Постижение нуара №3. "Двойная страховка" (1944)

Aug 17, 2018 11:19

Если первым нуаром был "Незнакомец на третьем этаже" (1940), а первым "чистым" нуаром "Мальтийский сокол" (1941), то первым нуаром, пробившим большую дорогу и признание жанру, была "Двойная страховка" (1944). Семь номинаций на Оскар - такого до сих пор еще не было. Режиссер Били Уайлдер, автор "В джазе только девушки", сценарист - Раймонд Чандлер, автор детективов. Как тут пройти мимо?





По сюжету перед нами типичный детектив в популярном тогда жанре "рассказ мертвеца", в роли которого выступает сам преступник. Ночную тьму прорезает несущийся на всей скорости автомобиль. Припарковавшись к обочине, водитель тяжело выходит и поднимается в кабинет. Он ранен. Вставив валик в диктофон, он начинает свою исповедь. Его зовут Уолтер Нефф, он один из лучших страховых агентов компании. Точнее, был им - пока его не соблазнила жена его клиента Дитрихсона, ради которой, а больше даже для себя, он пошел на убийство ее мужа - ради двойного размера страховки... Само убийство, как водится, прошло без сучка без задоринки - но идеальных преступлений не бывает, и вскоре все пошло совсем не так, как планировалось. Говорят даже, что кино заложило целые основы жанра типа ночного действия, косых полос, роковой женщины, полутьмы и рассказа от первого лица. Хрен знает, конечно, надо будет проверить, штамп про роковых красоток, во всяком случае, уже тогда был штампом. Но выглядит действительно круто, особенно в ночных сценах, которых тут в избытке.





Но главная ценность тут в сюжете. Сама по себе история, как влюбленные преступники проворачивают дело, после которого все идет не так и заканчивается крахом и взаимной ненавистью - не нова. Но для тех времен это было свежо, а главное, сценарий действительно интересный и интригующий. Обстоятельства, которые рушат план, продуманы отлично и естественно - уж лучше, чем в "Убийстве" (1956) Стэнли Кубрика, во всяком случае. Во-первых, мы даже толком не знаем, что задумал Нефф, и интересно следить за ходом развития событий. Во-вторых, неожиданный ход - сам его начальник понимает подставу и начинает искать убийц, не подозревая, что он сидит у него перед глазами. Это увлекает. К сожалению, во второй половине фильм несколько менее динамичен, чем в первой, так что развитие конфликта можно было сделать и подлиннее - а то все закончилось как-то быстро. Тем более, что это по факту не столько детектив, сколько триллер, несмотря на все традиционные черты, а триллер, где важнее запутанный ход событий и напряжение. Плюс, наверно, не стоило начинать фильм с показа подстреленного, потому что зритель сразу понимает, что рассказчик дожил до финала истории.





Но выглядит все очень стильно и интригующе, на сценарии и героях все держится, погружение отличное. Временами, правда, вспоминаешь, что это эпоха 40-х, когда встречается какой-нибудь пафосный глупый монолог героя, которые потом Годар в "Альфавилле" пародировал, или какая-нибудь пластмассовая сцена, из-за чего фильм напоминает уже не нуар, а пародию на него. Типа... "Уходи сию же минуту, я не хочу тебя видеть!" "Ладно, ухожу" "Стой. Я хочу тебя!" (ммма, ммма, ммммммма!) "Боже, какие у тебя духи. Из чего они?" "Не знаю, я купила их в дешевом магазине". И это я даже почти не утрирую. Но таких было всего две-три. Жаль, что одна из них финальная и довольно шаблонная по меркам жанра. Или тогда это еще не было шаблоном? В любом случае, хотя Нефф и сказал, что его возлюбленная необыкновенно порочна, учитывая финал, еще очень большой вопрос, кто тут наибольшая сволочь.





С исполнителем главной роли по странному совпадению получилось то же, что и с исполнителем главной роли другого нуара, вышедшего в том же году - "Это убийство, сладкая". Там на роль опытного циничного детектива Марлоу выбрали немолодого уже и немного грузного Дика Пауэлла, который вообще-то был известен как певец и комедийный артист. И ничего, вышло отлично. В "Двойной страховке" роль умного, циничного и бойкого страховщика выпала тоже артисту, в основном известному как комедийному, Фреду Макмюррею, который хотел выйти за рамки образа и потому в 40-е регулярно снимался в серьезных ролях. При этом Билли Уайлдер до него пытался нанять целую кучу разных звезд и единственный, кто согласился, но так и не смог... Тот же Дик Пауэлл! И если у Пауэлла в роли Марлоу чувствовался определенный диссонанс с образом из-за возраста и чисто фактуры (хотя, по-моему, фильм от этого только выиграл), то Макмюррей уложился в фильм как пасхальное яйцо в коробку. Играл блистательно, полная естественность. Барбара Стэнвик, конечно, тоже хорошая актриса, но честно говоря, так и не понял, зачем именно ее Уайлдер так решительно требовал на роль роковой красотки - будем честны, в Голливуде в те времена были бабы намного более страстные и сексуальные.





В общем и целом - один из лучших нуаров, что я пока видел и если смотреть что-то на эту тему, то, конечно, его.

нуар

Previous post Next post
Up