В мае я прервала свои посты про круиз на теплоходе "Сергей Образцов" по Оке. Хочу возобновить рассказ. После
экскурсии по Касимову мы прибыли в город Павлово, очень интересный и красивый.
Рассвет на Оке в то утро был очень нежным и тихим
легкий туман стелется по воде
рыбаки встают раньше всех
в Павлово мы приходим утром. Перед нами павловский понтонный мост - сейчас сведенный, а вот перед отходом из города мы увидим, как его разводят.
мост крупнее
дебаркадер - и издали уже можно начинать любоваться дивными зданиями
от реки поднимается лестница
к красивому кораблику с годом основания города: 1566
Как раз перед прибытием в Павлово мы с Аней обсуждали такой момент, что у нас в Израиле как-то по ощущениям большинство экскурсоводов - мужчины. А вот в России редко где попадется мужчина-экскурсовод, нам по крайней мере не попадались мужчины. В Павлове нас поделили на три группы, и двум группам из трех достались мужчины экскурсоводы. Опозорились мы с нашей статистикой :))
У нас был потрясающий экскурсовод, директор Исторического музея Николай Борисович Федотов, человек какой-то космической эрудиции и знаний. Он так интересно рассказывал, что жаль было отвлекаться на съемку, пропускать то, что он говорил. Ну а когда же снимать-то? :(((( Вместе с Николаем Борисовичем мы немного прошли по центру города, а потом пошли в Исторический музей. Начну я рассказывать с экспозиции музея, а прогулку до музея и нашу самостоятельную после музея объединю в следующем посте.
Исторический музей города Павлово расположен в большом, красивом старинном здании - особняке купца Василия Илларионовича Гомулина.
Из
журнала "Нижегородский музей":
"Хозяин усадьбы - Василий Илларионович Гомулин - был купцом во втором поколении. Его предки вышли из крепостных крестьян графов Шереметевых и испокон веков проживали в деревеньке с благозвучным названием Вязовка, расположенной напротив Павлова в пойме окского левобережья. Скудные песчаные почвы, протянувшиеся в округе на многие километры, рано отвратили их от хлебопашества, пробудив пытливость и удаль, сметливость и проворство. Забросив крестьянский труд, занялись они ремеслом, торговлей, откупом. Людьми не бедными слыли уже прадед и дед Василия.
В Павлово первым из обширного гомулинского рода перебрался отец Василия - Илларион Иванович. Свершилось это в самом начале 1870-х годов, после того как, изрядно поколесив по свету со слесарными изделиями местных кустарей, скопил он капитал, достаточный для приобретения участка в зажиточной торговой части села.
Сыновья его стали успешными купцами. Какое-то время их семейное предприятие выпускало медные поддужные колокольчики, маркируя звонкое, переливистое литье именами "В.И. Гомулин" и "Братья Гомулины".
Другой областью применения накопленных капиталов стало личильное дело (местное наименование шлифовки). Устроив в родной Вязовке, где мужики исстари жили этой работой, паровую личильню, Гомулины принялись сдавать места у шлифовальных станков в прокат своим бывшим односельчанам.
Василий Илларионович Гомулин с супругой Елизаветой Лавровной
Он был одним из наиболее крупных оптовых торговцев павловскими стальными товарами в конце XIXв. По объемам торговли в 1880-е годы Гомулин входил в пятерку крупнейших местных предпринимателей, суммы годовых оборотов которых составляли от 20 до 100 тысяч рублей . И это при том, что в отличие от других ему пришлось изъять из оборота еще и немалые средства на возведение каменного дома.
В усадебный комплекс входили: жилой дом с мезонином, имитирующим древнерусский терем
флигель, каретные сараи и окружавшая внутренний двор глухая кирпичная стена с двумя арочными проемами, закрытыми ажурным кружевом кованых ворот.
Построенный в соответствии с последними веяниями моды и претензией на барство - внутри стилизованных белокаменных геральдических щитов, украшавших аттики, помещались инициалы владельца - "В" и "Г", - он сразу стал архитектурной жемчужиной местного каменного строительства.
В возрасте 50 лет Василий Илларионович скончался, оставив все имущество супруге, которая продолжила его дело. На карточке она снята с приказчиками
Один из приказчиков, Федор Васильевич Варыпаев, много младше ее, стал ее вторым мужем. Елизавета Лавровна, перейдя в сословие мужа и став крестьянкой, продолжила торговлю. С началом Первой мировой войны, вызвавшей панику на внутреннем рынке и приведшей к резкому падению спроса на слесарный товар, она свернула свои коммерческие операции и сдала на три года складские помещения во флигеле усадьбы Нижегородскому губернскому земству.
Революционный поток, разлившийся по Российской земле в 1917 году, лишил ее крова, зато проверил искренность мужниных чувств. Потеряв дом и имущество, она обрела преданность и заботу, проведя вместе с супругом остаток жизни в семье двоюродного брата. Ее земной путь закончился в июне 1924 года". (конец цитаты из журнала)
Мы входим в здание музея, крыльцо под богатым кованым козырьком
И начинаем знакомство с городом. До похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году на участке Оки от Мурома до Нижнего Новгорода фактически проходила граница Московского государства. Первое письменное упоминание о нем мы находим в грамоте Ивана Грозного от 5 апреля 1566 года. Павлово было тогда дворцовым селом, т.е. входило в состав царской вотчины, и доходы с него шли на содержание дворцового хозяйства.
Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, а также выполняли поручения местной администрации. Они не платили налогов, не занимались земледелием, но им разрешалось иметь кузницы и заниматься рыболовством, охотой. Гарнизон крепости "Павлов острог" в XVI веке состоял из 50 человек во главе со стрелецким сотником.
В Павлове, кроме стрельцов, под защитой острога селились ремесленники - кузнецы, жестянщики, медники, бочары, горшечники и другие. Они и явились зачинателями металлообрабатывающего промысла, принесшего всероссийскую славу. Дальнейшему развитию павловских металлических промыслов способствовали близость производства металла в Выксе и муромских лесах (60-80 километров от Павлова), а также обилие хвойных и лиственных лесов, дававших сырье для производства древесного угля, необходимого в кузнечном деле.
В XVII веке в Павлове преобладали оружейные мастера и замочники. В первой половине XVII века появилось много новых видов изделий: столовые ножи и вилки, складные ножи, ножницы, бритвы, художественно оформленные металлические изделия. Павловчане исстари славились своими замками. Традиционной продукцией ворсменских металлистов были ножи и столовые вилки, с черенками из перламутра, кости, чёрного дерева, складные и перочинные ножи, кинжалы, художественно оформленные многопредметные ножи, бритвы. Во время Крымской войны здесь было начато производство медикохирургического инструмента.
В музее очень богатая экспозиция не только стальных изделий, но и разных каталогов торговых домов того времени. Вот прейскурант стальных изделий фабрики Василия Дмитриевича Кондратова и сыновей
вырабатывали в Павлове самые разные ножницы. На стенде под номером 1 - заготовки ножниц, также представлены хозяйственные ножницы, портновские, ножницы для срезания цветов, ламповые ножницы для снятия нагара.
батальонный набор со всем необходимым
медицинские инструменты фабрики Федора Михайловича Варыпаева
Слева: первофоратор, иглодержатель, щипцы. Справа: медицинская пила, крючок двойной, иглодержатель
Федор Михайлович Варыпаев родился в 1818 году в старинной павловской семье. Его предки занимались оружейным делом, торговлей стальным товаром, владели мастерскими и были достаточно обеспечены. Однако к рождению своего будущего великого потомка успели сильно обеднеть. Он учился у отца делу, перенимал его умения мастера-замочника, а после смерти родителя стал наследником маленькой мастерской, в которой трудились и его младшие братья. Постепенно к замочному делу Федор Варыпаев стал осваивать производство других изделий: ножниц, столовых и кухонных ножей. В 1839 году свои работы он впервые выставил на Всероссийской выставке мануфактурных и кустарных изделий, проходившей в Санкт-Петербурге, и получил лестные отзывы.
Год за годом авторитет Варыпаева среди крупных производителей России по-вышался. За первой выставкой последовали и другие. В 1858 году он получил серебряную медаль "За полезное" на ленте ордена святого Станислава. В этот же год он лично преподнес Александру II и его супруге свои работы и получил от царя право являться официальным поставщиком двора его императорского величества. Кроме него, никто за всю историю Павловского района такого высокого звания более не был удостоен.
Помимо столь важных наград и заслуг Варыпаев трижды завоевывал право ставить на своих изделиях государственный герб: в 1865, 1882 и 1896 годах.
Ф.М. Варыпаев снят в кафтане, подаренном ему императором Александром III
Замки в Павлове делали самые разные: тульские (винтовые), репчатые, цифровые, шведские, ошейные, замки с секретом. Замки маленькие и большие - всякие. Вот цифровые замки:
а это шведские
Павловские замки славились не меньше ножниц и ножей. Кустарь замочник И.И. Боков был награжден главным призом Международной выставки в Мадриде в 1907 г.
диплом
а вот награда кустаря Ф. Корягина. Медаль Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве, 1882 г. Оправа выполнена мастером.
Очень интересна история еще одного павловского предприятия - торгового дома М.И. Теребина. Из статьи
"Павловская трагедия":
"...Начиналось все с небольшой домашней мастерской столовых ножей, основанной в середине века XIX отцом убиенного Михаилом Ивановичем Теребиным. В ней и Василию (1871 - 1918), и его брату Алексею (1865 - 1912) досталось вкусить всех прелестей мастеровой жизни, познали они и раннюю побудку с петухами, и многочасовое корпение у слесарного верстака.
В.М. и А.М. Теребины, владельцы фабрики. 1901 г.
Наградой за усидчивость стали братьям искусные руки и похвалы за изделия мануфактурных и кустарных выставок, слова же «За труд и успех», отлитые на медали Саратовской губернской выставки 1893 г. оказались пророческими.
Именно трудолюбие, помноженное на восприимчивость к новизне, явилось основой их удачи. Они были одними из первых среди павловских кустарей, кто разглядел колоссальные возможности, таящиеся в силе машин, а главное - рискнул вложить в их приобретение все нажитое. За несколько лет небольшая мастерская превратилась в огромную фабрику. В январе 1908 года, учреждая Торговый дом, получивший в память об отце название «М.И. Теребина сыновья», братья оценили свое имущество в 10 000 рублей, в 1913-м стоимость фабрики превысила эту сумму в 8 раз. К корпусам, стоявшим в Павлове, добавились отделения в селах Вареж (шлифовальное), Селитьба (кузнечно-топорное), деревне Вязовка (ножничное). Российские рынки заполонил дешевый теребинский товар - столовые, буфетные, поварские, ремесленные, перочинные ножи, плотничный и слесарный инструмент, топоры и кинжалы.
При этом доступность сопровождалась отменным качеством. Тринадцать российских и международных наград были получены предпринимателями на выставках, две из них, из Амстердама и Брюсселя, имели наивысшее достоинство - золотые медали и Гран-при.
Потеряв рано умершего от саркомы старшего брата, Василий не растерялся. Взвалив на плечи заботу, помимо своих пятерых детей, еще и о восьмерых племянниках, он показал себя преуспевающим коммерсантом. Особую предприимчивость проявил в годы Первой мировой войны, заметно преумножив семейный капитал. Став товарищем председателя Павловского отделения губернского военно-промышленного комитета, Василий Михайлович получил солидный госзаказ на инструмент для полевой и ветеринарной хирургии, вошел в кооперацию с другими сельскими промышленниками в деле изготовления и поставки в армию ножниц для резки проволочных заграждений. В результате в 1916 г. обороты предприятия перевалили за два миллиона рублей, а численность рабочих - за тысячу.
Рабочие фабрики Теребина. 1908 г.
М.В. Ермаков, бухгалтер фабрики Теребина, с женой
Е.В. Петров, слесарь по ремонту станков на фабрике Теребина с семьей. 1905 г. Построил свой дом с помощью фабрикантов.
Октябрьские события 1917 г. превратили В.М. Теребина из хозяина в заведующего фабрикой. Он не решился покинуть «взращенное с пеленок дело», чем, пожалуй, и накликал на себя грядущую беду. В условиях хозяйственной неразберихи митингующим рабочим причина нехватки сырья и денег стала видеться в происках бывшего собственника. 14 февраля 1918 г. фабрику национализировали, старый владелец оказался не у дел и, очевидно, вскоре попал под арест". Был расстрелян большевиками и реабилитирован Нижегородской областной прокуратурой лишь в 2009 году.
О культурной жизни города и досуге рассказывают многочисленные экспонаты. Вот письмо к юбилею Л.Н. Толстого от жителей города:
с подписями многих павловцев
и очень интересный экспонат - гравюра С.В. Хазина 1900 г. Создана гравюра в знак протеста по поводу запрета "Крейцеровой сонаты" Л.Н. Толстого.
Вместо штрихов использованы строчки типографского набора, при соединении образующие текст 13 главы произведения.
Писатель Владимир Галактионович Короленко посетил Павлово пять раз
изучал жизнь кустарей, а в 1890 г. опубликовал "Павловские очерки"
кузнец И. П. Копырин с сыном, в "Павловских очерках" представлен как цветовод-любитель.
Общество трезвости - это была общественная организация, добровольное общественное объединение граждан, добровольно отказавшихся от употребления табака, алкоголя, наркотиков, борющихся за трезвость и пропагандирующих здоровый образ жизни. К 1 января 1911 года в Российской империи (без Польши и Финляндии) уже действовали 1873 общества трезвости, пропагандируя трезвый образ жизни. Они вели общественную работу, выпускали плакаты, листовки, организовывали мероприятия
театральная труппа общества трезвости, 1910 г.
Сад общества трезвости
отдых за чаем в саду "Дальняя круча" (заложенном в 1893 г), начало 20 в
футбольная команда с. Павлова, 1910-е г.
торговая реклама
Братья Вагины
На первом этаже музея представлена интересная картина академика живописи Ивана Семеновича Куликова ''Ночная скупка''. Картина посвящена дореволюционному торгу слесарных изделий, бывшему в глазах не только большевиков, но и либеральной общественности XIX-начала XX века символом эксплуатации кустарей-металлистов их земляками-скупщиками. Одиозной скупку делало то, что павловские ''хозяева жизни'' не просто платили за купленный товар унизительно низкую цену, но и не брезговали рассчитываться гнилым пшеном или спитым чаем, брать деньги за размен крупных купюр и вовсю заниматься ростовщичеством.
копия еще одной его картины находится на втором этаже музея (оригинал - в Муромской галерее). Это ''Павловский кустарь'', прототипом которого стал мастер-замочник С.А. Щеткин
На втором этаже музея - тоже производственные достижения павловчан, но уже советского времени. Поднимаемся на второй этаж и прежде всего восхищаемся лепниной и интерьерами усадьбы:
продукция представлена очень широко. Это столовые приборы
вилка для раскладки рыбы, лопатка для сардин, ложка для салата. Завод им. Кирова, 1970-е гг.
Медицинские инструменты:
Огромный замок, а рядом замки поменьше, но все непростые: с музыкальным и часовым устройством (1920 г.)
разные затейливые замки: в виде самолетика
мельницы
корабля
ножницы самые разнообразные: портновские, для резки крабов, ковровые:
перочинные ножи как обычные, так и со многими предметами, и сувенирные, конечно. Вот пионерский нож, 1930-е гг.
Нож "Чапаев", 1930-е гг.
А вот это уже более поздний нож, 1977 г. - охотничий
складные сувенирные ножички
и ножи-шедевры: нож "Свинка" 100-предметный
нож "Уточка" на 20 предметов (1930-е гг)
нож "Самовар" на 50 предметов
из ножей павловские умельцы сооружали многодетальные ножевые модели. В музее их представлено очень много, все не покажешь. Но некоторые - мавзолей из 97 ножей (1950 г)
ножевой макет "Ту-104"
Герб СССР из 119 ножей
"Гвоздь программы" - это микроскопические экспонаты работы мастера Павла Куликова, смотреть их надо под увеличительным стеклом
Можно разглядеть раскладной ножик длиной 0,9 миллиметра (в разложенном виде). Под соседним микроскопом - еще один ножик. Он воткнут в острие иглы и настолько мал, что не поддается измерению. Следующее изделие - замочек, пристегнутый к угольному ушку. К замочку прилагается ключик. Далее - на спичечном срезе, как на огромной лужайке, растет роза, выкованная из цельного куска металла (впрочем, куском это назвать трудно - скорее, соринка). Величина изделия не превышает одного миллиметра, стебелек - тоньше человеческого волоса, а на нем еще и шипы. На каждом изделии выгравирована подпись автора и место изготовления: "Павлово".
"...А слесарить здесь начали еще в XVII веке, - рассказывает директор городского музея Николай Федотов. - Начинали с оружия, и в ту пору между нашими мастерами и тульскими шла ожесточенная конкуренция. Потом павловцы переключились на изготовление замков, но мастеровая ревность к Туле сохранилась до наших дней. Когда у нас тут впервые услышали историю про "Левшу", тут же сложили свою легенду: якобы когда тульский мастер блоху подковывал, то посадил ее на цепочку, пристегнул ту цепочку замочком и музыку в механизме завел, чтобы блоха не дергалась. А все это снаряжение ему павловские охотники сделали, потому что для них это - пара пустяков". (из
интересной статьи о Павле Куликове, почитайте обязательно!)
В следующем посте пойдем гулять по Павлову.
Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу
круиз_2013