Лето 2012. Городец, краеведческий музей.

Apr 30, 2013 06:45


В прошлом круизном посте мы посетили "Музей пряника" в Городце. Из пряничного музея мы пошли в Краеведческий - на улице лил стеной дождь, и гулять по городу не было никакой возможности.



Много раз слышала, что народ краеведческие музеи не любит. Мол, однотипные, везде одно и то же - рога и бивни, потом одежда и утварь местного населения, комната местного купца какого-нибудь, и звери и птицы наших лесов в непременное заключение. Наверное где-то так и есть, и городецкий музей - не исключение. И все же в любом музее, особенно в небольших городках, есть что-то такое, чего больше нигде не увидишь. Вот как в Чебоксарском музее мы видели великолепную фотографию открытия шлюза на Чебоксарской ГЭС - где еще ее отыскать?

Как нам объяснили, в Городецком краеведческом музее особо ценный экспонат - это древний шлем и кольчуга. Но и кроме шлема и кольчуги мы увидели разные красивые и интересные вещи.

Шлем XIII-XIV вв. Найден жителями города в 1985 г., реставрирован в 1994 г. Украшен чеканкой, серебрением, золотой наводкой. Вместе со шлемом был найден фрагмент кольчужной сетки.





В зале, посвященном быту городецких крестьян в XIX-начале XX вв увидели вот такой шикарный безмен



и глиняный рукомойник понравился



Городец XIX века был типичным провинциальным купеческим городом Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В нем работала земская больница, детский приют, народные училища, мужская гимназия, общественная библиотека. Учреждены были вольное пожарное общество, общество трезвости, общество призрения малолетних.

Зал купеческого быта XIX-XX вв



Издавна городец был центром резьбы и росписи по дереву. Народные мастера богато украшали разные изделия: сани, конские дуги, мебель, посуду игрушки.

В музее пряника мы видели богатый разной шкаф:



а в краеведческом музее стоит его кузен, работа того же мастера:







Во второй половине 19 века вблизи Городца сложился новый художественный промысел - роспись на донцах прялок, который положил начало "городецкой росписи". Расцвет ее пришелся на 1880-1900 годы, занимались им 34 крестьянские семьи.

В зале выставлены расписные прялки и другие изделия, а также предметы с глухой городецкой резьбой.





ставни





очень красивый прадедушка утюга с резьбой



прялки с расписными донцами









коньки расписные



а вот дивное панно "Жить стало лучше, жить стало веселей"



и "Колхозная семья за чтением конституции"



С конца 18 века Городец был негласной столицей старообрядчества Нижегородской губернии, связывавшей Москву и ревнителей "истинной веры" из Заволжья. Была поговорка: "Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец - на том Керженец" (имелось в виду Рогожское кладбище в Москве, главный духовный центр старообрядчества).

В музее есть зал, посвященный старообрядчеству. Нам это было очень интересно - помню, как после того, как прочитала "В лесах" и "На горах", попала на выставку в петербургском Этнографическом музее, посвященную старообрядчеству. Все прочитанное просто заиграло свежими красками.

Библиотека старообрядческого деятеля и коллекционера Петра Алексеевича Овчинникова



а вот и он сам



одежда и предметы утвари - например, коллекция старообрядческих ложек с двуперстием на черенке



есть не только одежда на манекене, но и фотографии женщин в похожем одеянии (в руках лестовки, о них ниже)





Лицевой сборник слов и житий 18 в.



в том же зале лежали настоящие вериги.



крупнее:



при взгляде на них я моментально вспомнила картину Верещагина "Самоистязатели". В детстве я любила рассматривать "Историю искусств" Гнедича, было у нас дома здоровенное дореволюционное издание. И эта картина всегда одновременно и пугала, и притягивала меня, маленькую.



Лестовки - это старообрядческие четки. В отличие от чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на небо. Замкнута в кольцо в знак непрестанной молитвы. У Мельникова-Печерского помните? - "Матушка Манефа, сидя, перебирала лестовку и творила молитву".

и

"Родные дочери тоже на возрасте были: старшей, Настасье, восьмнадцать минуло, другая, Прасковья, годом была помоложе. Только что воротились они в родительский дом от тетки родной, матери Манефы, игуменьи одной из Комаровских обителей. Гостили девушки у тетки без мала пять годов, обучались божественному писанию и скитским рукодельям: бисерны лестовки вязать, шелковы кошельки да пояски ткать, по канве шерстью да синелью вышивать и всякому другому белоручному мастерству".



Небольшой зал в холле рассказывает о городецком базаре. Приведена цитата из Мельникова-Печерского:

"...В торговом отношении это село замечательно как главнейшая пристань верхового Нижегородского Поволжья и как центральный пункт шести уездов, принадлежащих к трем губерниям и заключающих в себе более 530,000 населения. В Городце почти все купцы Семенова, Балахны, отчасти Юрьевца и посада Пучежа имеют постоянное пребывание. Отсюда по Волге идут вверх хлебные и другие запасы, а вниз - деревянная посуда и другие лесные изделия для всего низового края и Сибири. Сюда из раскольничьего Заволжья свозятся большие запасы масла, смолы, дегты, холста и проч. для отправления вверх и вниз по Волге".



Снова Мельников-Печерский:

"Торговых рядов было много: съестной, шапочный, калачный, хлебный, рыбный, холщевый, колесный, железный, мануфактурный, щепной и т.д. В москательном ряду продавали керосин, гарное масло, свечи, мыло. На съездах к Волге шел кожевенный ряд, рядом - сапожный. Между съездами были мучные, масляные, пряничные, овощные и обувные (чеботарные) лавки. От Лазутинского трактира до чайной Нестора Андреева шел мясной ряд. Самым известным не только городчанам, но и всем приезжающим на базар был обжорный ряд, где торговали готовой вареной и печеной пищей".



В следующем посте пойдем в детский музей.

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2012

Городец, круиз 2012, выставки-музеи-экскурсии, лето 2012

Previous post Next post
Up