Раздумья о коммунизме 1: «Боль и отчаяние проигравших»

Jan 02, 2010 01:35


Продолжим начатый разговор. Кстати, если кто-то подумал, что я решил «забить» и проигнорировать заданные «неудобные» вопросы, потому что мне «нечего ответить», то он глубоко ошибся. Просто вопросы действительно серьёзные, и на многие из них мне пришлось ответить сперва самому себе. Точнее, перевести давно созревшие, но неоформленные ещё ответы на язык чётких формулировок.


Истину (адекватную Карту) порождает реальность (Территория). Однако, старая пословица в чём-то права: самая лучшая социальная организация процесса сверки Карт с Территорией решается в условиях конкурентной борьбы картографов - то есть в споре.

Но с кем мне спорить? КПСС давно нет, и под «коммунизмом» сейчас каждый понимает свою собственную мечту, основанную на одной из тысяч частных теорий. После долгих раздумий, я выбрал фантаста Йара Эльтерруса. Несмотря на обилие чисто фэнтезийной мути, его «Аарн», как ни странно, наименее противоречивы.
Так как:
а) лишены комплексов и моральных запретов (истинного источника Зла);
б) поголовно являются телепатами (без чего сложная организация безыерархического общества невозможна);
в) пополняют ряды только за счёт лучших-из-лучших, либо собственных детей, улучшаемых методами генной инженерии (что позволяет обходиться без внутривидового отбора);
г) развивают (главным образом за счёт чужой утечки мозгов) самые лучшие технологии, делающие их общество изобильным Раем.
д) долго живут благодаря своим технологиям (что делает для них массово интересными долгосрочные амбициозные проекты).

И при всём при том автор достаточно честен с собой, чтобы признать: создание даже такого общества невозможно без уникальной личности Командора, который:
а) бессмертен (то есть способен выдерживать длительный курс);
б) трудноубиваем (то есть недоступен для внутреннего или внешнего силового смещения);
в) принципиально альтруистичен, так как уже наигрался в Императора Галактики;
г) способен трансформировать человеческую природу (эту роль могла бы играть технология, но тогда со временем ею овладели бы враги, и сказке конец).

Автор долго (в трёх книгах на 6 печатных томов) экспериментировал со своим детищем, сталкивая его со множеством устаревших социальных концепций, пока не понял примитивную ленинско-сталинскую лесную истину: выживает сильнейший, и добрым, чтобы выжить, придётся воевать, невольно становясь таким образом злыми. Поняв это, автор расформировывает свою Мега-Коммуну, превращая её в лишённый формы Секретный Орден Просветителей. Вчерашние Свободные тайно присягают на верность заранее обработанным государям и президентам, преврящаясь в тайную элиту интеллигенции, этаких масонов…

Но это уже частные детали. В конце концов, можно сослаться на то, что автор «не справился». Нас же интересуют не книги, а применимые к реальности концепции. Итак, цитата, отражающая «среднее арифметическое» мнение моих коммунистических товарищей:

- Хорошо, - взгляд Командора сделался задумчивым. - Извините, но начну издалека, иначе всего нужного не объяснить.
- Внимательно вас слушаю, - поудобнее устроился граф, предварительно налив обоим еще понемногу виски.
- Прежде всего для понимания моих мотивов важна теория конкурентных и неконкурентных цивилизаций.
- А это здесь причем?
- Очень даже причем, - заверил Илар. - Как вы знаете, мне больше двадцати тысяч лет. Я ходил по сотням вселенных, видел бесчисленное число миров, был свидетелем расцвета и падения множества цивилизаций. Мало того, долго копался в социологическом инфоархиве давно ушедшего в Сферы народа. До того этот народ миллионами лет наблюдал за развитием других народов в нескольких вселенных. И из собственных впечатлений, и из древнего архива я вынес один довольно неприятный для представителя нашего типа цивилизаций вывод.
- Какой? - подался вперед Дарв.
- Любая конкурентная цивилизация обречена, начиная с определенного уровня, на застой и гибель. За миллионы и миллионы лет иного не случалось. Ни разу!
- Вы уверены? - резко помрачнел граф.
- Да! - подтвердил Командор. - Если хотите, могу дать координаты упомянутого архива, сами поглядите что к чему. Он в нашей вселенной и даже в нашей галактике расположен, в малом шаровом скоплении ZXL-842, точные коордиты 873 на 411 на 533 согласно проекции Кавина на центр галактики в изометрическом преобразовании.
- Благодарю, - записал координаты Дарв. - Обязательно побываю там.
- Знание языка ор-инау, как называл себя этот народ, могу передать вам прямо в мозг, - предложил Илар.
- Э-э-э... - неуверенно протянул граф. - Лучше не мне, а одному из секретарей, не хочу, простите уж, рисковать.
- Как пожелаете, - пожал плечами Командор. - Мне, в общем-то, все равно. Но продолжу. Понимаете, до определенного уровня развития конкурентность необходима. Именно она заставляет разумных выйти в космос и дорасти до галактического уровня. Однако затем становится гирей на ногах, не пускает дальше. Свою роль, понятно, играют также законы Воздаяния и Равновесия. Как маг, вы должны о них знать.
- Знаю, естественно, - кивнул Дарв, напряженно размышляя. - Но не вижу взаимосвязи между ними и конкурентностью.
- Да? - удивленно вскинул брови Илар. - А зря, она прямая. Что прежде всего порождается конкурентностью?
- И что же?
- Боль и отчаяние проигравших. И весьма определенная карма для выигравших. Ведь большинство разумных во имя выгоды готово сотворить что угодно, даже не задумываясь о последствиях. Разве нет?
- К сожалению, - поморщился граф.
- О таких понятиях, как доброта, честь, совесть и порядочность я даже не говорю, - усмехнулся Командор. - Их просто игнорируют, да еще и считают уделом лузеров.
- Согласен. Но какое отношение все это имеет к связи между конкурентностью и развитием?
- Сейчас объясню. Стремление прежде всего к выгоде порождает вкладывание средств в сектора, приносящие максимальную прибыль в короткий срок. Во что вкладывают больше средств во всех странах галактики - в гиперфизику или в выдумывание новых типов украшений и парфюмерии?
- Во второе, - вынужден был признать Дарв. - Но вы не совсем правы, есть немало людей, понимающих гибельность такого пути. Меня хотя бы взять. Мои научные структуры заняты прежде всего глобальными, а отнюдь не прикладными исследованиями. И средств на них я не жалею!
- Это вы! - возразил Илар. - Но вы - нетипичный пример. Возьмите любую корпорацию, глава которой не имеет никакой сверхцели. Для него важно одно - прибыль. Чем обычно занят научный сектор его корпорации? Отнюдь не глобальными исследованиями.
- Но...
- Погодите, я могу проиллюстрировать свою точку зрения. Вспомните последние тысячелетия до возникновения ордена. Был ли во время них совершен хоть один кардинальный прорыв в науке? Мелкие улучшения давно известного не в счет. Учтите, тогда никто не собирал вместе самых талантливых, Аарн тогда просто не существовали.
- Вы правы, галактика много тысячелетий топталась практически на месте, - скривился граф. - Я не раз пытался понять почему так случилось.
- Причину я сообщил выше, - усмехнулся Командор. - Главную. А теперь давайте рассмотрим времена ордена. Ваши претензии к нам я знаю. Но подумайте, если бы ордена как такового никогда не возникло, то что ждало бы большинство гениев, которым мы дали возможность творить? Что стало бы с Рогаром и Багом Бенсонами, например? Первый загнулся бы лагере, а второй погиб на свалке. Что случилось бы с Виктором Ломачинским? Расстреляли бы, мы его из камеры смертников вытащили - у себя на родине он был офицером проигравшей гражданскую войну стороны. И подобных примеров я могу привести десятки тысяч.
- Ничуть не сомневаюсь, - тяжело вздохнул граф. - Но это не отменяет того, что вы забирали из всех стран галактики лучших из лучших. Пусть бы даже большинство из них погибло, но кое-кто сделал хоть что-нибудь.
- Вы сами знаете, что настоящие таланты, не говоря уже о гениях, плохо ориентируются в обычной жизни, они живут в своем собственном мире и, сталкиваясь с обычным, чаще всего неспособны сопротивляться ему. Не обладают они так называемой предприимчивостью. Ведь что такое предприимчивость, если разобраться? Изворотливость, подлость, жестокость, беспринципность, лживость. Наиболее полно обладающий этими качествами и является наиболее "предприимчивым".
- В этом вопросе вы, конечно, правы. Но он не отменяет вышесказанного. Хоть кто-то сумел бы добиться своего.
- Возможно, - не стал спорить Илар. - Мы действительно совершили слишком много ошибок. Теперь я понимаю, что следовало не забирать гениев к себе, а создать условия для реализации их потенциала на родине.
- Вот! - поднял палец граф. - Если бы вы так поступили, вам бы в ноги поклониться можно было!
- Вся беда в том, что это не помогло бы изменить суть конкурентных цивилизаций, - помрачнел Командор. - А в том, что конкурентность на нашем уровне развития - тупик, вы вскоре убедитесь и сами. Это со временем понимает любой умный человек.
- Вы можете привести пример неконкурентной цивилизации, исключая орден?
- Естественно. Эльфы и орки, хотя бы. Они достигли потолка развития в физическом плане бытия и ушли в Сферы, к данному моменту превратились в нечто, мало для нас представимое. Ушли бы и раньше, но столкнулись с моей Темной Империей.
- Об этих народах сохранилось слишком мало данных... - скривился Дарв. - Я не могу судить достоверно.
( Йар Эльтеррус, Отзвуки серебряного ветра)

Прочитали. Обдумали. Осознали.

Теперь будем, в обычной манере, раскладывать по полочкам.

Начнём с самого простого и одновременно психологически самого важного.
Что главным образом раздражает красных товарищей в конкурентном обществе? «Боль и отчаяние проигравших» .

Действительно: если в бизнесе, профессиональной иерархии, карьерной лестнице постоянно идёт борьба, то неизбежно 1% самых хитрых, умных, настойчивых и пр. завоюют себе «первые места», в то время как 99% остальных будут вынуждены чувствовать себя неудачниками. Это же очевидно! И непонятно, почему этот пользователь voiceoftheworld, пишущий о манипуляциях социальным инстинктом, не придаёт этому значения?..

Представьте мировой чемпионат по боксу. Тысячи спортсменов бьют друг другу интеллигентные одухотворённые лица. Тысячи тренеров, старших братьев, мам, пап, поклонников и поклонниц сливаются в едином порыве разрушительного экстаза: «Бей! Работай САМ! ДВИГАЙСЯ, ДВИГАЙСЯ! Мочиииииии!!!!» Все они - лузеры. Все они обломаются. Выиграет только один боец со своей командой тренеров, пап и мам. Утрутся и останутся отчасти довольны серебряный и бронзовый призёры. А остальные будут запивать горе…

Теперь вопрос: а где в этой системе вы? Не абстрактный «человек из народа», о котором вы так радеете, а именно ВЫ? Радуетесь, обливая квартиру шампанским? Пьёте горькую, переживая поражение? Нет? А что вы тогда делаете? Как это - «ничего»?! Вам пофиг? Как же так можно?! Ведь человек в конкурентной системе - он или победитель или проигравший, вы же сами сказали! Ааа, вы, оказывается, вне системы, вы не профессиональный боксёр! А почему перчатки под кроватью? А, это вы в спортзал для здоровья ходите…

Итак, является ли профессиональный бокс уродующей человека системой, основанной на ложных ценностях/идеалах, искусственном конфликте и прочих прелестях? Безусловно, является.
Является ли человек, боксирующий с друзьями по вечерам, рабом этой системы? Безусловно, нет: у него отсутствует искусственная мотивация. Ему не нужен кубок мира, он не старается нокаутировать партнёра, ему нужно просто разрядиться после трудового дня. «Конкуренция» на ринге - чисто игровая: настучав друг другу по носу, друзья только укрепят свою дружбу.
А вот если кто-то, получив по носу, расстроится - значит, с ним что-то не то. Какая-то гнильца. Где-то в подсознании дурацкая иерерхическая программка свила себе уютное гнёздышко. «Раз я не лучший в мире боксёр - значит, я лузер».

Понимаете теперь, почему я так часто и последовательно называю ярых противников конкуренции «лузерами»? Потому что сама мысль «раз я с вероятностью 99% не могу победить - отмените соревнования!» может родиться только в мозгу лузера, который очень-очень хочет победить, но не может. Если я свободен от навязываемого мне желания любой ценой выиграть гонку, то мне безразлично имя чемпиона. Более того: и чемпион и все 99 проигравших для меня одинаковые хомячки, белки в колесе. А то, что один хомячок бегает быстрее другого - давно известная истина…

…Тут я закрываю руками уши и падаю под стол от мощной звуковой волны. Это сотни голосов взвыли как один: «У нас нет выбора! Весь мир превращён в соревнование! Это же война всех против всех! Не заняв призового места, не заработаетшь денег, а без них не прокормить семью! Эта система заставляет нас быть врагами друг другу! Делает вражду выгодной, а альтруизм уделом лузеров! А мы хотим и не конкурировать, и при этом жить достойно!»

Отвечаю. Уважаемые, а почему вас не заставляет быть врагами спортивный клуб? Почему вы спокойно переносите тот факт, что у кого-то из ваших друзей или подруг бицепсы, член или груди больше, чем у вас? Почему вы не ратуете за равенство телесных форм? Ведь это так несправедливо: кому-то от природы дана идеальная фигура, а кто-то всю жизнь мучается. Даёшь единый биологический стандарт вида! Один рост, один тонус мышц, один уровень гормонов. Цвет кожи и глаз - по вкусу (мы ж не тоталитаристы какие).

…Простите, я переписал последние абзацы несколько раз, но всё-таки не уверен, что точно донёс мысль. Понимаете, есть Территория. Тот самый реальный мир, который существует независимо от наших теорий. И этот реальный мир задаёт свои императивы. Например:

Кошки и собаки - хищники.

Мы дышим кислородом, который вырабатывают растения.

Люди от природы разные.

То, что наши любимые питомцы созданы жрать сырое мясо, никак не относится к насилию. И мы нагло воруем у растений кислород, а вместо благодарности их поедаем не потому, что мы злы, а потому что так уж мы устроены.
Где большее насилие - в кошке, поедающей свежую мышь, или в хозяйке, кастрировавшей кота и откармливающей его картошкой?
И если уж до конца стоять за вселенскую справедливость, почему бы нам не перейти на искусственный кислород? Или присвоить каждой брюкве гражданство, как равноправному и полезному члену общества?

Гравитация, потребность в пище и воздухе, наша смертность - вещи очень неприятные, но никак не относящиеся к Системе в целом или капитализму в частности. Напротив, это Система, скрепя сердце, вынуждена под них подстраиваться.

Люди разные. Кто-то сильнее, кто-то умнее, кто-то красивее, кто-то гений, а кто-то дегенерат. Любая попытка уравнять людей - по сути своей НАСИЛИЕ. Это значит, что вы искусственно обрезаете крылья сильным и пинаете под зад слабых. Равенство между людьми возможно только при применении насилия. Понятия «Свобода» и «Равенство» НЕСОВМЕСТИМЫ.

Вы видите (да, и благодаря моим неточностям тоже) зло не там, где оно есть.

Если у Арнольда огромные мышцы, а у Васи порок сердца и он комплексует, то зло не в Шварценеггере. Зло в Васиной системе ценностей, заставляющей его желать чего-то жёстко определённого и не видеть моря альтернатив. Играть и пытаться выиграть на чужом поле.

Если вы уже поняли, что все эти Лексусы, Гуччи, Ролексы, трёхэтажные особняки, коньяки и яхты вам нахер не нужны, что это просто приманка для ментальных рабов - то КАКОГО ХРЕНА вы продолжаете ныть о несправедливости?! Значит, вы тоже хотите. Значит, зависимы. Значит, не можете выиграть в игру по правилам и хотите быть читерами.

Система начинается с внушения ложных потребностей. Те самые «дом-машина-костюм-парфюм-яхта». Потребности эти безграничны. Если вы «попались», то вынуждены участвовать в производстве и распределении. При этом система распределения - дело сугубо вторичное. Поскольку люди по природе не равны, то обиженные будут ВСЕГДА. Только при «капитализме» обиженными будут слабые, а при централизованном распределении - сильные, которые будут производить больше, а получать как все.

А что если сделать централизованное распределение справедливым? Учитывать рабочее время, ценность привнесённых идей, вредность труда для здоровья… Ребёнку ясно, что таким образом мы придём к тому, с чего начали: начнётся конкуренция за лучшие места, самые сложные работы, опять появятся лузеры… Если вы хорошенько подумаете над оптимизацией всего этого, то поймёте: любая искусственная система распределения благ, будучи оптимизирована до предела, превратится в обычную рыночную систему.

На уровне психологии весь этот спор «совок против капитала» весьма поверхностен. Мы имеем дело со следствиями, старательно избегая причин.

Причина проблем здесь одна - ФЕТИШИЗМ. Желание иметь какие-то вещи не потому, что они нам необходимы, а потому что у кого-то они есть, и это считается круто.

Бороться надо не с дядями, у которых фенечек больше, а с тягой к фенечкам в собственной голове. Когда эта болезненная страсть пройдёт, вы увидите мир совсем другими глазами. Глупый, пустой мир, в котором кроме дифференциации штанов у людей нет цели. Где идеалом справедливости видится раздача всем одинаковых Четланских штанов. Огромный улей зашоренных тупых потребителей, озабоченных тем, чтобы сожрать не меньше окружающих.

Спускайтесь уровнем глубже. Меняйте потребности. Отучайте себя желать того же, что все. Прекратите сравнивать себя с Абрамовичем, Тимоти, Тайсоном и ещё хрен знает кем. Не играйте внутри себя в эту ненужную глупую RPG - и вы никогда не будете проигравшим!

UPD. Подводя итог: Неравенство людей заложено самой природой. Ни одна система распределения не сделает их равными без применения насилия. Проблема "проигравших" целиком и полностью психологическая. Она решается освобождением от социальных программ, заставляющих людей воспринимать естественное неравенство как зло. Перестаньте воспринимать мир, как арену борьбы за деньги. Перестаньте играть и начните жить.

Разумеется, это ответ только на один из целого ряда вопросов. В ближайшее время обещаю, не отлынивая, ответить и на другие.

Продолжение следует.

Коммунизм, Теория Системы, Размышления

Previous post Next post
Up