земли Украины от гитлеровцев.
Повстанческая азбука, «М - Масковiя». 2013
Не забыли авторы «Азбуки» и о классическом мифе. В стишке на букву «Н» («Наскоки») дети могут познакомиться с героями античных мифов, к которым приравнена так называемая «Небесная сотня» майдана.
«Легенда оживает Трои -
Эней ведет новых героев,
Небесную сотню бойцов».
/«Легенда оживає Трої -
Еней веде нових героїв,
Небесну сотню вояків»./
Отметим, что авторы этого стишка подспудно отсылают к «Энеиде» Котляревского, представляющей собой бурлескную пародию на поэму Вергилия, в которой Эней оказывается казаком. Перелицованная таким сомнительным образом «Энеида» считается на Украине первым национальным светским литературным произведением.
Наиболее же скверным и издевательским, конечно, является стишок из «Азбуки» на букву «В», в котором рассказывается о том, как «славное» бандеровское войско возникло на территории Волыни. Волынь - это историческая область на Западе Украины. Бандеровцы развернули здесь террор и устроили в 1943 году печально известную Волынскую резню, в ходе которой было зверски убито не менее 36-40 тысяч человек.
«Волынь - повстанческих сил колыбель,
Где для подполья настоящий рай.
Возникло там украинское войско,
Чтобы освобождать родной край».
/«Волинь - повстанських сил колиска,
Де для підпілля справжній рай.
Створилось там українське військо,
Щоб визволяти рідний край»./
Памятник жертвам «Волынской резни» (г. Торунь, Польша). 2017
Попав в систему националистической пропаганды, ребенок остается в ней на протяжении всего времени обучения. Ведь, согласно современному украинскому мифу, Москва всегда существовала в качестве темного антипода Украины.
Средняя школа: «плохая» Россия и «хороший» украинский национализм
Преподавание истории в украинской школе - это некое зазеркалье, где предательство становится подвигом, враг - союзником, а брат - непримиримым врагом. Из спорных же исторических версий выбираются и интерпретируются соответствующим образом только те, которые «подтверждают» исключительность украинской нации.
Так, в 5-м классе украинские ученики проходят курс под названием «Введение в историю», в ходе которого дети должны продолжить учиться ненависти. Им опять дают точные ориентиры в системе «друг - враг». Уже здесь детям очень подробно рассказывают о «Голодоморе», во время которого Россия якобы целенаправленно уничтожала украинскую нацию. В ходе долгого повествования авторы сообщают, что при Сталине «была истреблена национально сознательная украинская интеллигенция». И делалось это всё, само собой, для того, чтобы удержать в повиновении свободолюбивых украинцев.
Тут же дети узнают и о «настоящих» героях и друзьях Украины, которыми являются националисты. В каждом учебнике рассказывается о бандеровцах, изображаемых в ореоле героических борцов за свободу нации. А в одном из пособий выделенное на полях определение гласит: «Националисты - сторонники учения о ценности народа и созданного им государства. Украинские националисты ценят Украину, ее самостоятельность во внешних и внутренних делах. Лозунг украинских националистов «Украина - превыше всего!». Напомним, что данный лозунг является прямым переводом нацистского «Германия превыше всего!». Так в десятилетнем возрасте дети учатся гитлеровским установкам, искренне считая их выражением патриотизма.
Курс по истории Украины начинается в 7-м классе. И уже с первых параграфов главной темой становится противостояние между Россией и Украиной. Пока же сама Москва не вышла на историческую арену, роль антипода Киева выполняет Великий Новгород. Абсолютно искусственным образом славянская общность делится на поднепровскую «Русь-Украину» и ее северных соседей, которым быстро даются противоположные - «светлые» для поднепровцев и «темные» для их соседей - характеристики.
Брошюра Лонгина Цегельского «Русь-Украина, а Московщина-Россия». 1916 (Издана Союзом освобождения Украины)
«В то время как в Среднем Поднепровье развивалось и крепло Киевское княжество, на севере восточнославянского мира единства не было. По сообщению Нестора Летописца, в 862 г. ильменские словены и кривичи пригласили варяжского вождя Рюрика с супругой „княжить и владеть ими“», - так ненавязчиво начинают узнавать дети о том, что русское государство выросло из хаоса, а украинцы, они же «руськие», изначально смогли создать здоровое и крепкое общество. Заодно детям подсовывают и вышеупомянутое понятие «Русь-Украина» (она же «Украина-Русь»), предложенное еще в конце XIX века всё тем же Михаилом Грушевским. По утверждению составителей украинских учебников, «современные украинские историки (их имена умалчиваются. - Авт.) в отношении государства с центром в Киеве, которое в конце IX-начале XII в. объединяло восточных славян, используют название Русь-Украина». Добавим, что апологеты «Украины-Руси» заявляют, что истинной Русью является Украина, а «москали» узурпировали русскую историю и русское имя как таковое.
Авторам учебников необходимо противопоставить Киев и Москву. Поэтому Рюриковичей, впоследствии основавших московский престол и строивших централизованное государство, они сразу же изображают в виде разрушителей некоего якобы до них сложившегося украинского государства со своей правящей династией.
Версия о существовании киевского государства в IX веке выстраивается вокруг полулегендарных фигур Аскольда и Дира. Украинские «историки» настаивают на том, что Аскольд, являющийся представителем «династии Киевичей», якобы и захватил черноморское побережье Крыма (Аскольд действительно участвовал в неудачном походе на Византию, но назвать это покорением черноморского побережья нельзя даже с натяжкой), и христианство пытался ввести на Руси (чистая фантазия - напомним, христианство на Руси вводил более чем через век Рюрикович Владимир).
С самого начала изучения курса «истории Украины» составители учебников используют выгодную им гипотезу, приправленную мифом. В исторической науке действительно существуют разные точки зрения на происхождение Аскольда и Дира. Версия о том, что Аскольд является потомком легендарного Кия, впервые появилась в XV веке в работах польского историка Яна Длугоша. И хотя она была поддержана некоторыми крупными советскими учеными, в настоящее время всё же эта версия считается недоказанной.
Современные же украинские авторы, настаивающие на версии о киевском происхождении Аскольда, очень любят при этом ссылаться на «Повесть временных лет». В чем-то их можно понять. Во-первых, это один из наиболее ранних источников по истории Руси. А, во-вторых, он ведет свое происхождение из Киево-Печерской лавры, что особенно греет душу украинскому националисту.
Но проблема заключается в том, что именно в «Повести временных лет» Аскольд и Дир представлены как дружинники Рюрика, которых он отправил в поход на Византию, но которые решили обосноваться в Киеве. Опять же, согласно данной летописи, приехавший в Киев в 882 году Олег, перед тем как убить Аскольда и Дира, упрекает их в том, что они, будучи не княжеского рода, узурпировали власть.
В исторической науке есть разные версии происходивших в столь далекое время событий. Если бы авторы украинских учебников были озабочены образованием детей, а не выполняли заказ на воспитание нового гитлерюгенда, то они либо полноценно представили бы версию «Повести временных лет», либо объяснили, откуда появилась версия об украинском происхождении Аскольда. Однако авторам учебников нужно получить фигуру, которую они могут противопоставлять всем Рюриковичам, включая князя Владимира. Именно для этого сообщается, что Аскольд чуть ли не ввел христианство. Представить же данную версию нужно как единственно верную и самую древнюю.
Миф о существовании в IX веке национального украинского государства сопровождается обсуждением формирования тогда же украинского языка. Ведь если уж было некое фантастическое государство «Русь-Украина», возглавляемое династией Киевичей, которых свергли Рюриковичи, то и язык, наверное, должен был быть свой?
Надо сказать, что языковой вопрос остро стоит на всех постсоветских территориях. В любых межнациональных конфликтах или при попытках доказать свою идентичность националисты всегда объявляют язык некоей ценностью самой в себе. При этом языковая принадлежность используется как маркер лояльности «некоренного» населения к «коренному».
Но украинские языковеды опять попадают в непростую ситуацию. Известно, что до XIX века украинского языка как такового не существовало. Его наукообразное оформление произошло как раз в рамках формирования антирусского «украинства». Занимались дооформлением украинского «литературного» языка в конце XIX - начале XX века всё тот же Михаил Грушевский, преподававший с одобрения австрийских властей во Львовском университете, и его соратники из львовского «Научного общества имени Шевченко». Благодаря Грушевскому в «мову» оказалось привнесено множество галицизмов и полонизмов.
Никаких свидетельств существования украинского языка в древнерусских летописях нет. Наоборот, мы читаем о том, что были введены «русские письмена». И именно поэтому попытки описания формирования украинского языка звучат крайне нелепо.
Ученикам сообщается, что «в VI-VII вв. формировались признаки будущего украинского языка. В частности, здесь начали использовать в языке мягкий звук «г»». Окончательная же фаза формирования украинского языка, как утверждается, приходится на XI-XIII века, так как в «„Повести временных лет» летописец часто смешивал украинские слова, которые, вероятно, были присущи живому разговорному языку, со староцерковнославянскими. Здесь встречаются украинские слова «рожь», «пашня», «чечевица», «заря», «супруги», «наемник», «пахать», «манить», «мед», «блюдо» и т. д.».
Такие утверждения звучат не только антинаучно, но и просто абсурдно. Однако в ответ на критику заявляется, что русские просто украли у украинцев культуру и государственность и скрывают правду о древности украинского языка. В рамках данной идеологической конструкции представленные доказательства могут существовать, но только к науке это уже не имеет никакого отношения.
Излагать достоверно историю Украины периода раздробленности, монголо-татарского нашествия и пр. украинским идеологам также было бы проблематично. Никакого украинского государства тогда не существовало. При этом политический центр русского государства перемещался несколько раз. Изначально княжеский стол был в Новгороде. Затем оформилось государство с центром в Киеве, затем центр переместился во Владимир, а потом в Москву. (Добавим, что, как все помнят, в период Российской империи центр переместится в Петербург, а в советское время - вновь в Москву.) В период нахождения политического центра в Киеве дооформлялась культурная и религиозная основа единой восточнославянской общности. Это произошло после того, как Рюриковичи, установившие власть в Х веке на всех землях проживания восточных славян, заимствовали христианство из Византии. Под властью Рюриковичей и благодаря их усилиям христианские религия и культура распространились по всей территории Руси. Киев сам по себе никакой особенной роли в этом процессе не играл.
С середины XII века Киев теряет статус политического центра, а в период междоусобной борьбы и в особенности монголо-татарского нашествия находится не только в политическом, но и в глубоком экономическом упадке. Вслед за политическим центром естественным образом перемещался и центр экономический, а также, с некоторым запозданием, религиозный и культурный. При этом территория современной Украины, уже не будучи, как в древности, центром государственной жизни, оставалась частью Русского государства. Соседние же государства периодически захватывали данные коренные русские территории.
Такова историческая правда. Однако украинские «историки» убеждают школьников в том, что некое украинское государство существовало «всегда». Период с момента перемещения в XII веке политического центра во Владимир и до появления квазигосударственных украинских образований в начале XX века они пытаются представить в виде реконкисты.
Таким образом, Киевская Русь изображается в виде некоего украинского царства, которое распалось. А соседние государства якобы веками делят наследие этой империи, не обращая внимание на страдания украинского народа.
Продолжение.
Оригинал:
rossaprimavera.ru