Окончание серии постов про пресс-тур в мемориал Катастрофы Яд Вашем, в котором я участвовала в октябре 2012 г. Ранее я показывала первую часть тура (
экскурсия "Холокост на территории СССР") и вторую часть (
презентация конкурса "Малые гранты" фонда "Генезис").
Третья часть нашей программы была очень впечатляющей и уникальной: посещение архива редких документов Яд Вашем. Обычно там не то что фотографировать нельзя - туда вообще никто из посетителей не заходит.
После этого пресс-тура у меня вышли две статьи на Букнике-младшем. Одна - про конкурс "Малые гранты" (на нее есть ссылка во второй части серии), и вторая, которую я писала с большим удовольствием - про архив. Пришлось съездить за дополнительным материалом об истории архива в библиотеку Яд Вашема, привезла копии очень интересных статей. Ссылка на мою статью - в конце поста.
В архиве нас встретила Мария Ионина, начальник отдела международных архивных проектов Яд Вашема. Она рассказала об архиве и показала подборку материалов, которую подготовила к нашей встрече. Это была уникальная возможность увидеть редкие документы - представляете, с каким воодушевлением работали все собравшиеся в небольшой комнате архива журналисты :)
На 80 % архив копированный. Почему?
Сразу после создания мемориала и вместе с ним архива Яд Вашем, сотрудники стали собирать по всему миру все, что связано с Катастрофой европейского еврейства: документы, предметы, открытки, книги...
Большая часть документов поступила из заграничных архивов. В самые первые годы после войны некоторые архивы отдавали Яд Вашему оригиналы документов, чтобы хоть как-то восстановить историческую справедливость. Но эти безвозмездные поступления быстро закончились, когда руководство архивов смекнуло, что нет нужды отдавать оригиналы, когда даже за копии можно получить деньги. Маша произнесла совершенно замечательную фразу: парадоксально то, что мы платим им деньги за копии свидетельств о том, как они нас убивали.
Сейчас финансированием приобретения копий документов из стран постсоветского пространства занимается фонд "Генезис", открыт отдельный проект по странам бывшего Советского Союза - ведь эти архивы открылись совсем недавно, и надо быстро использовать "открытую дверь" и брать документы - никто не знает, когда она снова захлопнется.
Иногда документы попадают в архив по самым неожиданным маршрутам. Например, в статье историка доктора Яакова Лазовика, которую я взяла в библиотеке Яд Вашем, рассказывается о подборке фотоснимков Варшавского гетто, которую передал фотограф - ни много ни мало бывший немецкий солдат Хайнц Йост!
Йост служил в тыловом батальоне армии в Польше. 21 сентября 1941 года ему исполнилось 43 года, и он получил отпуск на один день по случаю праздника. Хайнц отправился гулять по Варшаве. И, как настоящий турист, фотографировал все, что попадалось по дороге. Прогулявшись по городу, Йост зашел в Варшавское гетто и отснял там более ста кадров.
Выйдя из гетто, Хайнц Йост продолжил свою прогулку. Следом за снимками умирающих еврейских детей идут пейзажи Варшавы, лебеди в городском пруду…
Через сорок лет после этой прогулки Йост вспомнил о своих фотографиях и передал их немецкому журналисту, чтобы тот переслал снимки в Яд Вашем.
«В этой истории, - говорит Лазовик, - вызывает интерес не только сам фотоархив. У любого, кто слышит о Хайнце Йосте, возникает вопрос: что же это был за человек, который, гуляя, прошел через Варшавское гетто, а по сути спокойно прошел мимо всей Катастрофы еврейского народа - и потом просто-напросто забыл об этом на сорок лет?»
Но есть в Яд Вашем и "золотой" фонд архива - отдел редких документов. Вот какие документы мы увидели:
1. Картотека концентрационного лагеря Маутхаузен (Австрия) попала в Яд Вашем в 1966 году совершенно фантастическим образом.
Когда армия союзников освободила лагерь Маутхаузен, офицер-еврей из британского батальона нашел в одной из комнат кучу разбросанных карточек. Он не стал разбираться, что это за карточки, сложил их в большой картонный ящик, закинул в багажник машины своего командира - и забыл о найденных бумагах. Ящик остался в машине.
Через много лет после смерти командира его вдова решила устроить встречу однополчан. Офицер приехал на встречу и, осматривая дом, увидел на чердаке картонный ящик - тот самый, в который он когда-то сложил найденные карточки. Он забрал документы с собой, связался через израильское посольство в Лондоне с Иерусалимом и передал ящик в Яд Вашем.
Это были уникальные документы: около 100 000 индивидуальных карточек узников лагеря. На каждой карточке написан номер заключенного и его личные данные: дата рождения, адрес, семейное положение, цвет глаз и волос…
Обратите внимание: каждая карточка защищена специальным прозрачным пластиковым покрытием. Этими работами - сохранением, реставрацией, копированием документов - занимаются особые отделы реставрации и копирования, оборудованные по последнему слову техники.
2. Книга посещений Рудольфа Гёсса, коменданта лагеря Освенцим.
Маша показывает нам запись, сделанную знакомым Гёсса: "Очень хорошо провели время, спасибо за гостеприимство. Я, моя жена и моя дочка рады были посетить вас, и время, проведенное в вашей компании, было замечательным". Знакомый приехал в гости в Освенцим с семьей. Дата - июль 1942 года, начало депортации и уничтожения евреев.
3. Несколько предметов, связанных с Оскаром Шиндлером. Грамота, которую получили Оскар и Эмили Шиндлер о присвоении им звания праведников народов мира
фотографии Шиндлера - на снимке он сажает дерево на аллее праведников в Яд Вашем
и знаменитый список Шиндлера (реплика с оригинала).
в списке 780 имен
4. Открытки, которые отправляла Анна Франк
5. Два документа с подписями Гиммлера и Гитлера
подпись Гиммлера
подпись Гитлера - слева закорючка
6. Последнее поступление в архив: семейный альбом из лагеря Гросс Сарне (Силезия). Еще не проведено расследование альбома и его реставрация, и он даже еще не прошел дезинфекцию.
альбом датирован 1942 годом, в нем отражена повседневная жизнь семьи в лагере - фотография, рисуночки, записи...
7. Письмо-отчет, посланный Хаиму Румковскому, главе юденрата Лодзинского гетто. В нем план усовершенствования производства нарукавных повязок с желтой Звездой Давида в Лодзинском гетто.
эскиз по новому проекту производства, с помощью клеточек делают рисунок и переводят на ткань
И несколько документов, поступивших в рамках проекта сбора документов с территории бывшего СССР - проект фонда "Генезис".
8. Оригиналы писем из Киева. Последнее письмо от 9 сентября 1941 г (немцы заняли Киев 19 сентября). Писал их мобилизованный красноармеец Авраам Ельман. Письма написаны очень грамотным, литературным языком.
Писал он о том, какой кошмар творится в Киеве. Пишет он о бомбежках (старик, прячущийся под кровать - смех и слезы!), о том, как ему тяжело возвращаться и находиться в пустой квартире, он не может поддерживать порядок, как он хотел бы бежать - но не может. Письма похожи на дневник, отправлял он их ежедневно - оно и понятно, ведь это было единственное средство связи, единственная возможность поговорить, поделиться.
"Манька сшила мне вещевой мешок. Они бедные очень растеряны - у нас в районе особенно жутко, много снарядов попадают в этот кусочек и есть немало пострадавших ."
"Впредь пиши мне по адресу г. Киев, Красноармейская 59 - 5-ое почтовое отделение, до востребования. Ельману А.Л
9. Анкета по учету партизанских кадров из архива Белоруссии. В этом отряде служили еврейские дети.
Солдата зовут Альшанский Григорий Наумович и ему 13 (!) лет. Соцположение - учащийся 5 класса.
10. Документ, который сотрудники архива недавно нашли в бывшем партийном архиве Киева, в фонде Обкома партии. Это дневник учительницы г. Киева Л. Нартовой. Первая запись датирована 26 сент. 1941. Это запись о том, как евреев гнали в Бабий яр.
«29.X-41 г.
Вышла на балкон. Вижу, по улице идет под конвоем четырех полицейских толпа евреев. Разные возрасты, но все больше старые. Идут так медленно и с такими ужасными лицами, что смотреть тяжело. Видно все больные. Сзади везут на тачках трех женщин. Ноги у них свесились и бьются о мостовую. Ох, как страшно жить здесь, как тяжело смотреть на эту картину…»
Маша Ионина:
"Мы не должны от этого отстраняться, должны это чувствовать. Важно найти такие документы, которые попадают в душу, заставляют тебя понять, что это все было на самом деле и ты мог быть среди них. И по чистой случайности ты родился в семьях тех, кто успел эвакуироваться, в семьях людей более расторопных, более прозорливых, может, более здоровых, более активных, а иногда просто тех, кто по случайности поддался общему потоку бегства.
Мы - выходцы из тех семей, которые поверили своему инстинкту и спаслись. И мы бы НЕ были потомками тех, кто не успел спастись. Мы видим по письмам, что из Киева было бегство, но были и те, кто остались.
Я чувствую, что весь еврейский народ - это единая душа. Евреи могут почувствовать боль своих собратьев, потому что слишком многое было пережито, в том числе Катастрофа - квинтэссенция гонений и преследований. И это чувство национальной принадлежности дает эмоциональный толчок вперед, дает силы двигаться дальше, искать и открывать истину через документы, рассказывающие о людях, которые были там - и на их месте могла бы быть я".
пару снимков рабочего процесса:
21 декабря
Архивы памяти Решение о создании архива документов и свидетельств о Холокосте было принято сразу после окончания войны. В основе архива Яд Вашем - документы подпольной группы «Онег Шабат», члены которой погибли в Варшавском гетто. Документы же уцелели, потому что были закопаны в землю в молочных бидонах и железных контейнерах. Далее на сайте Елизавета Гуллер