Этот набор я собиралась отсканировать и показать очень давно, но все руки не доходили. Мне он нравится своей темой, я люблю прогулки по литературным местам, и исполнением - очень художественные, на мой взгляд, фотографии природы Татарстана. Итак, комплект из 15 открыток "Ты в памяти и в сердце, родная сторона!". По тукаевским местам Татарии. Серия "Памятные места СССР". Издательство "Планета", Москва, 1986. Фото В. Мельникова.
Обложка:
1. Памятник Г. Тукаю в деревне Кушлавуч. Скульптор И. Новоселов.
"Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе" ("Родной земле", 1907)
2. В окрестностях Кушлавуча.
"Утро. Неба свод высокий
Жарко тлеет на востоке,
Солнце всходит, и на землю
Полились лучей потоки.
В море света тонут горы,
Золотых полей просторы,
Лес, сады и огороды,
Улицы, дома, заборы". ("Утро", 1911)
3. Окрестности деревни Училе. Вид на деревню. Здесь Тукай после смерти родителей жил в доме деда.
"Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, все вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю родном". ("Родная деревня", 1909)
4. Природа окрестностей Училе.
Я не трону вас, меня не пугайтесь, пичуги.
Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге.
Всё, что Бог вам внушил, распевайте при мне без тревоги,
Не ношу я ружья, не расставил силков на дороге.
Пойте смело, спокойно, не трону я вас, не задену,
Мне ли жизни на воле не знать настоящую цену?
Так не бойтесь меня, я ловить вас не буду, постойте!
Не шумя, не дыша, буду слушать вас... Пойте же, пойте! ("К птицам", 1909)
5. Дом колхозника в Кырлае. Традиционные бытовые вещи в татарской деревне (экспозиция литературно-мемориального музея).
"Про Кырлай, что в Заказанье, знай - деревня неплоха.
Во дворах поют, по слухам, куры звонче петуха!
Родом хоть и не оттуда, там я жил да поживал,
Как умел, пахал и сеял, жал да песни напевал". ("Шурале", 1908)
6. Мемориальный музей Г. Тукая. Дом крестьянина Сагди, где прошли детские годы поэта. Фрагмены экспозиции.
"Вот и Кырлай. Дом дяди Сагди, оказалось, стоял недалеко от околицы. Проехав немного, мы остановились возле низкой избенки... Моя новая мать, как о том предупреждал дядя Сагди, вышла нас встречать. Она открыла ворота. Улыбаясь, сняла меня с телеги и повела в дом". ("Что я помню о себе", 1909)
7. Фрагмент экспозиции "Тукай в Уральске". Литературно-мемориальный музей в деревне Кырлай. Фрагмент экспозиции "Детство поэта".
"Жизнь моя... прошла довольно неприглядно, довольно мрачно, но вместе с тем интересно" ("Что я помню о себе", 1909)
8. Дороги Заказанья. Дорожная корзина - спутница Г. Тукая в его путешествиях. Родник у дороги.
Образцами мне Пушкин и Лермонтов служат.
Я помалу карабкаюсь, сердце не тужит.
До вершины добраться хочу и запеть,
Хоть посмотришь на кручу - и голову кружит.
Путь далек, но до цели меня он доставит.
Не горбат я, не жду, что могила исправит.
Где-то спящие страсти прорвутся на свет,
И небес благодать мои крылья расправит. ("Размышления одного татарского поэта", 1917)
9. Родные просторы.
"Стояла прелестная летняя пора. Отрадно мне было смотреть на зеленые травы и леса, а солнце ласкало своими нежаркими лучами" ("Что я помню о себе", 1909)
10. Бывшая гостиница "Булгар" в Казани. Здесь Г. Тукай жил в 1907-1912 гг. Личные вещи поэта.
"Чуть про Казань разговор заведут, вспомню я место родное.
Озеро то, что Кабаном зовут, сразу встает предо мною". ("Казань и Заказанье", 1912)
11. Г. Тукай. Фото 1912. Прижизненные издания Габдуллы Тукая.
"...Поэт он действительно замечательный и великий. У нас была должность - огнедержатель, когда в горах не было электричества, не было свеч. Огнедержателем своего народа можно назвать и Тукая. Это - огонь любви, это - огонь таланта, это - огонь непримиримости к пошлости, лжи, огонь ненависти к многочисленным врагам всей земли. Этот огонь завещал он нам. И мы перенесем его через годы. Имя его дорого нам". (Расул Гамзатов, поэт, лауреат Ленинской премии).
12. Книги Г. Тукая для детей, изданные в годы Советской власти.
"О пора, когда бывает сердце чище родника!
О пора, когда, как листья, жизнь свежа, нежна, ярка!
Как распахнутое поле сердце детское твое,
Словно зерна золотые, принимает бытие". ("Пора, вспоминаемая с грустью", 1912)
13. Г. Тукай "Водяная". Казань, 1969 г. Пруд в деревне Кырлай.
"Лето. В жаркую погоду любо в озере играть -
Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!
Так резвился больше часа, - нипочем теперь жара!
Но из озера, однако, вылезать пришла пора.
Я домой уже собрался, оглянулся на мостки -
Глядь! - там ведьма водяная ноги свесила с доски!
Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой. ("Водяная", 1908)
14. Новая и старая Казань. Современные издания Г. Тукая.
"О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!" ("Пара лошадей", 1907)
15. Традиционный праздник поэзии и Казани, посвященный дню рождения Габдуллы Тукая. 26 апреля 1984 г.
"Пусть умру - народ запомнит имя скромное мое,
В этом цель моя, такой буду счастлив я судьбой". ("К народу", 1906).
И предисловие к комплекту открыток:
«На небосклоне мировой поэзии он взошел крупной и яркой звездой, и запрокинув голову, сразу увидишь эту звезду в созвездии Пушкина. Почему Пушкина? А потому, что многое роднит этих поэтов разных времен и разных языков, и вы услышите, как учащенно забьется сердце от этого родства» - так говорил о Тукае известный советский поэт Михаил Луконин.
Быть в созвездии Пушкина! Это была самая сокровенная мечта поэта. Еще на заре творчества в 1906 году он писал:
«Моя душа близка твоей, но как различны силы!
О, если бы такой талант судьба мне подарила!»
Может быть, именно это чувство родства помогло Тукаю сделать для своего народа то, что сделал Пушкин для России. Он стал основоположником новой татарской реалистической литературы, татарского литературного языка, татарской демократической публицистики, журналистики, критики. Велика его роль и в формировании татарского языка послеоктябрьской эпохи и в особенности языка татарской современной поэзии.
Габдулла Тукай (Тукаев) прожил короткую и трагическую жизнь. Родился он 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской губернии. Рано лишившись родителей, он скитался по чужим углам в деревнях Училе, Сосна, Кырлай. Пути сиротства привели его в 4-летнем возрасте в Казань, в дом кустаря.
В 1894 году Тукай уезжает в Уральск и живет в семье дальнего родственника. Далекий степной город стал для будущего поэта своеобразным университетом. Здесь он учится в медресе, изучает языки: русский, арабский, персидский, турецкий; древнюю поэзию Востока; русскую и мировую классику. В это время и сам берется за перо. Сохранились рукописные журналы с его ученическими стихотворениями.
Бурные события первой русской революции в России способствовали быстрому формированию Тукая и как поэта, и как личности. В 1905 году он работает наборщиком русской газеты «Уралец», а через год - корректором, корреспондентом, фактическим редактором газет и журналов, издававшихся в Уральске на татарском языке. С вольного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок!» началось его активное литературное творчество. За короткое время имя Тукая становится известным далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Оренбурга, Казани.
Осенью 1907 года Тукай едет в Казань - «очаг науки, искусства и просвещения», знакомится с передовой татарской интеллигенцией, с выдающимся татарским революционером, большевиком X. Ямашевым, памяти которого он посвятил одно из лучших стихотворений. Здесь он работает экспедитором в книжном издательстве, сотрудничает в газете «Альислах» («Реформа»), сатирических журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-йолт» («Зарница»), живет в тесных холодных номерах казанских гостиниц.
Творчество Тукая в Казани обогащается новыми темами, образами. Жизнь обездоленных, судьба женщины, труд рабочих казанских фабрик и заводов, судьба Родины - все волновало поэта. Любовью к Родине проникнуто стихотворение «Не уйдем!» (1907 г.), в котором ярко выразился интернационализм поэта.
Тукай - поэт разностороннего дарования. Он - тонкий лирик, воспевающий радость большой земной любви, красоту природы родного края, свободу и равенство всех людей на земле. Вместе с тем он острый сатирик, выступающий против лжи и лицемерия правящего класса и духовенства. Вершиной сатирического творчества Тукая стала поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908 г.), в которой он разоблачал старый прогнивший мир - оплот фанатизма и невежества. Как поэт-публицист, он откликался на самые актуальные вопросы времени.
Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях «Водяная», «Кисонька», «Сказка о козе и баране», «Неожиданно» и многих других воспитывалось не одно поколение.
Особую любовь снискала у читателей поэма-сказка «Шурале», где образы Родины и народа запечатлены в ярких, запоминающихся красках. Не случайно она переведена на многие языки народов СССР и мира, ее образы воплощены в музыке, живописи, балете, скульптуре.
Значительное место в творчестве поэта занимают переводы и переложения. Он переводил то, что было близко ему по духу: стихотворения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Кольцова, Некрасова, Майкова, Плещеева, Бальмонта и других. Тукай - первый пропагандист поэзии Пушкина и Лермонтова среди народов Востока.
Высоко ставил он звание поэта. Долг поэта - служение народу, а подвиг его - говорить правду. До конца жизни он оставался верным своему кредо, снискав в народе имя «Правдивый Тукай».
Жизнь его оборвалась рано. Умер он от чахотки 15 апреля 1913 года в расцвете таланта. О нем как о великом поэте-демократе и гуманисте писали и говорили Горький, Есенин, Фадеев, Ауэзов, Гулям, Арагон и другие.
Творчество Тукая было известно В.И. Ленину. В 1921 году, в дни работы X съезда партии, Владимир Ильич во время беседы с представителями казанской делегации поинтересовался: «Есть ли достойные преемники Тукаева?». Получив утвердительный ответ, он от души порадовался.
Поэт оставил богатое наследие, которое является достоянием всей многонациональной советской литературы. За годы Советской власти произведения Тукая издавались 170 раз на различных языках народов мира: английском, французском, арабском, турецком, финском, венгерском, болгарском и других.
Благодарные потомки высоко чтят его память. Каждый год в день рождения поэта у памятника в Казани собираются любители поэзии, поэты Татарии. Здесь они читают стихи, как бы отчитываясь перед Тукаем. В этот день присуждается республиканская премия его имени.
Праздник проходит и на родине поэта - в Заказанье. Хотя дома, связанные с детством Тукая, не сохранились, но сохранилась природа, в глубинах которой когда-то зародился дух его поэзии.
Мемориальным памятником стало село Кырлай, где он прожил в доме крестьянина Сагди около пяти лет: здесь постигал азы грамоты, познал крестьянский труд, познакомился и на всю жизнь полюбил народные праздники, слушал сказки о проделках Шурале и Водяной. По словам самого Тукая, в Кырлае у него «раскрылись глаза на мир, откуда начал помнить себя».
В деревне и поныне живы вековые ивы, все еще доносится журчание родника и немало тропинок, которые хранят следы поэта. Одна из них ведет к музею, открытие которого состоялось 25 апреля 1979 года.
Музей расположен на берегу речушки, воспетой Тукаем. Он виден издалека. К нему можно пройти и по центральной аллее, и по аллее кудрявых берез, и по аллее «Дружбы», где с каждым годом набирают силу деревца, посаженные руками тех, кто уже побывал здесь.
Рядом с музеем - памятник поэту. Кажется, что Тукай, прежде чем зайти в дом, решил немножко отдохнуть. Очень уж короткая, но слишком тяжелая была его жизненная дорога.
В залах музея в хронологической последовательности раскрываются основные этапы жизненной и творческой биографии поэта. Бережно хранятся уникальные экспонаты - личные вещи, вещи его близких, а также предметы того времени.
Родная земля! Здесь все проникнуто поэзией Тукая: «овин у ручья», «степи и дороги средь полей» и даже небо, воспетое им:
«Чтоб на радостную землю поглядеть издалека,
Словно лебеди застыли в синем небе облаках.
Нескончаем людской поток к памятным местам...
Д. Багаутдинова