Спустя долгое время хочу показать третью, заключительную часть серии постов про Нижний Тагил. Первый пост
с прогулкой по городу и второй
с посещением музея быта и ремесел горнозаводского населения - по ссылкам. В этом посте мы пойдем в музей истории подносного промысла.
Вообще-то более известны расписные жостовские подносы -
вот такие, как в этом моем давнем посте о нашем посещении Жостова. Но жостовские подносы появились лишь в XIX веке, а нижнетагильские на Урале - гораздо раньше. И хоть на первый взгляд они схожи, все же присмотревшись, понимаешь, что они совсем разные. Уральские более суровые и спокойные, что ли, такое у нас было ощущение. Более сдержанные.
Музей истории подносного промысла нам очень понравился! Располагается он в двухэтажном деревянном здании
и вывеска сделана прямо из настоящего подноса
Экспозиция в небольших залах делится на несколько тем: история крепостных мастеров Худояровых; история подносного промысла и основы тагильской росписи
Андрей Степанович Худояров, крепостной, беспоповец поморского толка, был основателем лакового промысла в семье. А его сыновья Федор и Вавила - ведущими мастерами лакового дела в Нижнем Тагиле 18 в. Они выполняли заказы для купцов Демидовых, владели цветочной и пейзажной росписью. Из их работ сохранилось одно произведение: медный расписной столик-шкатулка, где они хранили пожалованную им Демидовым грамоту на дворянство.
Сыновья Федора Худоярова тоже были живописцами. Павел писал иконы и занимался живописью. Исаак - автор подносов и шкатулок с сюжетной росписью, и живописных полотен. Степан Федорович (1810-1865) изучал живопись в Италии под рук. К.П.Брюллова, с 1848 по 1850 изучал технику мозаики в Риме. В 1851-1860 работал в мозаичной мастерской Академии Художеств в Петербурге. Принимал участие в изготовлении мозаичных икон для иконостаса в Исаакиевском соборе; создал портрет Ивана Сусанина.
И лишь сын Павла Федоровича, Василий Павлович Худояров, получает от императора вольную в 1858 г, заканчивает Академию художеств, где близко общается с Крамским. До конца жизни Василий Павлович прожил в Петербурге, работал над портретами и жанровыми полотнами, принимает участие в выставках.
Василий Павлович с семьей. 1870-е гг
Документ о даровании свободы крепостному крестьянину В.П. Худоярову. 1858 г.
"...даровать свободу крепостному крестьянину... Худоярову"
Картина В.П. Худоярова "Лето". 1870 г.
работы живописцев Худояровых. Слева - картина Степана Федоровича Худоярова "Портрет молодого садовника"
а вот скульптурное изображение художника Худоярова из бронзы
имя художников Худояровых не забыто: ежегодно проходят худояровские чтения
Ну а теперь от династии Худояровых - к нижнетагильскому промыслу.
Возникновение в Нижнем Тагиле подносного промысла относится к первой половине 18 века. Для изготовления металлических подносов отводилась небольшая мастерская - "фабрика". Обычно под нее приспосабливали подсарайную избу или заднюю избу в доме. В конце 19 века под "фабрики" отводятся уже специальные строения.
инструменты мастера подносного промысла: "размер" - циркуль, использовался для разметки на металле. Ножницы для резки металла, зубило, "выборка" - чекан, который использовался для пробивки; паяльник для соединения изделий. Инструменты эти принадлежали мастеру-отковщику П.М. Вахромову
Отковщик за работой:
заготовки подносов, молоток, наковаленки
Роспись по металлу возникла в первой половине 18 века. Ее отличали своеобразие и богатство мотивов, гармония красок, чистота "хрустального" лака. Готовые металлические изделия: подносы, сундуки, бытовая утварь, мебель украшались сюжетной и цветочной росписью, покрывались прекрасным лаком.
Расписные астрономические часы, 1775 г.
В конце 18 века Нижнем Тагиле работало 12 "лакирных" фабрик. К этому периоду сложились определенные традиции тагильской живописи: это красочные цветочные букеты и пейзажи, орнаментальные заставки. В качестве оформления подносов использовались также картины мастеров и гравюры
Вот примеры старых нижнетагильских подносов: Д.Л. Бородин "Сцена у фонтана". 1870-е гг
С. Дубасников, В. Дубасников "Отъезд детей Типпо-Саида и Зенаны". 30-е гг 19 в.
Как же расписывают подносы? Краски растирают на специальных плитах и досках
используют трафареты
старые краски
принцип нижнетагильской росписи
В 30-40 годы 19 века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего расцвета. Изделия тагильских мастеров имели широкий рынок сбыта от Сибири до Архангельска и Кавказа. А на рубеже 19-20 вв на смену простой кооперации приходят мануфактуры и фабрики, а ручной труд - ковку - сменяет механическая штамповка. Это значительно упрощает работу, но и приводит к упрощению формы. В начале 20 века появляются артели и кооперативы, в которых насчитывается от 20 до 100 работников. В 1915 году в Нижнем Тагиле действовало 26 подносных заведений.
Фотография мастера-подносника Перезолова с семьей
владельцы подносных заведений Н. Тагила.
В 20-е годы 20 века в Нижнем Тагиле, как и везде, создаются артели "Пролетарий", "Металлист", "Лопата-ковш", "Искра", "Красная Заря", в которых наряду с нехудожественной продукцией - гвоздями, кроватями, ковшами и скобами, выпускали подносы.
артель "Пролетарий", 1920 г.
редметы обихода тоже расписывали "под подносы"
Более поздние фотографии мастеров нижнетагильской росписи - тогда уже это были не подносные заведения, а завод "Эмаль посуда". Цех росписи подносов, 1980-е гг:
и один из старейших мастеров росписи А. В. Афанасьева с ученицей:
с учениками:
и фотография через много лет: А.В. Афанасьева с учениками и гостями на праздновании 85-летнего юбилея.
мастера:
ну и конечно, в музее были очень красивые подносы, которыми мы полюбовались.
Не все удалось заснять, но кое-что:
подносы мастера Елены Леонидовны Отмаховой. Сирень:
Виноград:
Клубника
и еще две круглые клубнички:
Чудесное "Рябиновое кружево"