Леонид Нилович Колосов и Талабские острова

Apr 13, 2013 12:56

Итак, переплыв реки, перейдя горы и перебравшись под минометным огнем через линию фронта, я все-таки добыл книгу И.Рахтанова, в которой был интересующий меня отрывок о Балаховиче. Оказалось, это не художественный рассказ, а действительно очерк от советского писателя, который посетил Талабские острова в 1929 г.
Итак, интересующий меня отрывок о Гражданской войне на островах.

На кладбище на Талапске стоит деревянный памятник красного цвета. Это памятник революционерам: Залиту, именем которого назван остров, Хорьеву, именем которого называется народный дом, и Белову, именем которого назван бывший остров Верхний. Залит Иван Яковлевич был учителем министерской школы на Талапске. В сельсовете висит его портрет, пожалуй, единственный в мире. На портрете, сделанном, вероятно, в псковской художественной фотографии, изображен полный человек с бородой и длинными усами, в форменном галстуке и синем вицмундире. Этот человек в тысяча девятьсот восемнадцатом году стал председателем комитета бедноты, выступал за список номер шесть - список большевиков и при содействии местного попа Леонида Ниловича Колосова образовал кружок сочувствующих большевизму, а в скором времени человек этот был выдвинут в председатели Псковского исполкома. В Пскове тогда были немцы, и исполком находился в селе Торошине. Залит приехал в Торошино, оставив своим заместителем на островаx попа Колосова. И вот поп стал во главе комитета бедноты. Прежде всего комитет обложил купцов, живших на Талапске (каждый из них должен был заплатить по 500-600 рублей), потом комитет объявил мобилизацию в Красную Армию. На мобилизацию из купеческих детей явились только шесть человек, а двадцать семь, перебежали к немцам во Псков. Они-то и положили начало знаменитому в истории контрреволюции Талапскому белогвардейскому полку. В туманную ночь седьмого октября старого стиля белогвардейцы приехали на Та/13/лапск в лодках со стороны Таловенца, то есть с противоположной Пскову стороны. Их приняли за таловенских. Белогвардейцы арестовали весь комитет беднотц - Хорьева, Галахова и Колосова. В этот день Залит случайно был на островах, но в шесть часов вечера он уехал, а белогвардейцы приехали ночью. Арестовав комитет бедноты, они пожалели, что главного-то - Залита - не поймали.

- А он в Гирине, в деревне ночует,- сказал Савва Зыбин, занимавшийся извозом.
Это погубило Залита. Белогвардейцы поехали на берег в Гирино и захватили сонного Залита. Тут же в Гирине был и Белов, приехавший с Верхнего.

Арестованного Колосова, который рассказывал мне все это, привели в сарай у часовни и первым вызвали на допрос.
- Ты поп? - спросил офицер.
- Поп.
- Так. Сукин ты сын. Ты за Совдепию проклятую? Да? Ладно. Пойдешь молебен служить, сукин поп. Народ требует. Ясно? Да?

- Служу заутреню,- рассказывал мне Колосов,- и слышу, как Залита ведут. Ну, кончил я. Не знаю, что делать. Куда идти - не знаю. Приказов нет. Разрешили пойти домой пить чай. Я скорей домой, сжег все бумаги комитета бедноты. Только кончил, является офицер. Обыск. Рылся, рылся и ничего, конечно, кроме пепла, не нашел. «Мы тебя, говорит, отец святой, мы тебя в Киев под суд патриарха отправим или нет - лучше на суд публики, на всенародный суд». Вывел он меня на площадь перед церковью, народ собрался, а он и спрашивает: «Что, православные, с попом делать? Большевик он - свиная башка».- «Что делать? Отпустить! - кричит народ.- Куда ты Залита дел? Куда пароход ушел? Отвечай! Отпустить!» А они, белогвардейцы, Залита, Белова, Хорьева и Галахова на пароходе увезли и утопили. Всех. Только ряса меня тогда и спасла. Ну вот. Делать нечего. Суд публики не состоялся. Отпустили меня. Шесть недель были у нас белогвардейцы. Объявили острова крепостью, подняли флаг. А всего в крепости две пушки. Потом, когда немцы ушли из Пскова, наши герои эвакуировались. Пришли ко мне и - «собирайся на пароход с нами, долгогривый». Ну а я в сеновал запрятался. Нет меня дома. Обыскали, не нашли - нет меня. Им торопиться нужно /14/ было. Озеро совсем замерзало. Так без меня и уехали. |А утром, по свежему льду, к нам на острова пришла Крас-ная Армия. Я поехал в Псков и написал отречение. Подстригся в парикмахерской. Тут меня сейчас же назначили в ревтрибунал обвинителем. Жена была у меня классово чуждый элемент. Дочь она Соловьева, купца. Работаю я в трибунале, вдруг вызывает меня товарищ и говорит: «Садитесь, говорит, гражданин Колосов, так и так, дочка твоя Булаховича цветами встречает». Очень мне было это неприятно. Все это жена.

А с Булаховичем у меня такой случай произошел. Был он еще тогда советский служащий. Я поехал в Торошино к Залиту. Поговорили мы с ним - он собрался идти к товарищу Фабрициусу. Я с ним пошел. У Фабрициуса кто-то сидит. Я сказал Фабрициусу, что не доверяю Булаховичу. Сам я тогда еще в рясе был. Меня Залит просил не снимать пока. Сказал, что не доверяю Булаховичу, и чувствую, как меня Залит под стулом жмет, а я ничего не понимаю. Я говорю: «Не нравится мне этот Булахович, не наш он человек». Товарищ Фабрициус покраснел и ответил, что он не согласен со мной, Булахович - преданный революции генерал. Пошли мы домой, а Залит мне и говорит: «Там Булахович сидел, а вы при нем, Леонид Нилович». Через две недели Булахович изменил революции. Во Пскове развесил афишки: даю за голову попа Колосова двадцать пять тысяч. А моя дочка его цветами встречала. Все жена. Я с ней развелся. Классово чуждый она элемент, Соловьева дочь.

И.Рахтанов. Колосов, или Александровский посад, или Талапские, или Залитские острова // На широтах времени. М., Советский писатель, 1980. с.13-15.

Итого.
1. Удивительно, но рассказ почти полностью совпадает с версией, изложенной самим Пермикиным, писателем-современником Л.Ф.Зуровым и всеми остальными, что бывает не так часто: http://northwestarmy.ru/materialy-proekta/talabskij-rejd-osenyu-1918-goda-problemy-datirovki-i-sostava-xronologiya
Я так понимаю, что грозил ему лично Пермикин, "герой белого дела". А то, что "народный полк из рыбаков" оказался сколочен отчасти из сынков талабского купечества... Ну да, это забавно. Если теперь белодельцы еще будут рассказывать байки про "народный полк из угнетенный рыбаков", я буду знать, чем им отвечать.

2. Получается, что от неминуемой смерти товарища Колосова, который был председателем комбеда (!), спас только духовный сан... Но в то же время белый террор побудил его окончательно отойти от религии. Одновременно стало понятно, что за "семейные неурядицы" имела в виду одна белогвардейская ревельская газета, которая рассказывала, что Колосов поддался из-за них большевизму нехорошего Залита.
Кстати, в том очерке указано, что Колосов стал бухгалтером талапского колхоза имени Ивана Залита и проводил антирелигиозные лекции в Народном доме. В принципе, типичная история "красного" священника. Так держать!

3. Сомнения относительно Балаховича были уже где-то недели за две до его побега - то есть, 25 октября по новому стилю. То есть, практически одновременно с побегом Пермикина. Видимо, на него и перекинулось подозрение, тем более, что лично Колосов его даже не видел. Это вполне понятно. Непонятно, почему Балаховича сразу не взяли на мушку... Но в то же время Балахович не мог не чувствовать угрозы. Чего же тянул? Не мог перейти сразу с полком и вынужденно рисковал? Впрочем, рискованностью Балахович всегда отличался.

В общем, не могу сказать, чтобы это сильно раскрыло дело, но зато эти сведения подтвердили все, что я уже знаю, и тем самым приоткрыли историю гражданской войны на Северо-Западе.

Кстати, там были еще любопытные строки относительно жизни и быта талапских рыбаков, тем более что в 1929 г. сохранилось многое от их старого уклада. Оказывается, они действительно были весьма консервативными, верующими, у каждого дома даже после коллективизации оставалась лампадка Страшно любили выпить - практически весь заработок сверх оствленного на хозяйство и целкового хозяйке вскладчину отдавался на выпивку и закусь. В общем, герои белого делого, бесспорно))

Предыдущие ссылки по теме. Поиск продолжается.
http://ru-history.livejournal.com/3498117.html
http://ru-history.livejournal.com/3551597.html
http://ru-history.livejournal.com/3552661.html
http://voencomuezd.livejournal.com/456193.html
http://voencomuezd.livejournal.com/590403.html
http://voencomuezd.livejournal.com/590403.html
http://voencomuezd.livejournal.com/613041.html
http://voencomuezd.livejournal.com/614803.html

Северо-Западный фронт, священники

Previous post Next post
Up