В октябре я побывала на пресс-туре для журналистов и блогеров в Мемориале Катастрофы "Яд Вашем". Несмотря на то, что все экскурсии и встречи заняли в общей сложности 4 часа, они были очень насыщенными, информативными и тяжелыми.
Программа состояла из нескольких частей:
- короткая вводная часть о мемориале
- экскурсия по музею на тему "Холокост на территории СССР"
- презентация программы "Малые гранты" фонда "Генезис"
- посещение архива Яд Вашем.
В этом посте я покажу только первую и вторую части. Экскурсию по музею на тему "Холокост на территории СССР" вел историк, доктор Арон Шнеер. Несколько вещей хочу сказать перед началом фотографий.
1. Я была в Яд Вашеме бессчетное количество раз, но всего лишь третий раз была с экскурсоводом. И несмотря на то, что мы были крайне ограничены во времени, это была самая сильная и интересная экскурсия - хотя и предыдущие два экскурсовода на меня в свое время произвели впечатление.
2. Поскольку я уже выкладывала подробные посты про музей, здесь не будет хоть сколько нибудь упорядоченного повествования, а только фрагменты.
3. Несмотря на то, что экскурсия была очень непродолжительной (менее двух часов, а кто бывал в Яд Вашеме, знает, что для этого музея два часа - это не мало, а просто ничего), Арон Шнеер обрушил на нас просто лавину информации. Обратите внимание - 80 фотографий в посте!
4. Фотографии в этом посте появились благодаря тому, что это была экскурсия для журналистов со специальным разрешением на съемку, а информация - благодаря Рухаме, которая поделилась со мной диктофоном. Без него мне пришлось бы тяжко.
Пресс-секретарь мемориала Ирис Розенберг рассказывает о том, как был создан Яд Вашем, и показывает макет мемориала
dona_anna и
olmas Экскурсия, которую ведет доктор Арон Шнеер, начинается на Аллее Праведников.
На Аллее высажены деревья в честь людей разных национальностей, которые спасали евреев в годы Катастрофы. Сама аллея небольшая, но по сути вся территория Яд Вашема рассказывает о праведниках народов мира, ведь буквально везде высажены деревья, под которыми укреплены таблички с именами людей...
Есть известные и очень известные - как, например, Рауль Валленберг
Ирена Сэндлер, чья фотография несколько лет назад обошла весь интернет
есть и менее известные, например, Жанис и Иоганна Липке из Риги. Их история не менее волнующа, чем, скажем, история спасения евреев Оскаром Шиндлером - с той лишь разницей, что Спилберг еще просто кино не снял про Жаниса Липке.
Жанис был портовым рабочим, жил с женой и детьми в Риге. В юности был в полку Латышских красных стрелков. Спас 54 еврея из Рижского гетто, укрывал их в подвале своего дома, по хуторам, по разным убежищам. После оккупации Риги, 1 июля 1941 года, Жанис пошел работать грузчиком на склады Люфтваффе. В его ежедневные обязанности входило встречать группу еврейских рабочих у ворот гетто и сопровождать ее на склады. Будучи ответственным за приём новых сотрудников, Липке получил возможность отбирать для работы в складских помещениях Люфтваффе узников Рижского гетто. Жанис Липке получил неограниченную возможность проходить на территорию гетто и самостоятельно участвовать в отборе узников. Узники должны были днём выполнять работу, а под вечер возвращаться. Охранники гетто вели учёт не по фамилиям, а считали возвращающихся по головам, что было на руку Липке, работавшему с проверенными знакомыми. К вечеру из десяти узников возвращались восемь, а остальные двое были поверенными Липке. Все десять цепляли на себя характерные желтые звёзды. На следующий день опять происходила своего рода рокировка. Его знакомые принимали вид шуцманов, сопровождавших очередную группу узников до места работы.
В 1966 году Жанис и Иоганна Липке получили звание Праведников народов мира, приехали в Израиль, посадили в Яд Вашем дерево. Жанису подарили часы на память - они хранятся в зале Праведников народов мира и я покажу их в этом посте.
Итак, идем за Ароном Шнеером в музей. Половицы моста, ведущего ко входу в музей, скрипят. Отличительная особенность музея, - рассказывает доктор Шнеер, - это то, что в него можно зайти и потом из него выйти, только пройдя все залы один за другим. Нельзя зайти в какой-то конкретный зал, посмотреть и уйти. Надо пройти все этапы Катастрофы, от начала до конца.
Первая экспозиция - эстонский трудовой лагерь Клоога, где работали 2500 евреев возраста 16-60 лет. 19 сентября 1944 г., незадолго до освобождения лагеря Красной Армией, люди были расстреляны, и тела их приготовлены к сожжению. От них остались память и имена. А также то немногое, что они могли взять с собой, когда их уводили из дома, осколки прежней жизни - документы, памятные вещицы, фотографии близких
Пропаганда антисемитизма в фашистской Германии. Ненависть к евреям насаждается везде и во всем, начиная с детских настольных игр идеологического содержания. Игра 1935 года под названием "Евреи, вон в Палестину!". Еще не уничтожение, но уже изгнание.
и фишки из другой настольной игры в виде свастики
евреи изображаются на плакатах в виде огромного паразита с характерным носом и с долларом и серпом с молотом в глазах - и расправляться с этим народом немцы собираются, как и должно расправляться с заразой
olmas С приходом нацистов к власти рушится идиллический мир немецких евреев, которые были полностью интегрированы в обществе и называли себя "немцами моисеева закона". Начинается полная сегрегация евреев.
С чисто еврейскими семьями все понятно, их притеснять несложно. А что делать с семьями смешанными? В Германии 40 % браков были смешанные. Брак полагалось расторгнуть, либо стерилизовать еврейского супруга. То же самое происходило на территории некоторых мест в СССР, например, в Риге стерилизовали смешанные пары, чтобы не плодить "неполноценных детей".
По Германии прокатывается волна акций позора. Вот на этом снимке смешанной пары, сделанном в 1935 году в Гамбурге, на плакате женщины написано: "Я самая большая свинья в городе и делаю это только с евреями". На плакате мужчины написано: "Я жалкий еврейчик, я делаю это только с немецкими девочками".
Но первыми жертвами репрессий в Германии были не евреи. Немцы начали с политических противников, потом расправились с уголовным миром. За уголовниками были репрессированы сексменьшинства
Вот фотография берлинского гей-клуба "Эльдорадо", закрытого весной 1934 года. У клуба дежурит полиция
Следующими пошли в расход душевнобольные. Они были умерщвлены в клиниках в рамках программы эвтаназии 1939-1940 года. За ними репрессиям подверглись цыгане, в основном кочующие. Было уничтожено от 700 000 до 1 млн цыган
Для определения расового сходства разработаны определенные стандарты - форма черепа, черты лица, цвет волос
В первый год власти Гитлера наиболее дальновидные евреи покинули Германию. Таковых было около 50 тысяч. Остальные ждали, пока закончатся временные бедствия и пройдет верхом волна. После Хрустальной ночи, когда 30 тысяч евреев были арестованы и отправлены в концлагеря только по причине происхождения - все иллюзии рушатся. Евреи пытаются бежать.
Но мир не хочет их принимать. Эмигрировать в другие страны можно только на общих основаниях, никаких отдельных квот из-за притеснения евреям Германии не полагается. Австралия говорит, что евреи ей не нужны, т.к. их появление приведет к нежелательному антисемитизму. Англия отвечает, что вопрос о въезде в Палестину не будет стоять на повестке дня. После Хрустальной ночи всего лишь 150 тысячам евреев удалось покинуть Германию.
Люди пытаются если не уехать сами, то хотя бы спасти детей. Отправляют детей одних, без родителей, через Киндертранспорт
Отдельная история в попытках евреев найти на этой планете пятый угол - это трагедия корабля Сент Луис, «Плавание обречённых» - пример отказа Америки в помощи евреям.
В мае 1939 года около девятисот немецких евреев приобрели билеты на корабль «Сент-Луис», следующий рейсом на Кубу, вместе с разрешением на временное проживание, рассчитывая уже в безопасности на Кубе дождаться своей очереди на получение американской визы.
27 мая 1939 года «Сент-Луис» бросил якорь на гаванском рейде. Ни один из пассажиров не получил разрешения сойти на берег. Корабль простоял на рейде 4 дня. В течение этого времени происходили интенсивные переговоры, в которых участвовали президент Брю, Бенитес, кубинское правительство, представители пароходства и американского Джойнта. Сумма, которую требовали кубинские власти только за предоставление пассажирам «Сент-Луиса» возможности сойти на берег (около 0,5 миллиона долларов), была непосильной как для Джойнта, так и для пароходства. Президент не желал идти ни на какие уступки и в конце концов прервал переговоры. Лишь немногим удалось в итоге остаться на Кубе: шестеро пассажиров «Сент-Луиса» не были евреями и отправились на Кубу по своим делам, ещё 22 пассажира еврейского происхождения имели при себе действующие кубинские визы и паспорта.
1 июня 1939 года капитан «Сент-Луиса» получил приказ покинуть территориальные воды Кубы, в противном случае корабль был бы атакован силами кубинского военного флота. Вплоть до 6 июня «Сент-Луис» кружил вблизи кубинских берегов, надеясь на то, что президент Кубы все-таки переменит решение. Но тот оставался непреклонен, а Соединенные Штаты однозначно дали понять, что не собираются увеличивать установленную ранее квоту на иммигрантов. Капитану не оставалось иного выбора, кроме как направить корабль обратно в Гамбург.
С корабля полетели телеграммы в разные страны с мольбой - люди просили убежища. В итоге четыре страны согласились принять беженцев: Англия, Франция, Бельгия и Голландия. Катастрофу пережили только 300 человек, которых приняла Англия. Евреи, которые сошли на берег в остальных странах, попали позже в лагеря смерти.
В 1938 году Германия лишила гражданства людей, которые являлись гордостью мировой культуры и науки, которыми гордится все нормальное человечество - и этому факту посвящена экспозиция
среди этих людей - Альберт Эйнштейн, Стефан Цвейг, Эльза Ласкер-Шюлер и др
книги со списками "персон нон-грата"
страница Альберта Эйнштейна
И все же Европа разительно отличалась от территории СССР. Вот Европа - желтые звезды, но тем не менее на улицах людей не убивают. Гаага, 1942 год, еврейская свадьба
и как контрастно - Шауляй, Литва
видеосвидетельства
этот человек выжил в расстреле в Понарах, Литва
стихотворение "Тише, тише" Шмерке Качергинского
Тише, тише, давайте помолчим,
Могилы растут здесь.
Их посадили враги -
Зеленеют они до синевы.
Ведут дороги к Понарам,
Ни одна дорога не ведет обратно.
Папа пропал,
А с ним и счастье.
Но немцы не приходят убивать первыми. Еще до того, как на территории СССР начались плановые убийства евреев немцами, за эту работу взялись местные жители.
Украина. Всем известен Бабий Яр, а о том, что происходило в Киеве за 10 дней до этого, говорят меньше - изнасилования, отрубания голов, убийства просто так на улице, закапывания людей живьем. Львов, Тернополь, Умань
Вот Арон Шнеер показывает нам очень известную фотографию, снятую в июне 1941 года во Львове
Во Львове было убито около 4 000 человек в течение четырех дней. Немцы убивали по приказу, хладнокровно и размеренно. Но и местные жители убивали с вдохновением. Посмотрите на фотоснимок справа. На женщину смотреть страшно, но еще страшнее смотреть на мальчишку, волчонка.
Евреев сгоняют жить в гетто. Разве в гетто можно как-то жить? Как жили в гетто, мы узнали из документальных фотоснимков Цви Кадушина из Каунаса. До войны фотография была хобби, но с тех пор, как стали истреблять евреев Каунаса, молодой инженер стал фотографом-документалистом. Он фотографировал из-под полы, и когда фашисты узнали про это, то стали его ловить. Он убежал из гетто, спрятался и продолжил фотографировать.
снимки. Например, этот снимок подписан так: вследствие сокращения территории гетто евреи переселяются на новые места. Сокращение гетто - имеется в виду акция...
дети каунасского гетто
а вот пример жизни варшавского гетто - экспозиция состоит из тележки, на которой вывозили трупы и концертных афиш. Несмотря на то, что творилось вокруг, люди продолжали ходить на концерты. В вильнюсском гетто работала библиотека, театр.
Но были не только гетто, но и лагеря.
очень страшна экспозиция чемоданов - которые уже не нужны их владельцам
Помните Василия Гроссмана, "Треблинский ад"?
"Вновь прибывшие с дрожью ощущали странность этого сдержанного, сытого, насмешливого взгляда, взгляда превосходства живого скота над мертвым человеком. И снова в эти короткие мгновенья вышедшие на площадь ловили мелочи, непонятные и вселяющие тревогу. Что это там, за этой огромной шестиметровой стеной, плотно закрытой одеялами и начавшими желтеть сосновыми ветвями? Одеяла тоже внушали тревогу: стеганые, разноцветные, шелковые и крытые ситцами, они напоминали те одеяла, что лежали в постельных принадлежностях приехавших. Как попали они сюда? Кто их привез? И где они, владельцы этих одеял? Почему им не нужны больше одеяла? И кто эти люди с голубыми повязками? Вспоминается все передуманное за последнее время, тревоги, слухи, передаваемые шепотом. Нет, нет, не может быть! И человек отгоняет страшную мысль.
Тревога на площади продолжается несколько мгновений, может быть две-три минуты, пока все прибывшие успеют сойти с перрона. Этот выход всегда сопряжен с задержкой: в каждой из партий имеются калеки, хромые, старики и больные, едва передвигающие ноги. Но вот все на площади. Унтер-шарфюрер (младший унтер-офицер войск СС) громко и раздельно предлагает приехавшим оставить вещи на площади и отправиться в "баню", имея при себе лишь личные документы, ценности и самые небольшие пакетики с умывальными принадлежностями. У стоящих возникают десятки вопросов: брать ли белье, можно ли развязать узлы, не перепутаются ли вещи, сложенные на площади, не пропадут ли? Но какая-то странная сила заставляет их молча, поспешно шагать, не задавая вопросов, не оглядываясь, к проходу в шестиметровой проволочной столе, замаскированной ветками. Они проходят мимо противотанковых ежей, мимо высокой, в три человеческих роста, колючей проволоки, мимо трехметрового противотанкового рва, снова мимо тонкой клубками разбросанной стальной проволоки, в которой ноги бегущего застревают, как лапы мухи в паутине, и снова мимо многометровой стены колючей проволоки. И страшное чувство, чувство обреченности, чувство беспомощности охватывает их: ни бежать, ни повернуть обратно, ни драться: с деревянных низеньких и приземистых башен смотрят на них дула крупнокалиберных пулеметов. Звать на помощь? Но ведь кругом эсэсовцы и вахманы с автоматами, ручными гранатами, пистолетами. Они власть. В их руках танки и авиация, земли, города, небо, железные дороги, закон, газеты, радио. Весь мир молчит, подавленный, порабощенный коричневой шайкой захвативших власть бандитов. И только где-то, за много тысяч километров, ревет советская артиллерия на далеком волжском берегу, упрямо возвещая великую волю русского народа к смертной борьбе за свободу, будоража, сзывая на борьбу народы мира.
А на площади перед вокзалом две сотни рабочих с небесно-голубыми повязками ("группа небесковых") молча, быстро, умело развязывают узлы, вскрывают корзинки и чемоданы, снимают ремни с портпледов. Идет сортировка и оценка вещей, оставленных только что прибывшей партией. Летят на землю заботливо уложенные штопальные принадлежности, клубки ниток, детские трусики, сорочки, простыни, джемперы, ножички, бритвенные приборы, связки писем, фотографии, наперстки, флаконы духов, зеркала, чепчики, туфли, валенки, сшитые из ватных одеял на случай мороза, дамские туфельки, чулки, кружева, пижамы, пакеты с маслом, кофе, банки какао, молитвенные одежды, подсвечники, книги, сухари, скрипки, детские кубики. Нужно обладать квалификацией, чтобы в считанные минуты рассортировать все эти тысячи предметов, оценить их - одни отобрать для отправки в Германию, другие, второстепенные, старые, штопаные - для сожжения".
люди берут с собой самое необходимое. У восьмилетней Евы из Трансильвании самым необходимым была кукла Герта. По дороге семью разделили. Отец повязал шею матери белым платком и сказал ей: "Ты - моя любовь навеки". Ева и ее мать выжили, а отец погиб при попытке побега.
Очки Блюмы Валах из Лодзи. Во время селекции в лагере Биркенау Блюма отдала очки дочери, которая спрятала их в карман платья. Блюму отправили в газовую камеру, а ее дочь сохранила мамины очки - как последнее воспоминание о ней.
а вот это уже предмет не из дома, а выданный в лагере Хелмно - ножные кандалы
Завещание, которое написали еврейские узники лагеря смерти Хелмно
"Мы - последние евреи, которые работали для гестапо в Хелмно, находящемуся между Колом и Домбье. Это последние дни нашей жизни, и поэтому мы подаем знак, может, есть еще кто из родственников или знакомых. Знайте. Евреи, которые были депортированы из Лодзи, были очень жестоко убиты. Они были замучены и сожжены. Будьте здоровы, если выживете, то вы должны отомстить".
И подписи 12 человек.
схемам и описанию лагерей посвящена отдельная экспозиция
вот например лагерь Треблинка. Работал с июля 1942 по август 1943. Результативно работал: за год и месяц там были уничтожены 870 тысяч евреев. Лагерь, между прочим, небольшой, площадью 400 на 600 м. Руководство: 30-40 немцев СС. Много волонтеров: 120-140 украинцев, латышей и литовцев.
"До двадцати тысяч человек проходило ежедневно через Треблинку. Дни, когда из вокзала выходило шесть-семь тысяч, считались пустыми днями. Четыре, пять раз в день наполнялась площадь людьми. И все эти тысячи, десятки, сотни тысяч людей, спрашивающих испуганных глаз, все эти юные и старые лица, чернокудрые и золотоволосые красавицы, горбатенькие и сутулые, лысые старики, робкие подростки - все это сливалось в едином потоке, поглощающем и разум, и прекрасную человеческую науку, и девичью любовь, и детское недоумение, и кашель стариков, и сердце человека".
Но одни трудились на добровольных началах у печей крематориев, а другие спасали. Вот этим самым другим и посвящен зал Праведников народов мира. Здесь можно почитать про тех, кто спасал евреев, рискуя своей жизнью.
Вот Арон Шнеер показывает нам фотографию Жаниса и Иоганны Липке, помните, мы начали с их истории экскурсию по Яд Вашему?
часы - памятный подарок Жанису от евреев
предупреждение, которое было написано у входа в Рижское гетто: "каждый, кто зайдет за забор или попытается вступить в контакт с жителями гетто, будет расстрелян без предупреждения".
а вот правая фотография - это Антон Шмид, солдат-австрияк, фельдфебель немецкой армии
"Точное количество спасенных Шмидом людей неизвестно -- эта сторона жизни унтер-офицера вермахта, естественно, была скрыта от окружающих. Но и то, что мы знаем, поразительно: за несколько месяцев с конца лета 41-го по январь 42-го на военном грузовике, находившемся в его распоряжении, он вывез в Вороново, Гродно, Белосток, Лиду и другие города Белоруссии более трехсот евреев, которым угрожал расстрел в Понарах. Сопроводительные документы, оправдывавшие такие поездки, Шмид подписывал сам. От 20 до 25 человек могли прятаться ежедневно в специально оборудованных укрытиях в помещениях сборного пункта в ожидании очередного рейса на более безопасную в то время белорусскую территорию. Многие из вывезенных таким образом людей смогли сохранить жизнь.
Благодаря немецкому фельдфебелю более 140 человек получили спасительные "желтые удостоверения" - выдававшиеся евреям официальные разрешения на работу и проживание в Вильнюсе. Эта бумага, которую в гетто называли "удостоверением на отсрочку от смерти", защищала во время уличных облав. Счастливых обладателей такого документа оформляли рабочими мастерских, организованных при сборном пункте. Шмид помогал своим подопечным продуктами и лекарствами. Нескольких рабочих он буквально вырвал из вильнюсской тюрьмы. А кроме того, Шмид на свой страх и риск выдавал специальные "проездные удостоверения", разрешавшие литовцам выехать из Вильнюса. С такими бумагами еврей с "арийской внешностью" имел шанс не быть схваченным при очередной проверке документов. " - полностью
здесь.
Армия союзников, освобождавшая лагеря смерти, увидела страшные картины - выжившие и умершие
и последний зал музея - квинтэссенция Яд Вашема: Зал Имен. Ведь "Яд Вашем" в переводе с иврита означает "Память и имя". Купол - это сплошные фотографии, и он отражается в глубоком колодце - бездне, куда канули миллионы людей.
самые разные лица - женщины и девушки, юноши и солидные мужчины, старушки и младенцы, девочки с трогательными бантами - всех их убили.
о каждом из них в Яд Вашеме хранится свидетельский лист, заполненный родными или близкими. Таких листков очень много
но много еще и незаполненных ячеек
Ну а после музея мы пошли в Детский мемориал. Туда обязательно надо пойти, даже если вы пришли в Яд Вашем ненадолго и совсем нет времени. Он небольшой, и проходят его буквально за две минуты.
У входа - фотоколлаж.
Люди медленно идут по круговой дорожке в полной темноте, держась за поручень. Горят всего пять свечей, отражаясь миллионами огоньков. И мерные голоса дикторов зачитывают имена и возраст детей, которые были убиты во время Катастрофы.