Вел тут ночами пару интересных дискуссий с умными людьми либертарианцами. Рекомендую:
О мошенничестве, наркотиках и системах Можно ли применять силу только к непосредственным насильникам, или к их учителям тоже? Что я все этим хотел сказать, в сухом остатке?
1. Свобода воли - первична. Собственность, насилие/ненасилие, запреты/разрешения - частные случаи жизни. Либо люди обладают свободой воли и умеют ею пользоваться, либо они являются явными или скрытыми рабами социальных систем. Бесполезно выводить некие абсолютные "принципы свободной жизни" - они лежат не в сфере законов, а в сфере психологии. Ментальный раб останется рабом даже в голой тундре, а свободные люди умудряются качать свои права даже при тирании. Недопустимо попирать свободу воли какими бы то ни было "принципами". Если группа свободных людей решит построить на своем участке коммунизм с запретом частной собственности - это их право.
2. В современных условиях большая часть людей никогда не становятся свободны - они проживают свои жизни имитаторами, дрессированными приматами, носителями социальных систем. Можно сколько угодно "верить в человека", приписывая ему свойства свободы воли, самостоятельности, способности принимать решения. Увы, реальность не зависит от вашей веры. Свобода воли не дается даром, она возникает в процессе самоосознания, является плодом умственных усилий, многих лет работы над собой. Можно сколько угодно считать Махатму Ганди и условную "Свету из Иваново" равными. Но реальность такова, что они НЕ равны, даже не похожи: их алгоритмы принятия решений совершенно различны, разница в сложности такая же, как между кошкой и муравьем.
3. Поэтому все ваши теории, исходящие из понятия "человек должен" или "человек имеет право", "человеку присуще" построены на иллюзии. Что такое "Человек"? Тело о двух руках и ногах, или уникальная познающая система? Вы выкидываете за борт самое главное, фундаментальное - свободу воли - приписывая ее как нечто малозначащее всем, кто имеет 2 руки и 2 ноги. Напрасно! Научитесь видеть реальность такой, какова она есть: в настоящий момент большая часть тел управляется не индивидуальными познающими системами, а внешними системными командами, передающимися через воспитание, взаимное общение и СМИ. Эти люди отличаются от вас радикально! Они - это вы много лет назад, до того момента, когда начали мыслить сами. Они - это вы в школе: взрослые дети, ползающие по жизни от звонка до звонка, списывающие друг у друга, боящиеся наказания от учителей и родителей. Помогите им вырасти! Не игнорируйте их слабости, их незнания, их несвободы!
4. Система существует. Не можете пока осознать - примите как факт. Ваши потуги отрицать это выглядят как попытки клетки свести организм к "сумме воль миллиарда клеток". Организм - не сумма клеток, а система взаимосвязей между клетками. Простая сумма клеток - это свежий труп. Надеюсь, разница понятна? Научитесь мыслить иначе - исходя не из тел, а из концепций. Представьте себе армию дроидов в миллион юнитов. Это миллион индивидов, или миллион экземпляров одного и того же изделия? То же самое и с людьми. Если у миллиона людей часть мозга запрограммирована одинаковым образом, то это не миллион индивидов, а миллион носителей одной и той же информационной сущности, сколько бы вы ни закрывали на это глаза. Отличие от дроидов только в том, что некоторые личные косметические отличия все же имеются. Но если миллион таких мемботов идет и делает что-то общее, довольно наивно приравнивать их действия к актам воли свободного человека. Гораздо продуктивнее найти и грохнуть станцию управления.
5. Попытка воспринимать всех людей так, как будто они УЖЕ внутренне свободны, и только глупые законы мешают им этим наслаждаться, подобна магии, шаманским танцам с бубном. Довольно самовнушения! 99% проблемы - не отменить законы при наличии свободных людей, а создать этих самых свободных людей в должном количестве. В течение этой зимы мы смогли достаточно точно оценить количество свободных. И оно пока несколько отличается от 100% населения, не так ли?
6. Из всего вышеперечисленного никоим образом не следует элитарность или "избранность" свободных людей. Свобода воли - это как умение управлять автомобилем. Полезный навык, приобретающийся научением и увеличивающий ваши возможности многократно. Этому может научиться почти каждый (за исключением, может быть, олигофренов). Но это требует усилий, в том числе усилий инструктора. Так что кончайте рассуждать о "священном праве каждого водить автомобиль", а просто берите и УЧИТЕ ИХ ВОДИТЬ.
Как-то вот так...