В прошлом круизном посте мы
гуляли по Петрозаводску, а на следующее утро проснулись в Кижах!
Надо сказать, что Кижи были изюминкой нашего маршрута, туда нам больше всего хотелось попасть. Ну и это был единственный пункт программы "под вопросом" - если бы поднялась волна на Онежском озере, нас бы в Кижи не пустили. Но волны не было, рано утром, проснувшись, мы почувствовали, что стоим на месте, и выйдя на палубу, увидели Кижи - неужели мы на самом деле в Кижах?? :))
торчать в каюте не было сил, мы побежали на причал, подышать карельским воздухом. Да, мы действительно в Кижах, вот документальное фотоподтверждение
Поскольку мы пришли к пристани рано, то заняли вакантное место первым бортом. К нам вторым бортом встал "Федор Достоевский", и вот уже совсем рядом подходит "Константин Симонов"
Очень огорчились мы, что нет с собой ни одной почтовой открытки отправить! Потому что в Кижах почта вот прямо на причале - уж как я в этом году все выясняла, где же есть почтовые ящики поближе к речным вокзалам, то такого сервиса, как в Кижах, больше нигде не видела!
В музей пошли практически все туристы организованно - все равно по территории музея можно ходить только с экскурсоводом, самому не погулять. Вход, конечно, был дороговатый, к тому же с теплоходной наценкой. Но нашлись предприимчивые туристы - где наша не пропадала! - которые, вставши раным-рано поутру, спокойно прошли мимо дремавшего охранника по тропинке ко входу в музей. Вход был закрыт, поэтому они пошли по обочине до ближайшей дырки в заборе. И бесплатно, очень довольные собой, погуляли "где-то там где домики" по музею.
Ну а мы идем организованной толпой - досталась нам девушка-экскурсовод Влада, которая замечательно интересно рассказывала, девчонки мои к ней прилипли прямо! Лейка даже в конце попросила меня ее с Владой сфотографировать.
Ходить в Кижах полагается по дорожкам - в траве живут змеи
Пару слов о структуре музея. Музей "Кижи" находится на острове Кижи - кстати, местные произносят это слово с ударением на первый слог! И делится территория музея на несколько экспозиционных секторов: Пряжинский (с которого мы начали и который я покажу частично в этом посте), Пудожский, Кондопожский, Русские Заонежья, деревни Васильево и Ямка, два небольших сектора "Вепсы" и "Северные Карелы" и сектор "Кижское ожерелье" на соседних островах.
Мы начали нашу экскурсию с Пряжинского сектора. Там мы видели амбар из деревни Коккойла конца XIX - начала XX вв постройки
интерьер амбара - вдоль стен сусеки, по которым старуха наскребла колобка! :) Сусеки - это отгороженные части амбара или зернохранилища, в которые ссыпали на хранение зерно.
потом видели баню из д. Усть-Яндома (Медвежьегорский район) постройки начала ХХ века.
Баня эта стоит рядом с большим домом Яковлева, по которому у нас была подробная экскурсия.
Дом Яковлева был построен в 1880-1900 гг. артелью местных плотников при участии самого хозяина дома Яковлева Максима Яковлевича в деревне Клещейла, Пряжинский район. С юга к сеням пристроено невысокое крыльцо под двускатной кровлей. С противоположной стороны устроен взвоз.
В начале XX века семья Максима Яковлева состояла из 15 человек. Хозяйство было крепкое, зажиточное: 12 десятин пахотной земли с подсекой, покосы, 5 лошадей, 12 коров, 25 овец. На территории усадьбы располагались двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов. На берегу ламбушки - небольшого лесного озера - стояла баня «по-черному». Кроме того Яковлевы имели водяную мельницу и сепаратор, приносивший семье значительный доход.
В 1966 году дом Яковлева был перевезен в музей-заповедник «Кижи»
окна - резьба скупая, но очень красивая!
А вот и наш экскурсовод Влада Кантор. Все экскурсоводы и мастера, которые представляют разные ремесла в программе "Ожившая экспозиция" - в национальных костюмах. Влада - ведущий методист сектора фольклорно-этнографического театра, уроженка Кижей.
вид из окошка с первого этажа в доме Яковлева - Онего
в комнате полутемно, поэтому и фотографии темные.
за ткацким станком - Марина Михайловна Гусева. Мастера, демонстрирующие свои ремесла - это замечательный проект "Ожившая экспозиция", созданный в 1994 г., этнографические картины, дополняющие экспозицию
Марина Михайловна ткет, а Влада показывает нам, как прядут:
на втором этаже нас ждал сюрприз: артисты фольклорно-этнографического театра музея-заповедника Кижи представляли программу «Музыкальные инструменты Карелии». Они рассказали о народных музыкальных инструментах, продемонстрировали, как они звучат и спели несколько песен - впечатление было огромным!
рожки - торви и пайменторви, сарви (второй слева изогнутый рожок из бересты); а вот труба, изогнутая кругом, называлась "колесом", распространена была у пастухов-карелов; справа йоухикко. Чаще всего делали изогнутые музыкальные инструменты из можжевельника или молодой ели, и выбирали деревья, которые росли над муравейником, считалось, что тембр звучания будет красивее. Разогревали сломанное дерево над костром, и от нагрева оно не ломалось, а принимало при изгибании любые формы. Сразу после спиливания скручивали дерево, закрепляли бечевкой и оставляли до полного высыхания древесины. И только через год делали инструмент!
вот кантеле
пастуший рожок - paimentorvi
и йоухикко
в музее мы купили замечательный диск с фильмом "Вострублю в трубу велегласную...", где и рассказывается об истории и изготовлении духовых пастушьих инструментов.
рядом с домом Яковлева - памятная табличка о том, что в деревне Дудкин-Наволок были записаны былины от народного сказителя Трофима Григорьевича Рябинина:
"...В середине ХIХ века Кижская волость Заонежья представляла собой настоящий духовный «оазис», здесь, как писали собиратели, «самый воздух наполнен поэзией», драгоценные сказания «до сего времени усердно сохранялись народом», «каждый крестьянин знаком с содержанием былин и именами некоторых богатырей». «В Заонежье …у всякого смышленого пожилого человека отыщется в памяти одна - две былины, и хотя сам-то он полагает, что ничего не знает, однако, при случае, вдруг припомнит какую-нибудь былевую песню». В Кижской волости было много замечательных сказителей (Василий Щеголёнок, Симеон Корнилов, Терентий Иевлев, Козьма Романов… П.Н. Рыбников утверждал, что сказители - особые представители крестьянского мира и «чтобы стать ими, нужна любовь к делу, память, голос». По мнению известного собирателя из Поморья Н.Е. Ончукова, «и сказители былин, и сказочники, несомненно, исключительный народ. …Это умственная аристократия деревни».
Однако таким знанием былин, каким владел Т.Г. Рябинин, не располагал ни один певец. Его репертуар состоял в общей сложности из 26 сюжетов (это свыше 6000 стихов), записанных от него двумя выдающимися собирателями - П.Н. Рыбниковым и А.Ф. Гильфердингом. Его тексты отличались художественным совершенством, манера сказывания - искусным мастерством". (отрывок из
очень интересной статьи о Рябинине)
После Пряжинского сектора мы пошли к сектору "Русские Заонежья", о котором - в следующем посте. А вообще там можно ходить часами и безо всяких экскурсий и музеев, сама природа, тишина - несмотря на толпы туристов и вроде как везде должна быть толкотня - там тишина и покой!
Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу
круиз_2011